Аномально низкая цена в открытых торгах

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Что такое аномально низкая цена, как ее определяют и как действовать, когда участник подал тендерное предложение по аномально низкой цене

Аномально низкая цена тендерного предложения

Дефиниция аномально низкой цены приведена в п.3 ч.1 ст.1 Закона № 922.

Аномально низкая цена – это цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения по результатам аукциона, которая меньше на 40 или более процентов от среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона, и/или меньше на 30 или более процентов от следующей цены/приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.

Аномально низкая цена определяется электронной системой закупок (далее – ЭСЗ) автоматически при наличии не менее двух участников, которые подали свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лота).

Например, участники установили следующие цены: №1 в 500 тыс. грн., №2 в 480 тыс. грн., №3 в 220 тыс. грн.

Среднеарифметическое значение составит (500+480+220): 3=400 тыс. грн.

То есть 400 тыс. грн. есть 100%, а 220 тыс. есть 55% от этой суммы, то есть меньше на 45% от среднеарифметической цены, а следовательно аномально низкой.

Следующей ценой 480 тыс. грн., и разница составляет уже 54,2%, а не разрешены 29,9999%.

Важно! Согласно предписаниям ч.5 ст.30 Закона № 922, расчет аномально низкой цены осуществляет ЭСЗ автоматически на всех этапах электронного аукциона и информирует об этом участника процедуры закупки и заказчика. Итак, о каких-либо предубеждениях заказчика на этот счет не может идти речи.

Обратите внимание, что по предписаниям п.37 Особенностей № 1178 по обоснованному решению заказчика открытые торги могут быть проведены без применения электронного аукциона. В таком случае под термином «аномально низкая цена тендерного предложения» понимается цена/приведенная цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения, которая меньше на 40 или более процентов среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников процедуры закупки, и/или меньше на 30 или более процентов следующей цены/приведенной цены тендерного предложения; аномально низкая цена определяется ЕСЗ автоматически при наличии не менее двух участников, которые подали свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лота).

Наталия Заец эксперт, консультант по публичным закупкам, канд. экон. наук
Будете понимать, можно ли применить 24 часа на исправление несоответствий в ситуации, когда участник предоставил неправильное обоснование аномально низкой цены

Аномально низкая цена: обоснование

Если ЕСЗ выявлено, что в тендерном предложении участника цена аномально низкая, такому участнику предоставляется шанс для объяснений.

Так, по предписаниям ч.14 ст. 29 Закона № 922, п.37 Особенностей № 1178, участник, чье тендерное предложение является наиболее экономически выгодным, но содержит аномально низкую цену, должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного предложения обоснования в произвольной форме относительно цен или стоимости соответствующих ТМЦ/ работ/услуг.

Например, если наиболее экономически выгодное тендерное предложение было определено в пятницу, то участник должен предоставить свое обоснование в понедельник (если он не является выходным или праздничным днем).

Обратите внимание, что ЕСЗ сама устанавливает предельный срок представления участником обоснования аномально низкой цены, например, до 15.12.2023 в 00:00.

Такое обоснование подается через ЕС в электронном файле. Обычно такое обоснование печатается, а затем уже напечатанное письмо сканируется и отправляется в формате pdf . Впрочем, если файл становится достаточно объемным или содержит несколько документов, то его можно сжать и отправить в формате rar.

Участникам следует помнить, что заказчик должен отклонить аномально низкое тендерное предложение, в случае, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в нем цены или стоимости или предоставил, но несвоевременно (ч.14 ст.29 Закона № 922, п.44 Особенностей № 1178).

Вместе с тем Закон № 922 не дает четкой формулировки понятия «надлежащего обоснования цены», поэтому заказчик может по своему усмотрению определять, являются ли обоснования надлежащими или его можно не принимать во внимание.

Впрочем, в ч.14 ст. 29 Закона № 922 приведен примерный перечень той информации, которая может быть в обосновании, в частности:

  1. достижение экономии благодаря примененному технологическому процессу производства товаров, порядку предоставления услуг или технологии строительства;
  2. благоприятные условия, при которых участник может поставить товары, предоставить услуги или выполнить работы, в частности, специальное ценовое предложение (скидка) участника;
  3. получение участником государственной помощи согласно законодательству.

Когда заказчик обязан отклонить участника, а когда нет

Пункт 44 Особенностей №1178 дает заказчику две опции:
  • обязанность отклонить тендерное предложение. Так, заказчик обязан отклонить аномально низкое тендерное предложение в случае непоступления такого обоснования в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного предложения;
  • возможность отклонить тендерное предложение. Так, заказчик может отклонить аномально низкое тендерное предложение, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в нем цены или стоимости. Обратите внимание, что понятие «надлежащего обоснования» оценочно, и заказчик не может автоматически отклонить такое тендерное предложение, ему нужно детально проанализировать такое обоснование.

Поскольку понятие «надлежащего обоснования» является оценочным, то фактически аудиторы из ГАС не могут установить нарушения, а отклонение может обжаловать участник в АМКУ, с большими шансами получить Решение АМКУ в свою пользу. Поэтому заказчикам нужно внимательно отнестись к такому обоснованию.

В частности, если участник подает объяснения, в которых будут детальные расчеты, либо конкретные ссылки на получение государственной помощи, либо ссылки о наличии сверхсовременного оборудования и материально-технической базы, которую участник должным образом подтвердил документами, предоставленными в составе ценового предложения и позволяющими уменьшить участнику. сумму ценового предложения, то говорить, что такое предложение необоснованным, уже нельзя.

Выводы

Поэтому, устанавливая цену на свои ТМЦ/услуги, участнику следует учесть, что его цена может быть признана аномально низкой. При таких обстоятельствах, готовя тендерное предложение, нужно также сразу подготовить и обоснование того, почему участник предлагает именно такую цену, ведь срок подачи объяснений чрезвычайно короткий.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді