Принципы осуществления публичных закупок: примеры

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Принципы осуществления публичных закупок регламентирует Закон о публичных закупках. Незнание закона, как известно, не избавляет от ответственности за его нарушение, даже в период военного положения. Наоборот — чем тщательнее мы будем соблюдать закон, тем быстрее восстановим нашу страну. В статье рассказываем, какими принципами осуществления закупок должен руководствоваться заказчик

Документ, который определяет основные принципы публичных закупок в Украине — Закон № 922. А именно статья 5 Закона № 922 регламентирует принципы (правила), по которым должны проводиться публичные закупки. Нарушение этих принципов может иметь негативные последствия для заказчика: от штрафов на его уполномоченных лиц до проблем с получением предмета закупок от победителя. Поэтому заказчикам нужно всегда помнить о шести основных принципах осуществления публичных закупок. Стоит обратить внимание, что в публичных закупках решения принимают как заказчики, так и участники, поэтому эти принципы распространяются на всех участников этих правоотношений.

Рассмотрим каждый из принципов закупок отдельно.

Перевірка та моніторинг закупівель: як оскаржити

Принцип добросовестной конкуренции среди участников закупок

Это правило скорее касается участников, чем заказчиков. Для последних более важен принцип недискриминации. Впрочем, несоблюдение этого принципа со временем может негативно повлиять и на заказчика.

Бывает, что участники, чтобы быстрее провести тендер, выставляют в качестве еще одного участника свое «дружественное» предприятие. Речь идет как о связанных лицах, так и о полностью независимых друг от друга предприятиях, которые согласились «помочь» другому принять участие в тендере.

В таком случае АМКУ может признать, что участники нарушили пункт 4 части 2 статьи 6 Закона № 2210 и исказили результаты торгов, аукционов, конкурсов, тендеров.

На первый взгляд, для заказчика негативных последствий нет, ведь не он нарушил законодательство. Впрочем, впоследствии заказчик может потерять ценного поставщика, если окажется, что тот ранее искажал результаты торгов. 

Итак, хотя этот принцип прямо не влияет на действия заказчика, он может повлечь негативные последствия позже.

Принцип максимальной экономии, эффективности и пропорциональности

Одним из важнейших мотивов введения института публичных закупок было то, что деньги государства, а вместе с тем и заказчиков, нужно использовать экономно. Поэтому максимальная экономия стала одним из принципов публичных закупок.

Правило эффективности означает, что каждую копейку из бюджета заказчик не должен тратить зря. А если за меньшие деньги заказчик получит лучшее качество, то одновременно с правилом эффективности он соблюдет и требования пропорциональности.

То есть, при самой низкой цене заказчик хочет получить предмет закупки надлежащего качества. Например, при наличии аномально низкой цены заказчик может отклонить такое тендерное предложение, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в нем цены или стоимости. Также, если у участника самая низкая цена, но он не смог подтвердить, что имеет (или может привлечь вовремя) определенное оборудование или соответствующее количество работников (лиц) соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт, это, возможно, и будет соответствовать принципу экономии, но правилу эффективности и пропорциональности — нет. Цена, возможно, самая низкая, но работы контрагент будет выполнять, например, не месяц, а полгода.

Еще один из примеров такого принципа — постоянное повышение цены после заключения договора. Действительно, цена участника может быть самой низкой на момент заключения договора, но он может ее постоянно увеличивать, чем будет уменьшать количество выгод для заказчика. Например, цены на электроэнергию можно увеличивать, при определенных условиях, ежедневно. Другие примеры возможности изменения цены на период военного положения описывает пункт 19 Постановления № 1178.

Итак, принцип экономии очень важен для закупок. И хотя не все зависит от заказчика, можно составить определенный «черный список» не совсем надежных поставщиков и избегать их предложений в будущем.

Принцип открытости и прозрачности на всех этапах закупок

Согласно статье 10 Закона № 922, информация о закупках обнародуется и является доступной для всех.

В настоящее время перечень информации о закупках, которая должна быть обнародована (является открытой), перечислен в части 1 статьи 10 Закона № 922. На период военного положения помните об особых правилах согласно Постановлению № 1178.

А согласно части 6 статьи 10 Закона № 922, доступ к информации, опубликованной в электронной системе закупок, является бесплатным и свободным.

То есть с целью сохранения средств государства (местного сообщества) действует правило, по которому любую закупку можно отследить. Поэтому теоретически, если какое-либо лицо обнаружит, что публичная закупка происходит с нарушением, оно сможет сообщить об этом соответствующим государственным органам.

На практике больше шансов получить реакцию от соответствующих органов у участников закупки (например, они могут пожаловаться на дискриминацию).

Впрочем, этот принцип дает возможность распространить кому угодно информацию о завышенной цене, предлагаемой участниками. А после резонанса в обществе через СМИ заказчик уже не сможет спокойно приобрести, скажем, ноутбуки по 500 тыс. грн за 1 шт.

Поэтому правило, которое обеспечивает открытость и прозрачность каждой закупки, идет на пользу всем налогоплательщикам, которые фактически формируют средства на расходы заказчика.

Принцип недискриминации участников и равное отношение к ним

Как мы уже упоминали, этот принцип частично перекликается с принципом добросовестной конкуренции. Впрочем, недискриминация зависит от того, как именно заказчик сформирует тендерную документацию.

Які кваліфікаційні вимоги щодо працівників можуть дискримінувати

Принцип объективного и беспристрастного определения победителя

Этот принцип заключается в том, что прежде чем принять или отклонить предложение от участника, заказчик должен его детально изучить, взвесить все моменты и принять решение, так сказать, «на холодную голову».

То есть, если участник из Ужгорода обещает поставить товар по самой низкой цене в Харьков, заказчик должен изучать характеристики предлагаемых ТМЦ, размер цены, а отнюдь не территорию, где расположен участник.

В то же время, если речь идет о продуктах питания, особенно летом, даже самые выгодные условия поставки не смогут быть полностью приемлемыми. К примеру, если заказчик из Одессы, а поставщик из Сум, ведь расстояние между городами большое. В этом случае предложение участника можно акцептировать только при условии, если такой участник подтвердит наличие у него морозильной камеры в транспортном средстве, чтобы пищевые продукты сохраняли свежесть во время перевозки.

Также не может быть победителем предприятие, владельцем которого является двоюродный брат мужа уполномоченного лица заказчика. Если возникают какие-либо сомнения относительно беспристрастности должностных лиц заказчика, лучше всего таких слухов (подозрений) избегать. Ведь внимательные участники, проигравшие тендер, могут обвинить заказчика в необъективности.

Кроме того, заказчику необходимо внимательно сравнивать тендерное предложение участника-победителя со своей тендерной документацией, в частности, с квалификационными критериями. Ведь, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 922, заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, когда участник не соответствует квалификационным (квалификационному) критериям, установленным в статье 16 настоящего Закона и/или имеются основания, установленные в части 1 статьи 17 Закона № 922. На период военного положения следует принимать во внимание нормы пунктов 42 и 47 Постановления № 1178.

Принцип предотвращения коррупционных действий и злоупотреблений

С одной стороны, это важный принцип, с другой — несколько субъективный. Впрочем, стоит помнить о следующем.

Участники, как резиденты, так и нерезиденты, всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок/упрощенных закупках обязательно на равных условиях. В то же время заказчики должны обеспечить свободный доступ всех участников к информации о закупке, предусмотренной в Законе № 922. Кроме граждан/юридических лиц, конечных бенефициарных владельцев, членов или участников (акционеров)  Российской Федерации/Республики Беларусь (кроме проживающих на территории Украины на законных основаниях и когда активы в установленном законодательством порядке переданы в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений), в соответствии с пунктом 2 преамбулы к Постановлению № 1178.

Если возникли спорные ситуации, и заказчики, и участники, и субъект обжалования, в т.ч. их представители, обязаны добросовестно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом № 922. В то же время закон запрещает злоупотреблять правами, в т.ч. правом на обжалование решений, действий или бездействия заказчика.

Также должностные лица заказчиков должны избегать любых действий, которые могут быть признаны «коррупционными». В частности, речь идет о так называемых «откатах», когда должностное лицо заказчика принимает не самое выгодное предложение, а взамен получает за это от участника (будущего победителя) определенную материальную выгоду. Кстати, речь идет не только о деньгах, но и о ситуации, когда, например, участник-победитель бесплатно строит определенный объект для должностного лица заказчика.

Также для соблюдения этого принципа в  Закон № 922 были внесены предписания, согласно которым заказчик должен отклонить тендерное предложение участника по пункту 47 Особенностей, если:

  • физическое лицо, являющееся участником процедуры закупки, было осуждено за уголовное правонарушение, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связанное со взяточничеством и отмыванием средств), судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;
  • служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, которое подписало тендерное предложение (или уполномочено на подписание договора в случае переговорной процедуры закупки), было осуждено за уголовное правонарушение, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связанное со взяточничеством, мошенничеством и отмыванием средств), судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке.

То есть закупочное законодательство устанавливает правило, согласно которому, если еще не снята судимость с лица, которое хотя бы один раз оступилось и получило судимость, то оно не может представлять интересы участника. В противном случае это будет расценено как несоблюдение заказчиком принципа «предотвращения коррупции».

Итак, соблюдайте принципы публичных закупок, внимательно изучайте требования законодательства, а в спорных ситуациях обращайтесь за помощью к надежным источникам.

додаток

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді