Что должен знать начинающий закупщик, или Публичные закупки с нуля
Что такое публичные закупки
Для бесперебойного функционирования ЮЛ нуждается в — ТМЦ, определенных услугах (ремонте, связи и т.д.). На все это нужны средства. Для государственных и коммунальных юридических лиц такие средства выделяются из бюджетов и по своей сути являются налогами, которые плательщики уплатили в бюджет.
Рациональное использование (и оптимизация) расходов ЮЛ таких средств прописано в Законе Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее — Закон № 922), который устанавливает правила проведения публичных закупок.
Таким образом, публичные закупки — это приобретение ТМЦ, работ, услуг по правилам Закона № 922.
Заказчиками публичных закупок (покупателем) являются ЮЛ, определенные в статье 2 Закона № 922, а сферу применения этого Закона определяет статья 3. Стоит обратить внимание на часть 5 этой статьи (ст. 3 Закона № 922), где указано, что действие Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются товары, работы, услуги, перечисленные в этой части. Так, например, не являются предметом закупки услуги по изготовлению и распространению аудиовизуальной продукции и рекламы для осуществления предвыборной агитации.
Другим важным лицом в закупках является участник, который только при определенных обстоятельствах может стать поставщиком. В закупках действует целый ряд оснований, при которых заказчик должен заключить договор или, наоборот, отказать потенциальному поставщику.
Обратите внимание! На период военного положения в закупках следует руководствоваться также Постановлением № 1178 правительства от 12.10.2022 года, которым утверждены Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом № 922, на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены (далее — Особенности 1178).
Как проходят публичные закупки в Украине
Информацию о закупках (детали — в ст. 10 Закона № 922) заказчик обнародует самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки в электронной системе закупок Prozorro.
Кроме этой системы, есть также система Prozorro.Продажи, в которой проходят аукционы по продаже и аренде государственного и коммунального имущества (включая разрешения на пользование недрами). Названия этих систем похожи, но не путайте их: Prozorro — это о закупках, а Prozorro.Продажи — о продаже (приватизации) и аренде.
Закон № 922 устанавливает различные требования к информации, обнародованной заказчиком, срокам ее публикации в зависимости от вида процедуры закупок.
Во время войны внимательно следите за тем, не приняли ли новые изменения, ведь с момента принятия было 37 изменений (если честно, мы уже сбились со счета, возможно, в этот день, когда Вы это читаете, их уже 38). Наша редакция тщательно отслеживает свежие нововведения, чтобы вовремя предоставлять вам необходимые разъяснения. Так что будем на связи!
📑 Протоколи УО для кожного етапу відкритих торгів
Кто контролирует проведение публичных закупок
О, здесь все просто — конечно, это — контролирующий орган. Общие сведения о лицах, контролирующих закупки, описывает Раздел II Закона № 922. Так, в статье 7 Закона указано, что это может быть и банк, поскольку при оплате по договорам о закупке проверяет наличие отчета о результатах проведения закупки путем его просмотра в электронной системе закупок (запомните эту аббревиатуру — ЭСЗ). В случае отсутствия отчета о результатах проведения закупки платежное поручение считается оформленным ненадлежащим образом.
Впрочем, на практике заказчики чаще всего могут вступить в спор с:
- Антимонопольным комитетом Украины или его органом (далее — АМКУ);
- Государственной аудиторской службой Украины, ее органом (далее — ГАСУ).
Также важную роль при государственных закупках могут сыграть Казначейство и Счетная палата.
АМКУ проверяет закупку на соответствие конкурентному законодательству. ДАСУ же проводит мониторинг закупок. Впрочем, если закупка прошла успешно, без вмешательства контролирующих органов, это не означает, что у заказчика не возникнет проблем в будущем, ведь ДАСУ может прийти к заказчику с ревизией и найти нарушения. В этом случае уполномоченному лицу-новичку нужно помнить, что его не могут привлечь к ответственности за правонарушение, совершенное предыдущим уполномоченным лицом.
Рекомендации для заказчика-новичка
Даже опытный заказчик может совершить ошибку. Впрочем, есть некоторые огрехи, которые больше присущи новичкам.
Что должен помнить начинающий заказчик?
1. Необходимо внимательно изучать нормы законодательства и следить за изменениями НПА в сфере государственных закупок. Например, в части 1 статьи 41 Закона № 922 указано, что: «Договор о закупке заключается в соответствии с нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины с учетом особенностей, определенных настоящим Законом». Обращаем на это внимание, поскольку ХК уже отменен, в том числе, договоры, заключенные ранее, могут применять именно его нормы. Это поможет избежать проблем, связанных с:
- неправильной классификацией закупки;
- определением оснований для отклонения тендерного предложения;
- выяснением обстоятельств относительно того, подлежал ли участник отклонению и т. д.
2. Внимательно формулируйте требования тендерной документации (далее — ТД). Это поможет избежать проблем, связанных с:
- наличием дискриминационных требований (фактически речь идет о том, что ТД сформирована под одного участника);
- правомерным отклонением участника, не соответствующего квалификационному критерию по статье 16 Закона № 922. Например, заказчику нужен поставщик/исполнитель, который имеет для обслуживания 8 бензовозов (не менее). Если требования о таком количестве не будет в ТД, то отклонение предложения участника даже с одним бензовозом может быть обжаловано.
3. Вы должны знать, почему и при каких обстоятельствах совершаете определенное действие. Ведь возможна ситуация, когда государственные органы будут сомневаться в правомерности действий, которые вы совершили, например, отклонение или принятие предложения. Если у вас не будет доказательств и правового обоснования, что вы действовали правомерно, можно попасть в неприятную ситуацию. Поэтому прежде чем что-то совершить, проанализируйте, соответствует ли такой шаг законодательству.
4. Руководствуйтесь только предписаниями законов и Конституции. Так, новички, которые еще не совсем уверены в том, правильно ли понимают нормы законодательства, могут опираться на мнение более опытных коллег. Однако и опытные могут ошибаться.
Кроме того, иногда даже письма министерств несколько отклоняются от предписаний законодательства. В таких обстоятельствах начинающему специалисту стоит проанализировать все источники информации и выбрать тот путь (способ выполнения), который он самостоятельно сможет обосновать.
5. Внимательно изучайте практику Верховного Суда. Это поможет выявить недостатки в правовой позиции заказчика, участника или органов контроля, а также укажет на «слабые места» и противоречивые действия других заказчиков. В таком случае целесообразно учиться на чужих ошибках.

Итак, публичные закупки требуют высокого уровня ответственности, ведь речь идет о расходовании бюджетных средств.
Внимательно изучайте законодательство и помните: если не докажете правомерность своих действий, вас могут ожидать штрафы и даже уголовная ответственность.
Если же вы решили стать закупщиком, портал «Госзакупки» станет надежным помощником и советником в этой области. Мы ежедневно отслеживаем новости в сфере закупок, отвечаем на вопросы и публикуем консультации известных специалистов. Мы знаем, как важно быть уверенным в каждом своем шаге, поэтому создали первую в Украине систему для закупщиков Экспертус Госзакупки, в которой можно найти ответы на вопросы любой сложности. Выбирайте лучшее для себя и уверенно поднимайтесь по карьерной лестнице.
