Как использовать электронный каталог для закупки товаров

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Условия закупок в электронном каталоге постоянно меняются. Рассмотрим, какие особенности использования электронного каталога в 2025 году. А также — как он работает и в чем его преимущества для заказчика

Электронный каталог закупок: что это

Электронный каталог закупок — это инструмент в системе Prozorro. Закупку через него заказчики используют как альтернативу процедуре закупки открытые торги. По функционалу электронный каталог Прозоро подобен крупным интернет-магазинам, которые публикуют информацию о своих товарах, а покупатели заказывают у них такие товары. Однако, последними изменениями к условиям использования электронного каталога введено применение запроса цен участников, что создает конкурентную борьбу среди участников.

Понятие и основные принципы использования электронного каталога определены в Законе «О публичных закупках».

Электронный каталог — это систематизированная база актуальных предложений, которую формирует и сопровождает централизованная закупочная организация (далее — ЦЗО) в электронной системе закупок и которую используют заказчики для отбора поставщиков товаров.

Когда использовать электронный каталог закупок

В соответствии с пунктом 10 Особенностей № 1178 заказчики, в том числе централизованные закупочные организации, осуществляют закупки товаров, стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривень путем применения открытых торгов в порядке, определенном этими особенностями, и/или путем использования электронного каталога для закупки товара в соответствии с порядком, установленным постановлением КМУ от 14 сентября 2020 г. № 822 «Об утверждении Порядка формирования и использования электронного каталога», с учетом положений, определенных Особенностями.

Для осуществления закупок товаров стоимость которых меньше, чем 100 тыс. гривен, заказчики могут использовать электронную систему закупок в соответствии с условиями, определенными администратором электронной системы закупок, в том числе электронный каталог для закупки товаров.

В электронной системе закупок, в частности на электронных площадках, электронный каталог определен как Prozorro-Market. Применение Prozorro-Market не ограничено стоимостными пределами, но применяться он может только для закупки товаров.

Большинство заказчиков могут выбирать проводить им открытые торги или применить Prozorro-Market, но для отдельных категорий товаров его применение является обязательным.

В случае если заказчики, являющиеся заведениями здравоохранения или структурными подразделениями по вопросам здравоохранения областных и Киевской городской государственных (военных) администраций, осуществляют закупки лекарственных средств и медицинских изделий по перечню согласно приложению 1, стоимость которых составляет или превышает 50 тыс. гривень, такие закупки осуществляются с использованием Prozorro-Market в соответствии с Порядком № 822 с учетом положений, определенных Особенностями.

В случае если заказчики осуществляют закупки продуктов питания по перечню согласно приложению 2, стоимость предмета закупки которых составляет или превышает 100 тыс. гривень, такие закупки осуществляются с использованием Prozorro-Market в том же порядке, что указано выше.

Если закупка с использованием е-каталога Prozorro-Market путем запроса цены предложений поставщиков не состоялась, заказчик осуществляет закупку путем:

На каких площадках функционирует электронный каталог закупок

Е-каталог, наряду с другой закупочной информацией, хранится в центральной базе данных. На сегодняшний день к нему подключены такие авторизованные электронные площадки:

  • e-tender.ua;
  • zakupivli.pro;
  • dzo.com.ua;
  • tenders.all.biz;
  • smartTender.biz;
  • tenderonline.

Эти площадки получают информацию и отображают ее в своем разделе Prozorro Market.

Все площадки содержат одинаковую информацию из каталога (те же спецификации товаров, предложения и цены), но каждая из них использует для работы свой интерфейс, свои правила применения фильтров и пр. Поэтому одна и та же информация отображается на разных площадках по-разному.

Например, на площадке zakupivli.pro это выглядит так:

Следует заметить, что авторизованные электронные площадки оплачивают доступ к е-каталогу, тогда как заказчики пользуются им бесплатно. Участники платят за услуги е-каталога только в случае заключения ими договора о закупке.

Как найти нужный товар в электронном каталоге закупок

Элементами е-каталога Prozorro-Market являются категории товара и спецификация товара. Рассмотрим, что означают эти понятия, руководствуясь определениями, предоставленными в Порядке № 822.

Категория товара — совокупность товаров, которая формируется администратором в электронном каталоге по показателям третьей — восьмой цифр в пределах одного раздела основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного в установленном порядке (далее — Единый закупочный словарь).

Каждая категория делится на подкатегории, которые, в свою очередь, объединяют определенное количество спецификаций товара.

Например, в такую группу товаров, как «Нефть и дистилляты», входят товары трех категорий: бензин; газ сжиженный; дизельное топливо. Категория «Бензин» делится на подкатегории: бензин А-92 (Евро 5), бензин А-95 (Евро 5). Перейдя в подкатегорию, найдем отдельные предложения товаров и их цены.

Этот товар можно найти в е-каталоге по конкретной сети автозаправок, которых там, на сегодня очень много.

Если заказчик работает по Особенностям № 1178 и его годовая потребность в закупке равна или превышает 500 тыс. грн, то для объявления Запроса предложений необходимо обязательно использовать профили с определенными характеристиками.

Если сумма меньше, заказчик может купить товар по определенным характеристикам. Для этого он может воспользоваться подбором по параметрам.

Спецификация товара — совокупность характеристик товара и их допустимых значений в пределах определенной администратором категории товара, которым может соответствовать один или несколько товаров.

Речь идет о конкретном описании товара, технических и качественных требованиях к нему. Благодаря этому описанию поставщики могут предлагать товары, которые соответствуют такому описанию.

С недавних пор, цены на товары в е-каталоге скрыты, участники отмечают их подавая свое предложение в запросе предложений поставщиков.

Как происходит отбор поставщика через электронный каталог закупок

Отбор поставщика через е-каталог имеет свои правила, установленные Порядком № 822.

Заказчик объявляет запрос предложений поставщиков в е-каталоге Prozorro-Market путем заполнения электронных форм с отдельными полями. В форме заказчик указывает информацию о:

  • наименовании товара;
  • ожидаемой стоимости;
  • количестве;
  • сроке и месте поставки товара;
  • условиях оплаты;
  • конечный срок подачи поставщиком цены предложения.

Важно! Срок для подачи поставщиком цены предложения не может быть меньше, чем два рабочих дня со дня обнародования заказчиком запроса предложений поставщиков в электронной системе закупок.

Поставщик через электронный каталог подает предложение в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в запросе предложений поставщиков в электронной системе закупок.

На запрос предложений поставщиков, обнародованный заказчиком в электронной системе закупок, поставщик имеет право подать только одно предложение.

Подача предложения поставщиком считается подтверждением намерения заключить договор.

Запрос предложений поставщиков единственный инструмент, который сейчас доступен в е-каталоге Prozorro-Market. По результатам его проведения выбирается поставщик, предложение которого по результатам оценки электронной системой закупок определено экономически выгодным, и определяется победителем отбора.

Вывод

Использование Prozorro Market дает много преимуществ. Покупать через него совсем не сложно. Для этого не надо ни составлять тендерную документацию, ни рассматривать предложения. Единственный документ, что формирует заказчик это проект договора.

Процесс закупки через е-каталог полностью автоматизирован. Оценка предложений поставщиков проводится автоматически электронной системой закупок на основе информации, указанной заказчиком в запросе предложений.

Поставщик, предложение которого по результатам оценки электронной системой закупок определено экономически выгодным, определяется победителем отбора.

И если у заказчика не будет оснований для отклонения такого участника или отмены запроса, все что останется заказчику это заключить договор о закупке с выбранным поставщиком.



зміст

новини публічні закупівлі

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді