Ожидаемая стоимость предмета закупки на 2025 год

RU UA
Стаття-подарунок від журналу «Держзакупівлі»
журналу «Держзакупівлі»
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Информация о размере бюджетного назначения и/или ожидаемой стоимости предмета закупки обязательно должна быть отражена в годовом плане закупок заказчика на основе актуальных данных. Но она может изменяться. Когда и как рассчитать ожидаемую стоимость — объясним

На этапе планирования закупок каждому заказчику необходимо анализировать рынок, чтобы определить ожидаемую стоимость предмета закупки. Это связано с тем, что заказчику необходимо самостоятельно определить ожидаемую стоимость предмета закупки. В то же время следует учитывать специфику этого предмета с соблюдением закрепленных принципов в соответствии со статьей 5 Закона № 922.

Что такое ожидаемая стоимость публичной закупки

Ожидаемая стоимость закупки — это расчетная стоимость предмета закупки на конкретных условиях поставки с указанием информации о включении или не включении в ожидаемую стоимость налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов и сборов.

Ожидаемая стоимость предмета закупки отражается в годовом плане закупок.

Кто определяет ожидаемую стоимость предмета закупки

Законодательство не устанавливает ответственного за определение ожидаемой стоимости закупки. Это может быть как подразделение инициатора закупки, так и уполномоченное лицо или специальное структурное подразделение заказчика к функциям которого отнесено определение ожидаемой стоимости закупки.

Впрочем, вопрос определения ожидаемой стоимости чрезвычайно важен, ведь это цена закупки от которой зависит и цена договора. В случае ее завышения заказчик может попасть в ситуацию, когда закупит по цене выше рыночной и тем самым нанесет убытки.

На сегодня, открыто достаточно много уголовных дел именно из-за таких ситуаций.

Протокол УЛ об определении ожидаемой стоимости

Порядок определения ожидаемой стоимости предмета закупки

Порядок определения ожидаемой стоимости предмета закупки предложен Минэкономики в Примерной методике определения ожидаемой стоимости предмета закупки, утвержденной приказом от 18.02.2020 № 275.

Впрочем, эта методика примерная, поэтому ее положения не лишают заказчиков возможности импровизировать. Однако, следует помнить, что от ожидаемой стоимости закупки зависит ее результат в том числе цена договора, а следовательно и экономия заказчика.

Примерная методика предусматривает несколько методов определения ожидаемой стоимости, в частности для товаров и услуг это:

  • метод сравнения рыночных цен — заключается в анализе общедоступной открытой информации о ценах и информации из полученных ценовых предложений и прайс-листов на момент изучения рынка;
  • метод определения ожидаемой стоимости на основании закупочных цен предыдущих закупок — предусматривает использование как цены предыдущих собственных закупок заказчика (заключенных договоров) аналогичных/идентичных товаров/услуг, так и цены соответствующих закупок прошлых периодов, информация о которых содержится в электронной системе закупок «Prozorro», с учетом индекса инфляции, изменения курсов иностранных валют (в случае, если в наличии есть валютная составляющая в цене товара/услуги), которые приведены к единым условиям.

В качестве информационных источников используются: для индекса инфляции — официальный веб-сайт Государственной службы статистики Украины, для курсов иностранных валют — официальный веб-сайт Национального банка Украины.

Изменение ожидаемой стоимости предмета закупки

Ценовая политика может измениться, если заказчик формирует и утверждает годовой план закупок в начале года, а процедуры закупок проводит в середине или в конце года. Законодательство предусматривает возможность для заказчиков вносить изменения в годовой план закупок. Поэтому при необходимости заказчик может скорректировать ожидаемую стоимость запланированной закупки.

На этапе объявления закупки, заказчик вынужден проводить повторный анализ ожидаемой стоимости предмета закупки. Прежде всего для того, чтобы запланированная закупка прошла эффективно.

В дальнейшем за принятие решения по изменению существенных условий договора, в том числе цены договора, отвечает заказчик. То есть он должен изучать и анализировать рынок. И все это в ограниченные сроки, в условиях довольно нестабильного рынка в период действия военного положения, когда цены меняются постоянно.

Учтите, Особенности № 1178 предусматривают возможность участникам подавать свои тендерные предложения с ценой выше ожидаемой стоимости, но только при условии, что заказчик предусмотрел такую возможность в тендерной документации.

Если заказчик указывает в тендерной документации о принятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, определенная заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, он должен указать о приемлемом проценте превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, определенной заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов.

Если заказчик не указал о принятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, определенная заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, и/или не указал приемлемый процент превышения, или процент превышения является большим, чем указанный заказчиком в тендерной документации, то заказчик отклоняет такое тендерное предложение в соответствии с абзацем четвертым подпункта 2 пункта 44 этих особенностей.

Какие есть риски при определении ожидаемой стоимости

На практике есть два возможных риска:

  • заниженная ожидаемая стоимость — приводит к отсутствию участников;
  • завышенная ожидаемая стоимость — приводит к отсутствию реальной экономии по результатам закупки или, что еще хуже, закупки по завышенной цене.

Как определить ожидаемую стоимость предмета закупки

Если правильно определить ожидаемую стоимость, это будет способствовать:

  • привлечению заинтересованных потенциальных участников;
  • стимулированию конкуренции;
  • эффективному закупочному процессу.

Какой алгоритм определения ожидаемой стоимости закупки

  1. Определите потребность в товарах, работах, услугах, которые планируете закупать.
  2. Определите характеристики предмета закупки (описание товара с указанием всех технических и качественных характеристик, которые могут влиять на цену. При необходимости это можно согласовать со специалистами, отвечающими за качество продукции).
  3. Установите условия к требованиям поставки и оплаты.
  4. Проанализируйте предложения рынка (в закупках с использованием унифицированных профилей товара выберите необходимый профиль с необходимыми унифицированными техническими характеристиками, сделайте запросы поставщикам, проверьте цены в договорах на Прозорро).
  5. Рассчитайте ожидаемую стоимость отдельного предмета закупки.

Ожидаемая стоимость предмета закупки: что учесть

  1. Для анализа рынка запрашивайте нужную информацию и рекомендации у потенциальных участников. Не нарушайте принципов закупок и не создавайте дискриминационных условий для тех участников, которые не были задействованы в таких консультациях. Подчеркивайте потенциальным поставщикам, что по таким обращениям, консультациям или запросам у вас не возникнут обязательства предоставить преимущество тому участнику рынка, который на них ответит.
  2. Не применяйте расчет ожидаемой стоимости для снижения конкуренции. Если ожидаемая стоимость закупки значительно занижена и это повлекло отсутствие участников в открытых торгах, запрещено увеличивать ожидаемую стоимость, когда заключаете прямой договор на основании того, что никто из участников не принял участия в процедуре закупки. Ведь если бы такое увеличение произошло во время объявления процедуры, вероятно, участники на нее пришли бы.
  3. Избегайте на этапе формирования годового плана закупок ситуации, когда реальная потребность в закупке не соответствует выделенным на нее средствам. Для этого еще во время подготовки к составлению бюджетных запросов правильно учитывайте условия определения ожидаемой стоимости. Ведь именно на этом этапе бюджетные учреждения фактически определяют и обосновывают потребности в закупке товаров, работ или услуг и необходимый объем расходов на следующий год.


зміст

новини публічні закупівлі

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді