Публичные закупки без применения электронной системы

RU UA
Закупки без применения электронной системы стали основными во время военного положения. Эксперт поможет разобраться, какую информацию при этом обнародовать. А также предоставляем протокол УЛ об осуществлении закупок без использования электронной системы

Что такое закупка без использования электронной системы

Закон Украины «О публичных закупках» предусматривает возможность производить закупки без использования электронной системы. Такие исключения, как правило, позволяют заключать прямые договоры с избранным заказчиком поставщиком товаров, поставщиком услуг или производителем работ. Эти закупки определяют как закупки без использования электронной системы закупок.
В период действия военного положения упрощенные закупки не применяются, а условий для заключения прямых договоров стало больше. Соответственно и требования к обнародованию информации о таких договорах в форме отчета о заключенном договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ, изменены.
Порядок закупок за публичные средства на период действия военного положения регулируют Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (далее – Особенности).
По этому порядку прямые договоры, заключаемые заказчиками, можно разделить на две категории:
  • если стоимость меньше установленных пределов для проведения открытых торгов;
  • если есть отдельные основания, определенные в пункте 13 Особенностей.
Для обеих категорий предусмотрено внесение информации о такой закупке в годовой план и обнародование отчета о договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ.
Для договоров, заключенных на основании пункта 13 Особенностей № 1178, дополнительно установлено требование в случае заключения договора о закупке согласно подпунктам 5-11, 14 этого пункта обнародовать вместе с отчетом договор о закупке и приложения к нему, а также указывать основания для осуществление закупки согласно настоящему пункту.
Тем заказчикам, которые будут заключать договоры вне ЕСЗ на сумму 50 тыс. грн и более, нужно соблюдать требования пункта 3-8 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. А именно: «...на период действия правового режима военного положения в Украине в случае осуществления заказчиком закупки без использования электронной системы закупок, при условии что стоимость закупки равна или превышает 50 тысяч гривен, заказчик обнародует в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования ЕСЗ, не позднее чем через 10 рабочих дней с дня заключения такового контракта. Заказчики могут не публиковать информацию о своем местонахождении и/или местонахождении поставщиков (производителей работ и поставщиков услуг), и/или месте поставки товаров, выполнения работ или предоставлении услуг, если распространение такой информации несет риски для безопасности заказчика и/или поставщиков (производителей работ) и услуг».
Кроме того, пункт 11 Особенностей № 1178 устанавливает, что в случае осуществления закупки, стоимость которой меньше 50 тыс. гривен, без использования ЕСЗ, заказчик не обнародует в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования ЕСЗ.

Протокол УЛ об осуществлении закупки без использования ЕСЗ

Свое решение об осуществлении закупки без использования ЕСЗ уполномоченное лицо должно оформить протоколом (ч. 10 ст. 11 Закона № 922). Особых требований к формированию таких протоколов Закон № 922 не устанавливает. Есть только напоминание, что уполномоченный имеет:
  • указать дату принятия решения;
  • подписать такой протокол.
Следовательно, уполномоченное лицо оформляет протоколом все свои решения с указанием даты и перечнем вопросов со ссылками на положения Закона № 922 с учетом особенностей, регулирующих эти вопросы.

Закупівля без використання ЕСЗ та зразок протоколу УО СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Протокол закупки без использования электронной системы: список

Протоколов в работе УО на базе Особенностей в период военного положения вправду много. Протоколы УО, которые обязательно нужно оформлять при закупках без использования ЕСЗ:
● о планировании, проведении закупки товаров/работ/услуг до 50 тыс. гривен;
● о планировании, проведении закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых выше 50 тыс. гривен и меньше 1,5 млн гривен, и обнародование отчета;
● о планировании, проведении закупки товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых составляет или превышает 1 ,5 млн гривен, и обнародование отчета в случае, если:
1) информация, которая должна быть обнародована в объявлении о проведении открытых торгов и/или в тендерной документации, относится к информации с ограниченным доступом или когда ее разглашение во время действия правового режима военного положения может представлять угрозу национальной безопасности и/или общественной безопасности и порядку , и/или безопасности объектов энергетической или газовой инфраструктуры, и/или объектов электроэнергетики, и/или объектов разработки или добычи углеводородов при наличии соответствующего обоснования;
2) заказчик или его обособленное подразделение, осуществляющее закупку согласно абзацу второму пункта 15 этих особенностей, находится на территории активных боевых действий, которые не были завершены на дату заключения договора о закупке;
3) заказчик не может соблюсти сроки для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, что должно быть документально подтверждено заказчиком, если публичные закупки товаров, работ и услуг осуществляются для:
  • проведение мероприятий по мобилизации и гражданской защите;
  • строительства, обустройства мест обитания внутренне перемещенных и эвакуированных лиц;
  • строительства, текущего ремонта, устройства защитных сооружений гражданской защиты, в том числе сооружений двойного назначения, простейших укрытий;
  • подготовки к проведению отопительного сезона (кроме закупки энергоносителей);
4) существует настоятельная потребность в осуществлении закупки в связи с возникновением объективных обстоятельств, исключающих соблюдение заказчиком сроков для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;
5) работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным предприятием в одном из следующих случаев:
  • предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения;
  • заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
  • отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;
  • необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;
  • заключение договора о закупке с поставщиком «последней надежды» или с поставщиком универсальной услуги по поставкам электрической энергии или природного газа;
6) в случае отмены открытых торгов из-за неподачи ни одного тендерного предложения для участия в открытых торгах в срок, установленный заказчиком согласно этим особенностям, в том числе по лоту. При этом предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, проект договора о закупке, а также требования к субъекту, с которым заключается договор о закупке, не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации (кроме требований, определенных пунктом 47 этих особенностей), и сумма договора о закупке не может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточного количества участников процедуры закупки (участника процедуры закупки), с учетом приемлемого процента превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, если такой приемлемый процент указан в тендерной документации;

⚡ Протоколы УЛ для открытых торгов: выберите свой образец

7) после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара тем же поставщиком, если в случае изменения поставщика заказчик будет вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что приведет к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием, или в случае, когда такая закупка обусловлена изменениями отраслевых стандартов в сфере здравоохранения. Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 процентов цены договора о закупке;
8) у заказчика после заключения договора о закупке возникла необходимость в закупке дополнительных работ или услуг, связанных с предметом закупки основного договора, у того же производителя работ/предоставителя услуг. Возможность и условия выполнения таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения закупки. Закупка дополнительных работ или услуг у того же производителя работ/предоставителя услуг осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 процентов цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения закупки;
9) осуществляется закупка услуг по адвокатской деятельности;
10) осуществляется закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины;
11) осуществляется закупка услуг, необходимых для проведения спортивных мероприятий, спортивных соревнований, мероприятий по физической культуре и спорту, физкультурно-спортивной реабилитации, которые включены в Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины на соответствующий год;
12) осуществляется закупка товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения функционирования объектов критической инфраструктуры, отнесенных к I или II категории критичности в соответствии с Порядком отнесения объектов к критической инфраструктуре, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 9 октября 2020 г. № 1109, в случае невозможности соблюдения заказчиком сроков на проведение закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, которая должна быть документально подтверждена заказчиком;
13) осуществляется закупка товаров, работ и услуг для строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора критической инфраструктуры по основным техническим показателям, согласованным Минэнерго;
14) осуществляется закупка природного газа субъектом хозяйствования, определенным для приобретения природного газа за счет расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Приобретение природного газа для прохождения отопительного сезона 2022-2023 годов» (УПКИК 2401200) в соответствии с частью первой статьи 41 О Государственном бюджете Украины на 2022 год»;
15) осуществляется закупка товаров, работ и услуг для осуществления мер, направленных на обеспечение защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов, а также для восстановления разрушенных или поврежденных в результате вооруженной агрессии российской федерации таких объектов;
16) закупка с применением электронного каталога не состоялась или в электронном каталоге отсутствует необходимый заказчику товар, если такая закупка была произведена в соответствии с пунктом 5 распоряжения КМУ от 25.09.2019 № 846 «Об определении государственного учреждения «Профессиональные закупки» централизованной закупкой.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді