Как отклонить предложение участника или победителя в торгах

RU UA
Автор
консультант з публічних закупівель
Неправомерное отклонение тендерного предложения может привлечь внимание аудиторов или привести к обжалованию участниками такого решения. Чтобы не допустить ошибок при отклонении тендерных предложений – читайте статью

Основания для отклонения тендерного предложения

На период военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены заказчики руководствуются Законом № 922 с учетом Особенностями № 1178.

Причины отклонения тендерного предложения определяет пункт 44 Особенностей № 1178. То, что это обязанность, а не возможность, усматривается в тексте нормы, где указано: «Заказчик отклоняет», а не «может отклонить». Возможность отклонения предусмотрена в п.45 Особенностей № 1178.

Важно! Основания для отклонения тендерного предложения исчерпывающие, то есть отклонять ТП по другим основаниям заказчик не может.

Также Особенности №1178 различают разные основания для отклонения ТП участника и победителя. Если участник признан победителем, то отклонить его ТП можно только как победителя.

Отклонение тендерного предложения победителя

Основания для отклонения ТП победителя предусмотрены пп.3 п. 44 Постановления № 1178, а именно, если победитель:

  • отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке. Иногда участники не учитывают, что цена на ТМЦ/работы может измениться, а затем вынуждены отказываться от подписания договора;
  • не предоставил способом, указанным в тендерной документации документы, подтверждающие отсутствие оснований, установленных в подпунктах 3, 5, 6 и 12 пункта 47 Особенностей № 1178. То есть, не предоставил в установленной заказчиком форме доказательства об отсутствии со стороны победителя правонарушения в т.ч. коррупционного; по корыстным мотивам; или отсутствие в отношении него ликвидационной процедуры и т.п.;
  • не предоставил обеспечения исполнения договора о закупке, если такое обеспечение требовалось заказчиком. В этом случае, если заказчик не требовал такого обеспечения, отклонение победителя ТП может привести к проблемам с контролирующими органами;
  • предоставил недостоверную информацию, существенную для определения результатов процедуры закупки, которая заказчиком выявлена ​​в ходе отправки запросов в государственные органы, предприятия и т.д.

Важно! Отсутствие документов или информации, не предусмотренные приложениями к тендерной документации согласно абз.10 п. 28 Особенностей, не являющихся основанием для отклонения заказчиком тендерного предложения такого участника процедуры закупки

Отклонение тендерного предложения участника

Как уже было отмечено выше, отклонить ТП участника нужно по двум основным основаниям:

  • участник ненадлежащий;
  • ТП участника имеет некоторые недостатки.

Ненадлежащий участник в понимании пункта 44 Особенностей № 1178:

  • подпадает под основания, установленные пунктом 47 этих особенностей;
  • отметил в ТП недостоверную информацию, что существенно для определения результатов открытых торгов, которую заказчик получил по своему обращению относительно подтверждения информации, предоставленной участником/победителем процедуры закупки, в органы государственной власти, предприятий, учреждений, организаций в соответствии с их компетенцией.

Примеры

  1. участник указал, что имеет в штате 20 работников, а по данным налоговой отчетности есть только один — директор

  2. для услуг перевозки было указано 5 автомобилей, хотя по данным МВД за участником ни одного авто не учитывается

    • не предоставил обеспечения тендерного предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком;

    • не исправил несоответствия, выявленные заказчиком после раскрытия ТП в информации и/или документах, поданных им в своей ТП, в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в ЕС сообщения с требованием об устранении таких несоответствий.

Пример

Участник добавил договор оказания ему услуг, результатом которых является выполнение работ определенной техники.

В этом случае заказчик может предоставить время для исправления несоответствий – предоставить договор пользования (аренды) такой техники или сразу отклонить ТП, ведь она не соответствует квалификационным критериям.

Судебное дело № 640/5535/19

Верховный Суд в Постановлении от 29.10.2020 отметил, что договор о предоставлении услуг по своей правовой природе свидетельствует только о наличии у заказчика, по этому договору, права на получение определенной его условиями услуги, а не на наличие у него оборудования, предусмотренного тендерной документацией.

Как заключение, ВС подчеркнул, что предоставление 24 часов на исправление может помочь избежать спора с контролирующими органами, а также предоставить возможность участнику с самой низкой ценой все еще участвовать в закупках.

  • не предоставил обоснование аномально низкой цены ТП в течение 1 рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодной ТП;
  • определил конфиденциальной информацию, которая не может быть определена как конфиденциальная в соответствии с требованиями пункта 40 Особенностей № 1178. А именно, конфиденциальной не может быть определена информация о предложенной цене, другие критерии оценки, технические условия, технические спецификации и документы, подтверждающие соответствие квалификационным критериям в соответствии с статьей 1 1178;
  • является гражданином РФ/СБ/Исламской Республики Иран (кроме проживающего на территории Украины на законных основаниях); юридическим лицом, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ/СБ/Исламской Республики Иран; юридическим лицом, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством Украины, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционером), имеющим долю в уставном капитале 10 и более процентов (далее - активы), которой является рф/рб/Исламской Республики Иран, гражданин рф/рб/Исламской Республики Иран, созданной и зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ/СБ/Исламской Республики Иран, кроме случаев, когда активы в установленном законодательством порядке переданы в управление АРМА; или предлагает в ТП товары происхождением из рф/рб/Исламской Республики Иран (за исключением товаров происхождением из рф/рб, необходимых для ремонта и обслуживания товаров, приобретенных до вступления в силу постановления № 1178).

Важно! По предписаниям пункта 47 Особенностей № 1178 есть 12 случаев отказа в участии в открытых торгах, которые установлены этим пунктом и которые можно систематизировать как:

  • участник или его руководитель связан, или даже привлечен к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией, или совершено по корыстным мотивам, или связано с использованием детского труда или любыми формами торговли людьми;
  • участник связан с совершением антиконкурентных согласованных действий (привлекался к ответственности или есть намек на такое из-за связанности с другими участниками. Определение связанного лица приведено в п.20 ч.1 ст.1 Закона № 922);
  • ненадлежащий участник (банкрот или в ЕГР нет информации о конечных бенефициарах или является лицом, к которому применена санкция согласно Закону Украины «О санкциях»);
  • юридическое лицо, являющееся участником процедуры закупки (кроме нерезидентов), не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки равна или превышает 20 млн. грн. гривен (в т.ч. за лотом);
  • заказчик имеет неопровержимые доказательства того, что участник процедуры закупки предлагает, дает или соглашается дать прямо или косвенно любому должностному (должностному) лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение о найме на работу, ценная вещь, услуга и т.п.) с целью повлиять на принятие решения.

Тендерное предложение участника имеет определенные недостатки, за которые нужно отклонить участника, если:

  • не отвечает условиям технической спецификации и другим требованиям по предмету закупки тендерной документации, кроме несоответствия в информации и/или документах, которая может быть устранена участником процедуры закупки в соответствии с пунктом 43 Особенностей № 1178.

То есть:

  • является такой, срок действия которой истек;
  • является такой, цена которой превышает ожидаемую стоимость предмета закупки, определенную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, если заказчик в тендерной документации не указал о принятии к рассмотрению ТП, цена которой выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, определенная заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, и/или не указал приемлемый процент перевышений;
  • не отвечает требованиям, установленным в тендерной документации заказчиком по собственному усмотрению, в соответствии с предписаниями Закона № 922.

Важно! На период действия военного положения в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены действует п.45 Особенностей № 1178. По этой норме, заказчик может (т.е. это не обязанность, а возможность) отклонить тендерное предложение с указанием аргументации в ЕСЗ, в случае если:

  • участник процедуры закупки предоставил ненадлежащее обоснование относительно цены или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг тендерного предложения, аномально низкой;
  • участник процедуры закупки не выполнил свои обязательства по ранее заключенному договору о закупке с тем же заказчиком, что привело к его досрочному расторжению и применению санкций в виде штрафов и/или возмещения убытков в течение трех лет с даты досрочного расторжения такого договора. Указанный участник процедуры закупки может предоставить подтверждение принятия мер по доказательству своей надежности, несмотря на наличие соответствующего основания для отклонения тендерного предложения. Для этого участник процедуры закупки (субъект хозяйствования) должен доказать, что он уплатил или обязался уплатить соответствующие обязательства и возмещение нанесенного ущерба. Если заказчик считает такое доказательство достаточным, тендерное предложение такого участника не может быть отклонено. То есть, бремя доказывания, что участник будет действовать надлежаще возложен именно на участника, и заказчик сам будет принимать решение о доверии такому участнику.

Что должно содержать информация об отклонении тендерного предложения участника

Информация об отклонении тендерного предложения должна содержать:

  • основание для отклонения тендерного предложения со ссылкой на положение Особенностей №1178;
  • ссылки на условия тендерной документации, которым такое тендерное предложение и/или участник не соответствуют указанию, в чем именно заключается такое несоответствие (п. 46 Особенностей №1178)
image17
Протокол УЛ об отклонении победителя, отказавшегося подписывать договор о закупке

Скачать образец

image60
Протокол УЛ об отклонении участника, подпадающего под основания по пункту 47

Скачать образец

image71
Протокол УЛ об отклонении победителя, не предоставившего документы об отсутствии оснований по пункту 47

Скачать образец

Публикация информации об отклонении тендерного предложения участника/победителя

Заказчик принимает решение об отклонении тендерного предложения и публикует в течение одного дня с даты принятия такого решения в электронной системе закупок.

После чего информация об отклонении тендерного предложения автоматически посылается участнику процедуры закупки/победителю процедуры закупки, тендерное предложение которого отклонено через электронную систему закупок.

Разъяснение о причинах отклонения тендерного предложения

Участник, ТП которого отклонена может обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную информацию о причинах несоответствия его предложения условиям тендерной документации, если считает недостаточной аргументацию, указанную в сообщении об отклонении тендерного предложения.

В частности, уточнить причины отклонения тендерного предложения из-за несоответствия условиям технической спецификации и/или квалификационным критериям.

Заказчик обязан предоставить ему ответ с такой информацией не позднее чем через четыре дня с даты поступления такого обращения через ЕС, но до момента обнародования договора о закупке у ЕС, согласно статье 10 Закона № 922.

Отклонение всех тендерных предложений

Согласно п. 51 Особенности открытых торгов автоматически отменяются электронной системой закупок в т.ч. в случае отклонения всех тендерных предложений (в том числе, если было подано одно тендерное предложение, отклоненное заказчиком).

Следовательно, независимо от количества поданных предложений, в случае отклонения всех тендерных предложений открытые торги будут автоматически отменены.

Заказчик сможет повторно огласить открытые торги.

Вывод

Участник может обратиться к заказчику за разъяснениями или обжаловать решение об отклонении тендерного предложения.

Следовательно, заказчик должен внимательно выбирать основание для отклонения и учитывать применение механизма «24 часов». Ведь обжалование решения об отклонении участника может затянуть процесс закупки и в некоторых случаях заказчику будет выгоднее предоставить участнику 24 часа на устранение несоответствий.

новини публічні закупівлі

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді