Алгоритм открытых торгов по Особенностям

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Открытые торги — это основная процедура закупки. Узнайте, как действовать на каждом этапе проведения открытых торгов

Открытые торги: что это

Открытые торги — это основная процедура закупки.

Каждое уполномоченное лицо заказчика должно знать порядок проведения открытых торгов, даже если они не входят в его функции, ведь именно порядок проведения открытых торгов лежит в основе любого вида конкурентной закупки.

На сегодняшний день алгоритм открытых торгов изменили Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (далее — Особенности).

Открытые торги с особенностями № 1178

В соответствии с частью 3 Особенностей заказчики, обязанные осуществлять публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом № 922, проводят закупки в соответствии с Законом № 922 с учетом этих Особенностей.

Поэтому последовательно рассмотрим этапы проведения открытых торгов в соответствии с требованиями Закона № 922 с учетом Особенностей.

Открытые торги начинаются с планирования. Закупку в соответствии с Особенностями заказчик осуществляет на основании имеющейся потребности или в случае плановой потребности следующего года (плановых потребностей последующих периодов). Запланированная закупка входит в годовой план закупок заказчика в соответствии со статьей 4 Закона № 922.

Годовой план и изменения к нему заказчик бесплатно публикует в электронной системе закупок (ЭСЗ) в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения. 

После этого заказчик должен проанализировать предмет, который планирует закупить, чтобы создать тендерную документацию и включить в нее необходимые условия.

Уполномоченное лицо заказчика своим решением утверждает тендерную документацию, принимает окончательное решение о проведении открытых торгов и объявляет процедуру закупки в ЭСЗ.

В соответствии с п. 34 Особенностей срок для подачи тендерных предложений не может быть меньше, чем:

  • семь дней со дня обнародования в электронной системе закупок объявления о проведении открытых торгов на закупку товаров, услуг;
  • 14 дней со дня обнародования в электронной системе закупок объявления о проведении открытых торгов на закупку работ;
  • 30 дней для открытых торгов с публикацией на английском языке.

Для исчисления сроков необходимо руководствоваться ГК, который закрепляет общие положения о том, как правильно исчислять сроки.

Важно! Открытые торги можно объявить с проведением аукциона и без него. 

Алгоритм открытых торгов на этапе № 1

Объявление о проведении открытых торгов должно обязательно содержать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 21 Закона № 922.

Такое объявление, в случае если открытые торги с Особенностями заказчик проводит без применения электронного аукциона, должно кроме соответствующей информации содержать информацию о проведении открытых торгов без применения электронного аукциона и обоснование проведения открытых торгов без применения электронного аукциона. В этом случае в объявлении не указывается информация о шаге понижения в аукционе.

Форма и содержание такого обоснования законодательством не устанавливаются, поэтому заказчик обеспечивает их самостоятельно.

В случае, если обнародование в ЭСЗ информации о месте поставки (обнародование которой предусматривает Закон № 922) несет угрозу безопасности заказчика, такую информацию можно указывать как наименование населенного пункта, в который осуществляется доставка товара (в котором выполняются работы или предоставляются услуги).

Вместе с объявлением о проведении открытых торгов в ЭСЗ заказчик публикует тендерную документацию (ТД). Он публикует ее для общего доступа путем заполнения полей в электронной системе.

Обнародование объявления о проведении открытых торгов для заказчика является бесплатным.

Тендерную документацию также можно скачать в отдельном файле. Формат файла Закон № 922 не устанавливает, поэтому заказчики сами решают, как загружать ТД — в PDF или Word.

Тендерную документацию следует формировать в соответствии с требованиями статьи 22 Закона с учетом Особенностей.

Заказчик в ТД обязательно указывает информацию о принятии или непринятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше ожидаемой стоимости предмета закупки, которую заказчик определил в объявлении о проведении открытых торгов.

Если допускается предлагать цену выше ожидаемой стоимости, то заказчик должен указать в ТД о приемлемом проценте превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, которую заказчик определил в объявлении о проведении открытых торгов.

Когда заказчик формирует требования ТД, он должен учитывать отдельные изменения, внесенные Особенностями, а именно она должна содержать:

  • один или несколько квалификационных критериев в соответствии со статьей 16 Закона с учетом положений этих особенностей и информацию о способе подтверждения соответствия участников процедуры закупки установленным критериям и требованиям согласно законодательству;
  • основания для отказа в участии в открытых торгах, установленные пунктом 47 этих особенностей, и информацию о способе подтверждения отсутствия оснований для отклонения. 

В случае закупки товаров заказчик может не устанавливать квалификационные критерии. При проведении открытых торгов для закупки твердого топлива, бензина, дизельного топлива, природного газа, сжиженного газа для автомобильного транспорта, сжиженного газа для коммунально-бытового потребления и промышленных целей, электрической энергии положения о квалификационных критериях, определенных в пунктах 1 и 2 части второй статьи 16 Закона заказчиком не применяются.

В этом случае заказчики не могут устанавливать требования к предмету закупки, не предусмотренные соответствующим национальным стандартом (при наличии национального стандарта для соответствующего предмета закупки).

Для объединения участников в качестве участника процедуры закупки заказчик указывает условия предоставления информации и способа подтверждения соответствия таких участников объединения установленным квалификационным критериям и основаниям, которые определяет пункт 47 Особенностей.

Кроме того, ТД может содержать правила указания в договоре о закупке денежного эквивалента в национальной или иностранной валюте по официальному курсу, устанавливаемому НБУ по состоянию на дату раскрытия тендерных предложений.

В конце обнародования объявления о проведении открытых торгов, когда заказчик заполнил всю необходимую информацию и загрузил файл, он должен наложить КЭП.

Внимание! За нарушение сроков обнародования информации о закупке и нарушение сроков обнародования тендерной документации заказчик может получить штраф согласно статье 164–14 КпАП, который составит от 1700 грн в первом случае и от 25 500 грн во втором.

Рекомендация! Заказчикам целесообразно после обнародования объявления об открытых торгах проверять информацию, открывается ли ТД, ведь она должна быть в машиночитаемом формате.

После того как вся необходимая информация обнародована, заказчик ожидает подачи тендерных предложений.

Алгоритм открытых торгов на этапе № 2

Во время проведения открытых торгов тендерные предложения имеют право подавать все заинтересованные лица.

Участники готовят тендерные предложения с учетом требований тендерной документации, установленных заказчиком, и заполняют электронные поля. Заказчик не требует от участника процедуры закупки при подаче тендерного предложения в электронной системе закупок каких-либо документов, подтверждающих отсутствие оснований, определенных в пункте 47 Особенностей, кроме самостоятельного декларирования отсутствия таких оснований участником процедуры закупки в соответствии с абзацем 16 этого пункта.

В период подачи тендерных предложений заказчик может вносить изменения в тендерную документацию, а также получать обращения и требования от участников. Кроме того, он может столкнуться с обжалованием тендерной документации.

В случае внесения изменений в тендерную документацию срок для подачи тендерных предложений заказчик продлевает в ЭСЗ таким образом, чтобы с момента внесения изменений в ТД до окончания конечного срока подачи тендерных предложений оставалось не менее четырех дней.

Изменения, которые заказчик вносит в ТД, размещаются и отображаются в ЭСЗ в виде новой редакции тендерной документации в дополнение к первоначальной редакции тендерной документации. Заказчик вместе с изменениями в ТД в отдельном документе обнародует перечень вносимых изменений. Изменения в тендерную документацию в машиночитаемом формате размещаются в ЭСЗ в течение одного дня с даты принятия решения об их внесении.

В случае, когда заказчик несвоевременно предоставил разъяснения по содержанию ТД, ЭСЗ автоматически приостанавливает ход открытых торгов.

Чтобы возобновить ход открытых торгов, заказчик должен разместить разъяснения относительно содержания тендерной документации в электронной системе закупок с одновременным продлением срока подачи тендерных предложений не менее чем на четыре дня.

Важно! После обнародования в ЭСЗ жалобы, ЭСЗ автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признании его несостоявшимся, отмене переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.

Таким образом, заказчик не сможет повлиять на оспариваемую процедуру закупки, кроме как исправить нарушения, на которые жалуется участник, или отстаивать свою точку зрения в органе обжалования при рассмотрении жалобы.

Алгоритм открытых торгов на этапе № 3

Если этап обращений и обжалований прошел и завершился период подачи тендерных предложений, заказчик переходит к аукциону или, при условии что в ТД было предусмотрено, что открытые торги проводятся без применения аукциона, к этапу рассмотрения тендерных предложений.

Если аукцион не проводится, в ЭСЗ по истечении срока для подачи тендерных предложений, который определил заказчик в объявлении о проведении открытых торгов, проходящих без применения электронного аукциона, раскрывается информация о тендерных предложениях, в том числе информация о цене/приведенной цене тендерного предложения (тендерных предложений). 

Дата и время раскрытия тендерных предложений, дата и время проведения электронного аукциона ЭСЗ определяет автоматически в день, когда заказчик обнародовал объявление о проведении открытых торгов в ЭСЗ.

Перед началом аукциона автоматически раскрывается информация о ценах/приведенных ценах тендерных предложений.

Заказчик не принимает непосредственного участия в аукционе во время открытых торгов, но может свободно наблюдать за ценовой борьбой участников.

Обратите внимание! Электронный аукцион не может проходить в выходные дни и в нерабочее время.

В ходе аукциона происходит оценка тендерных предложений. ЭСЗ проводит ее автоматически на основе критериев и методики оценки, которые заказчик указал в ТД, путем применения электронного аукциона.

Особенности внесли новое условие, позволяющее определять победителя в ситуации, когда аукцион не состоялся.

Если было подано одно тендерное предложение, ЭСЗ по истечении срока для подачи тендерных предложений, который определил заказчик в объявлении о проведении открытых торгов, не проводит оценку такого тендерного предложения и определяет такое тендерное предложение наиболее экономически выгодным.

Заказчик рассматривает такое тендерное предложение на тех же условиях, что и участников аукциона.

Раскрытие тендерных предложений ЭСЗ осуществляет автоматически сразу после завершения электронного аукциона или в случае подачи одного тендерного предложения, сразу после завершения периода подачи тендерных предложений. Последний алгоритм действий и в случае, если открытые торги проводятся без применения электронного аукциона. 

Заказчик не формирует протокол раскрытия тендерных предложений. В день раскрытия тендерных предложений такой протокол автоматически формирует и обнародует ЭСЗ.

Алгоритм открытых торгов на этапе № 4

Далее заказчик должен рассмотреть тендерные предложения участников.

Если был аукцион, то сначала он рассматривает тендерное предложение, которое определено наиболее экономически выгодным по результатам аукциона. Если аукциона не было, то наиболее экономически выгодным тендерным предложением электронная система закупок определяет тендерное предложение, цена/приведенная цена которого является самой низкой.

Оценка тендерного предложения ЭСЗ проводится автоматически на основе критериев и методики оценки, которые заказчик определил в ТД, путем определения тендерного предложения наиболее экономически выгодным. 

Срок рассмотрения тендерного предложения не должен превышать пяти рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Такой срок заказчик может аргументированно продлить до 20 рабочих дней.

В случае продления срока заказчик публикует сообщение в ЭСЗ в течение одного дня со дня принятия соответствующего решения.

На этом этапе открытых торгов основная задача заказчика — проверить, соответствует ли тендерное предложение требованиям ТД и Закона.

Аномально низкая цена

В ходе рассмотрения тендерных предложений заказчик может столкнуться с тем, что наиболее экономически выгодное тендерное предложение будет определено как аномально низкое.

Обратите внимание! Такое определение ЭСЗ осуществляет автоматически, поэтому заказчик не может делать это сам, даже если цена тендерного предложения ему кажется слишком низкой.

Определение аномально низкой цены по результатам аукциона определено в статье 1 Закона.

А в случае, когда аукцион не проводится, под термином «аномально низкая цена тендерного предложения» понимается цена/приведенная цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения, которая меньше на 40 или более процентов среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников процедуры закупки, и/или меньше на 30 или более процентов следующей цены/приведенной цены тендерного предложения; аномально низкую цену ЭСЗ определяет автоматически при условии наличия не менее двух участников, которые подали свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лоту), должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения обоснование в произвольной форме относительно цен или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг тендерного предложения.

В случае если аукцион проводился аномально низкая цена определяется в соответствии с понятием в ч. 1 ст. 1 Закона.

В случае определения ценового предложения участника аномально низким, заказчик ждет реакции участника, ведь тот в течение одного рабочего дня должен обнародовать обоснование аномально низкой цены тендерного предложения.

Нарушение этого срока является основанием для отклонения такого предложения участника. А вот принадлежность такого обоснования заказчик определяет самостоятельно и в случае, когда он считает обоснование аномально низкой цены тендерного предложения участника ненадлежащим, может отклонить тендерное предложение такого участника. Однако такое решение заказчика достаточно часто участники обжалуют.

Несоответствия тендерного предложения

Если заказчик при рассмотрении тендерного предложения участника процедуры закупки обнаружил несоответствия в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в тендерном предложении и/или представление которых предусматривала ТД, он размещает в срок, который не может быть менее двух рабочих дней до окончания срока рассмотрения тендерных предложений, сообщение с требованием об устранении таких несоответствий в электронной системе закупок.

Под несоответствием в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в составе тендерного предложения и/или представление которых требовала ТД, понимается в том числе отсутствие в составе тендерного предложения:

  • информации и/или документов, представление которых предусмотрено тендерной документацией (кроме случаев отсутствия обеспечения тендерного предложения, если такое обеспечение требовал заказчик; и/или
  • отсутствия информации (и/или документов) о технических и качественных характеристиках предмета закупки, предлагаемого участником процедуры в его тендерном предложении).

Несоответствием в информации и/или документах, предоставляемых участником процедуры закупки во исполнение требований технической спецификации к предмету закупки, считаются ошибки, исправление которых не приводит к изменению предмета закупки, предложенного участником процедуры закупки в составе его тендерного предложения, наименования товара, марки, модели и т.п.

Заказчик не может размещать в отношении одного и того же участника процедуры закупки более одного раза уведомление с требованием об устранении несоответствий в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в составе тендерного предложения, кроме случаев, связанных с выполнением решения органа обжалования.

Открытые торги — один участник

Если тендерное предложение, которое определено как наиболее экономически выгодное, соответствует всем требованиям, заказчик может не рассматривать последующие тендерные предложения.

Если же наиболее экономически выгодное тендерное предложение не соответствует требованиям тендерной документации, заказчик должен отказать такому участнику на основаниях, предусмотренных в пункте 44 Особенностей.

В случае отклонения наиболее экономически выгодного тендерного предложения заказчик рассматривает следующее тендерное предложение в списке предложений, расположенных по результатам их оценки - от лучшего, в порядке и сроки, определенные в Законе, то есть в те же сроки, что и для первого участника.

Если тендерное предложение подал один участник, заказчик принимает решение по нему.

Алгоритм открытых торгов на этапе № 5

После того как заказчик определит участника, отвечающего всем требованиям, он должен принять решение об определении его победителем и обнародовать его.

Сообщение о намерении заключить договор о закупке автоматически формирует ЭСЗ в течение одного дня с даты, когда заказчик обнародовал решение об определении победителя процедуры закупки в ЭСЗ.

После его обнародования начинает отсчитываться срок заключения договора.

В этот период победитель процедуры закупки в срок, не превышающий четыре дня с даты обнародования в ЭСЗ сообщения о намерении заключить договор о закупке, должен предоставить заказчику путем обнародования в электронной системе закупок документы, подтверждающие отсутствие оснований, указанных в подпунктах 3, 5, 6 и 12 пункта 47 Особенностей. 

Заказчик имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации в соответствии с их компетенцией.

В случае получения достоверной информации о несоответствии победителя процедуры закупки требованиям квалификационных критериев, основаниям, установленным в пункте 47 Особенностей, или факту указания в тендерном предложении любой недостоверной информации, которая является существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника.

В случае наличия оснований для отклонения тендерного предложения победителя процедуры закупки заказчик отклоняет его на основании, определенном в пункте 44 Особенностей.

Если же победитель выполнил все требования, заказчик может заключать с ним договор о закупке.

Алгоритм открытых торгов на этапе № 6

Важно! Чтобы обеспечить право на обжалование решений заказчика в органе обжалования, стороны не могут заключить договор о закупке ранее чем через пять дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.

Заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя процедуры закупки. В случае обоснованной необходимости срок для заключения договора может быть продлен до 60 дней.

Закон не определяет порядок обоснования необходимости продления срока для заключения договора, поэтому заказчик может сделать это путем принятия решения уполномоченного лица, которое оформляется протоколом.

В случае подачи жалобы в орган обжалования после обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке, течение срока для заключения договора о закупке приостанавливается.

В случае отклонения тендерного предложения по основаниям, предусмотренным для победителя процедуры закупки, заказчик определяет победителя процедуры закупки среди тех участников процедуры закупки, тендерное предложение (срок действия которого еще не истек) которого соответствует критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и может быть признано наиболее экономически выгодным в соответствии с требованиями Закона № 922 и этих особенностей, и принимает решение о намерении заключить договор о закупке в порядке и на условиях, определенных в статье 33 Закона и Особенностях.

Победитель процедуры закупки при заключении договора о закупке должен предоставить соответствующую информацию о праве подписания договора о закупке. После того, как стороны заключили договор о закупке, заказчик должен обнародовать этот договор и все приложения к нему в ЭСЗ в течение трех рабочих дней со дня его заключения.

Завершением процедуры закупки является обнародование отчета о результатах проведения закупки с использованием ЭСЗ. Такой отчет ЭСЗ формирует автоматически и обнародует в течение одного дня после того, как заказчик обнародовал договор о закупке в ЭСЗ.



зміст

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді