Как провести закупку периодических изданий
Общественные отношения постоянно меняются. Новое приходит на смену старому. Но что из немногих вещей остается неизменным — необходимость быть в курсе событий, открытий, достижений. Именно эти знания на протяжении многих веков несут периодические издания, и их важность для отдельных слоев общества не уменьшается.
Подписка на периодические издания: код ДК
Периодические издания — это товар. Товары — это продукция, объекты любого вида и назначения, в т. ч. сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой таких товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих товаров (п. 34 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
Предмет закупки определяйте по ЕЗС — для товаров и услуг — по показателю четвертой цифры. Наиболее приемлемый код ДК для закупки подписки на периодические издания содержит раздел 22000000-0 Печатная и сопутствующая продукция:
22200000-2 | Газеты, периодические специализированные и другие периодические издания и журналы |
22210000-5 | Газеты |
22211000-2 | Периодические специализированные издания |
22211100-3 | Официальные вестники |
22212000-9 | Периодические издания |
22212100-0 | Серийные издания |
22213000-6 | Журналы |
Например, если Вам нужно закупить журналы, указывайте код 22210000-5 Газеты.
Обычно стоимость подписки включает цену издания с доставкой. Если компенсация стоимости доставки является отдельной услугой, осуществляйте такую закупку по коду 79980000-7 Услуги по подписке на печатные издания.
Подписка на периодические издания: КЭКР
Чтобы определить КЭКР для подписки на периодические издания, следует руководствоваться нормами Инструкции № 333. Выбор конкретного КЭКР зависит от формулировки предмета договора и экономической сути расходов.
Поэтому если речь идет о подписке на периодические издания, когда стоимость доставки включена в цену издания в соответствии с договором приобретения, применяем КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 3 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).
Когда учреждение оплачивает доставку периодики отдельно в соответствии с отдельным договором, расходы планируйте по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (пп. 5 пп. 2.2.4 Инструкции № 333).
Планирование закупки периодических изданий
Пункт 14 Особенностей обязывает проводить закупку на основании имеющейся потребности или в случае плановой потребности следующего года (плановых потребностей следующих периодов). А запланированную закупку, независимо от ее стоимости, включать в годовой план закупок заказчика в соответствии со статьей 4 Закона № 922.
Потребность в закупке периодики может быть годовой, квартальной или месячной. Внесенная информация о каждой запланированной закупке не требует корректировки по результатам осуществления такой закупки.
Ожидаемую стоимость следует определять, учитывая необходимый объем закупки по 4 знаку CPV в год. Поскольку нельзя заключать договоры без использования ЭСЗ, зная, что годовая потребность превышает 100 тыс. грн.
Например, если заказчику необходимо закупить периодические издания не только по вопросам закупок, но и по бухгалтерскому учету, охране труда и т. п., определяйте общую годовую ожидаемую стоимость всех указанных периодических изданий.
При расчете ожидаемой стоимости можете использовать как Примерную методику определения ожидаемой стоимости предмета закупки, утвержденную приказом Минэкономики от 18.02.2020 №275, так и собственный утвержденный порядок или методику ее определения.
Вид закупки периодических изданий
Именно стоимость закупки является критерием для определения, подлежат ли применению Закон и Особенности к закупке, проводимой заказчиком.
Стоимостные пределы определяют, какой вид закупки следует применять.
Так, заказчики для закупки периодических изданий, стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. грн:
- применяют открытые торги в порядке, определенном Особенностями; и/или
- используют электронный каталог для закупки товара в соответствии с порядком, установленным постановлением КМУ «Об утверждении Порядка формирования и использования электронного каталога» от 14.09.2020 № 822, с учетом положений, определенных Особенностями (п. 10 Особенностей).
Заказчик может не проводить открытые торги или не применять электронный каталог для заключения договора о закупке в двух случаях.
- Когда ожидаемая стоимость закупки меньше 100 тыс. грн
- Когда имеются основания, определенные пунктом 13 Особенностей.
Учтите, нельзя делить предмет закупки на части с целью избежания процедуры закупки или закупки через электронный каталог (п.6 Особенностей).
Статья 164-14 КУоАП запрещает приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона. И предупреждает, что такие нарушения влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика:
- за первое деяние — от 25 500 до 51 000 грн.
- за повторные — от 51 000 до 85 000 грн.
Кроме того, частью 1 статьи 43 Закона № 922 определено, что договор о закупке является ничтожным в случае, если заказчик заключил договор о закупке до/без проведения процедуры закупки/упрощенной закупки в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Подписка на периодические издания в бюджетных учреждениях
Подписка на периодические издания обычно осуществляется как предоплата. Это означает, что заказчик оплачивает полную стоимость изданий заранее, еще до их фактического получения. В дальнейшем, в течение всего оплаченного периода он регулярно получает периодику в соответствии с условиями подписки.
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления № 1070 распорядители (получатели) бюджетных средств (кроме зарубежных дипломатических учреждений) в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предварительную оплату в случае закупки периодических изданий на срок, составляющий не более 12 месяцев. То есть, подписка на периодические издания должна охватывать максимум один календарный год или меньше.
Следовательно, заказчик-бюджетное учреждение не может осуществить предварительную оплату периодических изданий, если срок их поставки превышает 12 месяцев. То есть, оплатить поставку периодики за период с 01.07.2025 по 31.12.2026 невозможно, поскольку общий срок поставки составляет более одного года. Это нарушает установленные ограничения по продолжительности периода, на который может быть осуществлена подписка за бюджетные средства.
Учтите, размер и срок предварительной оплаты в пределах вышеуказанных сроков, количество платежей по предварительной оплате в пределах срока, а также положения об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты тех товаров, работ и услуг, которые согласно договорам о закупке предполагается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, определяют главные распорядители бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств отвечают за принятое решение, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Украины.
Для осуществления предварительной оплаты распорядители низшего уровня (получатели) должны получить согласование в виде распоряжения или решения от главного распорядителя.