Публичные закупки для чайников — азы в профессии

RU UA
Не единичны случаи, когда заказчик вынужден заменить уполномоченное лицо (далее – УЛ), например в случае его увольнения, декретного отпуска и т. п., и поручает проведение закупок работнику, который о публичных закупках в Украине только слышал что-то отдаленно. Для того чтобы начинающий быстрее овладел правилами публичных закупок, мы подготовили данную статью

 

Образцы документов для заказчика:

 

Что такое публичные закупки

В процессе своей деятельности каждое юридическое лицо использует определенные ТМЦ, которые необходимо приобрести у стороннего лица, а также основные средства (технику, здания и т. п.), которые нужно ремонтировать. Кроме того, время от времени возникает необходимость получения услуг у профессионалов своего дела. На все это нужны деньги. Для государственных и коммунальных юридических лиц их выделяют из бюджетов, и по своей сути они являются налогами, которые были уплачены в бюджет плательщиками.

Для того чтобы разумно и экономно расходовать деньги, уплаченные налогоплательщиками, был принят Закон № 922, устанавливающий правила проведения публичных закупок.

Поэтому публичные закупки (далее — закупки) — это приобретение ТМЦ, работ, услуг по правилам Закона № 922.

Кто является заказчиком (покупателем) в таких закупках, описано в ст. 2 Закона № 922, а область применения данного Закона определена в ст. 3. Например, трудовые договоры не являются предметом закупок, тогда как привлечение внештатного специалиста, который предоставит определенные услуги, уже будет предметом закупок.

Другим важным лицом в закупках является участник, который только при определенных обстоятельствах может стать поставщиком. В закупках действует целый ряд оснований, при которых заказчик должен заключить договор или, наоборот, отказать потенциальному поставщику.

Публичные закупки для новичков - азы в профессии
Тетяна Міштазаступник директора департаменту публічних закупівель, конкурентної політики та гуманітарної сфери Мінекономіки
Знатимете про плани Мінекономіки та нові вимоги до компетентності закупівельників. Адже законодавчі зміни стимулюють постійно вчитися і підвищувати свою кваліфікацію

 

Публичные закупки в Украине: как проходят 

В соответствии с требованиями статьи 10 Закона № 922 информация о закупках обнародуется заказчиком бесплатно через авторизованные электронные площадки в электронной системе закупок.

Закон № 922 устанавливает различные требования к обнародованию информации, срокам ее обнародования и т. п. в зависимости от вида процедуры закупок.

В период действия военного положения новый порядок закупок за публичные средства установили Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (далее – Особенности).
Во время войны внимательно следите за тем, не приняли ли новые изменения, ведь в течение года в Особенности вносили изменения примерно 13 раз (если честно, мы уже сбились со счета). Наша редакция тщательно отслеживает новые нововведения, чтобы вовремя предоставлять вам нужные разъяснения. Так что будем на связи!
Ілона Тарнопольська головний редактор експертно-правової системи «Експертус Держзакупівлі»
Ви щоденно стикаєтеся зі складними робочими ситуаціями. Ми ж – щоденно допомагаємо їх вирішувати. Тож заходьте в Систему, щоб швидко отримати рішення своєї ситуації

Кто контролирует проведение публичных закупок

Общие сведения о лицах, контролирующих закупки, описаны в разделе ІІ Закона № 922.

Впрочем, на практике заказчики чаще всего могут вступать в спор с:

  • Антимонопольным комитетом Украины или его органами (далее — АМКУ)
  • Государственной аудиторской службой Украины или ее органами (далее — ГАСУ).

Также важную роль при закупке могут сыграть Казначейство и Счетная палата.

АМКУ проверяет закупку на соответствие конкурентному законодательству. ГАСУ проводит мониторинг закупок. Впрочем, если закупка прошла успешно, без вмешательств контролирующих органов, это не значит, что у заказчика не возникнут проблемы в будущем. Ведь ГАСУ может прийти к заказчику с ревизией и найти нарушения. В этом случае уполномоченному лицу – новичку нужно помнить, что его не могут привлечь к ответственности за правонарушения, совершенные предыдущим УЛ.

Изменения в требованиях мониторинга госзакупок

Наставления для заказчика-новичка

Что должен помнить заказчик-новичок?

1. Нужно внимательно изучать нормы законодательства. Это поможет избежать проблем с:

  • неправильной классификацией закупки (открытые торги; конкурентный диалог; упрощенная закупка; рамочное соглашение и т. п.);
  • определением оснований для отклонения тендерного предложения (ст. 31 Закона № 922);
  • выяснением обстоятельств по поводу того, подлежал ли участник отклонению и т. п.

2. Внимательно формулируйте требования тендерной документации (ст. 22 Закона № 922). Это поможет избежать проблем с:

  • наличием дискриминационных требований (фактически речь идет о том, что тендерная документация сформирована под одного участника);
  • правомерным отклонением участника, который не соответствует квалификационному критерию по ст. 16 Закона № 922. Например, заказчику нужен поставщик/исполнитель, имеющий в своей собственности или хотя бы в аренде 10 автобусов. Если требования о 10 автобусах не будет в тендерной документации, то отклонение предложения участника даже с одним автобусом может повлечь проблемы.

3. Совершая какое-либо действие, вы должны знать, почему и при каких обстоятельствах действуете именно так. Ведь возможна ситуация, когда государственные органы будут сомневаться в правомерности совершения вами определенного действия, например отклонения или принятия предложения. Если не будете иметь доказательств и правового обоснования, что вы действовали правомерно, можно попасть в неприятность. Поэтому, прежде чем что-то делать, проанализируйте, отвечает ли следующий шаг законодательству.

4. Руководствуйтесь исключительно предписаниями законов и Конституции. Например, начинающие, еще не совсем уверенные в том, правильно ли они понимают требования законодательства, могут руководствоваться мнением более опытных коллег. Но и опытные ошибаются.

Кроме того, иногда даже письма Министерств несколько отклоняются от предписаний законодательства. При таких обстоятельствах начинающему стоит проанализировать все источники информации и выбрать тот путь (способ выполнения), который он самостоятельно сможет обосновать.

5. Внимательно изучайте практику Верховного Суда (далее — ВС). Как сказано выше, нормы Закона № 922 были обновлены 19.04.2020, но при этом некоторые правоотношения все же остались без изменений. Поэтому практика ВС может указать на определенные нюансы, в частности выявить недостатки в правовой позиции заказчика, участника или контролирующих органов. Также судебная практика указывает на определенные «слабые места» и противоречивые действия других заказчиков. В таком случае целесообразнее учиться на чужих ошибках.

Таким образом, публичные закупки требуют высокого уровня ответственности, ведь речь идет о расходах бюджетных средств.

Начинающим необходимо внимательно изучать законодательство и помнить, что если они не докажут правомерности своих действий, им могут грозить штрафы.

Если же вы решили стать закупщиком, портал «Госзакупки» станет надежным помощником и советчиком в этой отрасли. Мы ежедневно отслеживаем новое в закупках, отвечаем на вопросы и публикуем консультации известных специалистов. Мы знаем, как важно быть уверенным в каждом своем шаге, поэтому создали первую в Украине экспертно-правовую систему для закупщиков Експертус Госзакупки, в которой можно найти ответы на вопросы любой сложности.

Мы верим, что лучшие в своей сфере постоянно совершенствуются, поэтому регулярно обновляем учебные программы в Высшей школе Закупщика. Выбирайте лучшее для себя и уверенно следуйте вверх по карьерным ступенькам.

 



публичные закупки в Украине

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді