Персональные данные в закупках: согласие на обработку

RU UA
Согласно законодательству никто не имеет права обрабатывать персональные данные лица без получения соответствующего согласия на это. Но что считать персональными данными в публичных закупках? Когда целесообразно включать в тендерную документацию требование дать согласие на обработку персональных данных? Вооружитесь разъяснением эксперта и примерами из судебной практики

По законодательству никто не вправе обрабатывать персональные данные лица без получения соответствующего согласия на это. Однако что такое 

разрешение на обработку персональных данных в публичных закупках? Когда целесообразно включают в тендерную документацию требование дать согласие на обработку персональных данных? Вооружитесь разъяснением эксперта и примерами судебной практики.
Собирать, хранить, использовать и распространять информацию о личной жизни физического лица без его согласия закон запрещает. Исключение возможно в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благополучия и прав человека (ст. 32 Конституции).
В условиях военного или чрезвычайного положения отдельные права и свободы могут ограничивать. В таком случае статья 64 Конституции Украины требует лишь указать срок действия установленных ограничений.
Военное положение в Украине было введено 24 февраля 2022-го — Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 (далее — Указ № 64/2022). Его действие продлили до 15 ноября 2023 года (Указ Президента Украины от 26.07.2023 № 451/2023).
В период действия правового режима военного положения государство может ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные, в частности, статьей 32 Конституции Украины (п. 3 Указа № 64/2022).
В то же время защищать основополагающие права и свободы человека и гражданина, в частности права на невмешательство в личную жизнь, в связи с обработкой персональных данных призван Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 № 2297-VI (далее — Закон № 2297) .
Следовательно, Закон № 2297 регулирует правовые отношения по обработке персональных данных. Как применять его нормы при закупках да еще с учетом военного положения, разберем подробно

Определение такого понятия, как «персональные данные», дано в Законе Украины «О защите персональных данных» (№ 2297-VI). Согласно этому определению персональные данные — это сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано. Физическое лицо, персональные данные которого обрабатываются, является субъектом персональных данных.

Закон Украины «О защите персональных данных» регулирует правовые отношения, связанные с защитой и обработкой персональных данных, и направлен на защиту основополагающих прав и свобод человека и гражданина, в частности права на невмешательство в личную жизнь, в связи с обработкой персональных данных.

Обоснование оснований по пункту 13 Особенностей: требования

Прежде всего, в соответствии с указанным Законом цель обработки персональных данных должна быть сформулирована в законах, иных нормативно-правовых актах, положениях, учредительных или иных документах, регулирующих деятельность владельца персональных данных, и соответствовать законодательству о защите персональных данных.

Кроме того, данным Законом предусмотрено, что обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных с согласия субъекта персональных данных, или в случаях, предусмотренных законами Украины, в порядке, установленном законодательством.

Не допускается обработка данных о физическом лице, которые являются конфиденциальной информацией, без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Обработка персональных данных в публичных закупках

Предоставление персональных данных участниками публичных закупок практически неизбежно. Что же именно сказано об этом в Законе Украины «О публичных закупках» (далее — Закон).

Частью второй статьи 11 Закона предусмотрено, что, пользуясь электронной системой закупок, уполномоченное лицо вносит в электронную систему закупок персональные данные, дает согласие на их обработку и обновляет такие данные в случае их изменения. Но персональные данные, внесенные уполномоченным лицом в электронную систему закупок, не обнародуются.

Здесь все понятно. А вот с участниками не все так просто.

В тендерной документации заказчик может требовать от участника документы, содержащие персональные данные. И это не только копия паспорта, которую зачем-то традиционно требует большинство заказчиков. Да, для подтверждения наличия работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, заказчик может требовать предоставить копии трудовых книжек работников, документов об образовании, свидетельств/удостоверений о прохождении определенного обучения, повышении квалификации и т. п.

Кроме того, если документы тендерного предложения подписывает не руководитель предприятия-участника, а иное уполномоченное лицо, к тендерному предложению, как правило, прилагается соответствующая доверенность, где обязательно указываются паспортные данные уполномоченного лица.

А исходя из приведенного выше определения понятия персональных данных, такими данными может считаться даже информация о работниках, предоставленная в соответствующей справке: ФИО, должность, стаж, образование. Все эти данные в совокупности являются сведениями о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано.

 

Что гласит Закон

Законодательство позволяет потенциальному участнику закупки определить часть информации своего предложения как конфиденциальную, закрыв тем самым доступ для широкой общественности к сведениям, обнародование которых участник считает нежелательным.

В то же время, существует прямой запрет определять информацию, например о работниках (если заказчик установил соответствующий критерий), как конфиденциальную, ведь это — подтверждение соответствия квалификационным критериям.

Учитывая что никто не имеет права обрабатывать персональные данные лица без получения согласия от него, а также изложенное выше, заказчики обязательно включают в тендерную документацию требование к участнику предоставить письмо-согласие об обработке персональных данных. Такое письмо требуют предоставить либо в произвольной форме, либо по предоставленной заказчиком форме.

Сертификат соответствия: требовать или нет

В последнем случае воспользуйтесь образцом согласия на обработку персональных данных.

Согласие на обработку персональных данных: образец

лист згода на обробку персональних даних зразок

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ

Згода на обробку персональних даних в закупівляхОбращаем внимание, что при предоставлении согласия об обработке персональных данных в произвольной форме участники иногда допускают ошибки: дают согласие не от имени физического лица — субъекта персональных данных, а от имени субъекта хозяйствования. Конечно, такое предложение отклоняется заказчиком.

Оксана Соколова шеф-редактор Експертус Держзакупівлі
Стаття зорієнтує у законодавчих нововведеннях, що передбачають кримінальну відповідальність за перешкоджання діяльності органу держфінконтролю. За які дії притягнуть до відповідальності та кого — далі

На обработку чьих именно персональных данных необходимо давать согласие, зависит от того, как именно заказчик формулирует свое требование в тендерной документации. Приходилось видеть разные варианты:

  • согласие от лица, уполномоченного на подписание тендерного предложения;
  • согласие от лиц, чьи персональные данные указаны в документах тендерного предложения, подготовленных участником;
  • согласие от всех лиц, чьи персональные данные указаны в тендерном предложении.

В последнем случае такое согласие нужно получить от лиц, чьи персональные данные обнародованы в составе тендерного предложения, но которые не являются работниками участника. Такими лицами могут быть представитель учредителя, лицо, уполномоченное на подписание банковской гарантии (протокол общего собрания, доверенность от председателя правления банка-гаранта обязательно содержат паспортные данные указанных лиц).

Стало традицией требовать в составе предложения паспорт лица, подписавшего тендерное предложение. Но это требование — излишнее, так как паспорт и код физического лица вряд ли дадут заказчику какую-то необходимую информацию. Данные о руководителе предприятия можно получить по бесплатному запросу в ЕГР. Что касается физлиц-предпринимателей, то в ЕГР содержится вся необходимая информация о предпринимателе — код, адрес и т. п.

Но если заказчик все же желает получить копии паспорта (и идентификационного кода) субъекта персональных данных, данную информацию можно обозначить как конфиденциальную, что будет удовлетворять нормам Закона. Эти данные не относятся к информации, которая согласно Закону не может быть определена как конфиденциальная.

Згода на обробку персональних даних у публічних закупівляхІнна Масляна, консультантака з публічних закупівель, Черкаси

Как обеспечена информационная безопасность в ЕСЗ

В ЕСЗ входят веб-портал уполномоченного органа (центральная база данных; ЦБД) и авторизованные е-площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами в электронном виде. Так что информация о тендерах попадает в ЦБД Prozorro и обнародуется одновременно на портале prozorro.gov.ua и на всех аккредитованных е-площадках.
В разделе «Информационная безопасность» вебпортала читаем:
«Prozorro — открытый вебпортал в сфере публичных закупок, обеспечивающий защиту информации о публичных закупках и защиту конфиденциальной информации от несанкционированного доступа. Защита обеспечена невозможностью утечки, уничтожения и блокирования информации, нарушения целостности и доступа к информации. Prozorro обладает аттестатом соответствия комплексной системы защиты информации (КСЗИ). Электронные площадки, подключенные к ЕСЗ, также должны иметь КСЗИ с подтвержденным соответствием согласно Закону Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах» от 05.07.1994 № 80/94-ВР».
На примере е-площадки zakupki.prom.ua ознакомимся с политикой конфиденциальности. Она определяет порядок получения, хранения, обработки, использования и раскрытия персональных данных пользователей.
«Политика конфиденциальности предусматривает, что персональные данные пользователей, когда они регистрируются, автоматически размещают, получают и передают информацию и документы при процедурах закупок, аукционов на е-площадке получает ООО «ЗАКУПКИ.ПРОМ.УА».
Пользователь дает свое однозначное согласие с условиями Политики конфиденциальности и предоставляет ООО «ЗАКУПКИ.ПРОМ.УА» право на сбор, регистрацию, накопление, хранение, адаптирование, изменение, обновление, использование и распространение (распространение, реализация, передача), обезличивание, уничтожение персональных пользовательских данных, в т. ч. с использованием информационных (автоматизированных) систем на условиях Политики конфиденциальности. Также пользователь согласен с передачей персональных данных и данных авторизации администратору ЦБД, с которой сотрудничает оператор в рамках выбранной процедуры пользователем. ООО «ЗАКУПКИ.ПРОМ.УА» не передает персональные данные пользователей третьим лицам, кроме случаев:
  • исключительно с согласия пользователя;
  • определенных законом, и только в интересах нацбезопасности, экономического благосостояния и прав человека, в частности, но не ограничиваясь, по обоснованным запросам государственных органов, имеющих право подавать заявки и получать такие данные».
ГП «Прозорро» контролирует функционирование ЕСЗ и одновременно с е-площадками владеет персональными данными их пользователей

Обработка персональных данных: судебная практика

Решение от 16.03.2021 № 5169-р/пк-пз

Жалобщик обратился в Коллегию по поводу установления Заказчиком дискриминационных требований в тендерной документации, а именно: участник должен предоставить в составе предложения: «Письмо-согласие на обработку персональных данных, составленное в соответствии с требованиями Закона Украины «О защите персональных данных» от лиц, персональные данные которых содержатся в составе тендерного предложения».

Жалобщик утверждает, что такое требование некорректно, так как непонятно, считает ли Заказчик необходимым предоставление в составе Предложения соответствующих писем от работников банка, подписавших банковскую гарантию, нотариуса, удостоверявшего учредительные документы участника, бывших и нынешних учредителей предприятия-участника и т. п.

В Решении Коллегии сказано, что Данное требование ставит участников Процедуры закупки в зависимость от третьих лиц. Заказчик не обосновал необходимости установления в Документации вышеупомянутого требования Документации в указанной редакции.

Установление в тендерной документации данных требований признано нарушением, заказчик обязан устранить такие несоответствия путем внесения соответствующих изменений в тендерную документацию.

 

Решение от 13.04.2021 № 7751-р/пк-пз

Жалобщик обратился в Коллегию по поводу установления Заказчиком дискриминационных требований в тендерной документации, а именно: участник должен предоставить в составе своего Предложения: удостоверение водителя (с соответствующими открытыми категориями) лица, которое будет осуществлять перевозку угля и его погрузку. Кроме того, участник должен предоставить действующую медицинскую справку о пригодности к управлению транспортным средством соответствующим водителем.

Кроме того, Жалобщик отметил, что для поставки угля он имеет заключенный договор по предоставлению транспортных услуг, по которому контрагент данные услуги ему предоставляет соответствующей техникой с привлечением квалифицированных работников. Однако, по утверждению Жалобщика, он, как участник тендера, не может подтвердить такие требования тендерной документации, поскольку не сотрудничает с конкретными водителями и не имеет в штате соответствующих работников с вышеупомянутыми документами, а имеет договор с фирмой, предоставляющей услуги.

Кроме того, Жалобщик подчеркнул, что в соответствии со статьей 6 Закона Украины «О защите персональных данных» обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных при согласии субъекта персональных данных, или в случаях, предусмотренных законами Украины, в порядке, установленном законодательством.

Поскольку контрагент Жалобщика не является участником торгов, он не обязан предоставлять соответствующие документы и раскрывать персональные данные собственных работников, распорядителем которых (персональных данных) он является.

Для подтверждения невозможности участия в тендере согласно данному требованию документации Жалобщик предоставил письмо-отказ от контрагента, который осуществляет предоставление транспортных услуг.

По мнению Коллегии, Жалобщик не доказал и документально не подтвердил необходимость внесения изменений в Документацию в этой части, а также документально не подтвердил невозможность выполнения указанного условия Документации и не доказал, каким образом вышеупомянутое условие Документации нарушает права и законные интересы Жалобщика, связанные с участием в Процедуре закупки, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения Жалобы в этой части.

 

Решение от 26.12.2019 № 19331-р/пк-пз

Жалобщик ФЛП Чеботарь Г. Ю. обратился в Коллегии по поводу установления заказчиком – отделом образования исполкома Терновского районного в городе совета дискриминационных требований в тендерной документации, а именно: предоставить в составе Предложения: отчет по форме №1 ДФ за последний отчетный период участника, отчет по форме №1ДФ за последний отчетный период перевозчика — который содержит информацию о налоговом номере, серии и номере паспорта, суммах начисленного дохода, суммах выплаченного дохода и другую информацию.

Жалобщик просит обязать Заказчика устранить дискриминационные требования и исключить из Документации требования о предоставлении в составе Предложения отчета по форме №1ДФ за последний отчетный период участника, отчета по форме №1ДФ за последний отчетный период Перевозчика и требование о предоставлении писем-согласий на обработку персональных данных работников участника и перевозчика в составе тендерного предложения участника.

Действия заказчика были признаны Коллегией дискриминационными – нарушающими требования части третьей статьи 5 и части четвертой статьи 22 Закона, которыми предусмотрена недискриминация участников и принципы осуществления закупок, предусмотренные статьей 3 Закона (предыдущая редакция).

Заказчик обязан устранить вышеуказанные несоответствия путем внесения соответствующих изменений в тендерную документацию в этой части.

Таким образом, при обжаловании требований тендерной документации в части установления условия о предоставлении согласия на обнародование персональных данных, участник должен обоснованно доказать, как именно установленное заказчиком условие нарушает его права и охраняемые законом интересы, а также доказать невозможность выполнения данного условия.

 

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді