Суть и задача законодательства о публичных закупках в Украине – обеспечение максимальной экономии и эффективности использования (расходования) средств субъектами, обеспечивающими потребности государства или территориальной громады, в том числе эффективное использование денежных средств, сэкономленных в процессе осуществления закупок.
При этом использование сэкономленных средств возлагает на заказчика права и обязанности, предусмотренные законодательством о публичных закупках, а также ответственность в случае их невыполнения.
Кого, за что и на сколько штрафуют согласно новому Закону
Экономия денежных средств может возникать на разных этапах проведения закупок, в частности как в процессе выполнения договора, так и на стадии проведения тендера.
Любая закупка, осуществляемая в рамках законодательства о публичных закупках, проводится на основании договора, заключенного согласно общим нормам законодательства с учетом особенностей, определенных законодательством о публичных закупках. Одним из существенных условий договора о закупке является его цена, которая может изменяться исключительно в случаях, определенных законом, причем в сторону как увеличения, так и уменьшения
При внесении сторонами в порядке, предусмотренном законодательством о публичных закупках, изменений в договор в части уменьшения цены, в результате чего происходит фактическое высвобождение части средств, запланированных на оплату по этому договору, при условии что такое высвобождение не повлияло на количество и качество предмета закупки, такие средства вполне правомерно могут считаться сэкономленными.
В ходе проведения закупки, например с использованием процедуры открытых торгов, стоимость предмета закупки по результатам аукциона может снизиться, что также позволит высвободить часть запланированных для данной закупки денежных средств, которые также можно считать сэкономленными.
В обоих случаях высвобождение таких средств не планировалось заранее (хотя и было желательным), обстоятельства, обусловившие экономию средств (снижение цены договора, аукцион и т. п.) сложились после планирования закупки. Размер сэкономленных средств не мог быть известен на момент такого планирования заказчику, поэтому последний объективно не мог предусмотреть будущую возможность проведения закупки на такие средства.
Определенной новацией в законодательстве является норма о планировании закупок. А именно в ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О публичных закупках» закреплено планирование закупок на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг и составление на основании таких имеющихся потребностей годового плана закупок, который является довольно гибким с точки зрения возможности внесения в него изменений и планирования новых закупок.
Следовательно, крайне важно, имея высвобожденные (сэкономленные) денежные средства, найти обоснованную имеющуюся потребность для их использования и проведения новой закупки. То есть самого факта наличия дополнительных денежных средств, которые необходимо куда-то потратить, недостаточно. В противном случае заказчик рискует быть обвиненным в безосновательном расходовании им же сэкономленных средств со стороны контролирующих органов и привлеченным к ответственности.
Найдя и обосновав потребность для проведения новой закупки на сэкономленные средства, заказчик сталкивается с новым вопросом: не обязан ли он при определении вида закупки (без использования электронной системы, упрощенная закупка, открытые торги), зависящего от суммы закупки, определять такую сумму с учетом ранее проведенных закупок по тому же предмету, чтобы не быть обвиненным в его искусственном делении на части?
Дополнительные закупки: как не нарушить законодательный запрет делить предмет
В соответствии с абз. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О публичных закупках» закупка проводится в соответствии с годовым планом, в котором, среди прочего, указывается размер бюджетного назначения и/или ожидаемая стоимость предмета закупки (куда должны были входить и в дальнейшем сэкономленные денежные средства), подтверждая этим отсутствие у заказчика предварительных планов в отношении размера сэкономленных средств, их искусственного вывода и использования.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Исходя из изложенного, использование сэкономленных средств для новых закупок не может быть расценено как сознательное деление заказчиком предмета закупки на части. При выборе вида закупки (без использования электронной системы, упрощенная закупка, открытые торги) учитывается только размер сэкономленных средств, на которые проводится такая новая закупка, без учета сумм ранее проведенных закупок по этому же предмету.
Подводя общий итог особенностей проведения закупок на сэкономленные средства, можно сделать следующие выводы:
1. Высвобождение таких средств произошло без влияния на количественные и качественные характеристики предмета закупки, по которому они ранее были запланированы в соответствии с годовым планом.
2. Обязательным признаком сэкономленных денежных средств является объективная невозможность предусмотреть их размер на момент планирования закупки, в ходе которой возникла экономия.
3. При использовании сэкономленных средств для проведения новой закупки обязательно должна быть потребность в закупке того или иного нового предмета закупки и должны быть внесены соответствующие изменения в годовой план.
4. Закупка на сэкономленные средства проводится без учета закупок, которые были выполнены ранее по тому же предмету закупки. То есть товары, услуги или работы, которые закупаются, представляют самостоятельный предмет закупки.