Держите дорожную карту и советы, чтобы провести закупки согласно пункту 13 Особенностей. Учтете обновленный порядок обнародования информации, сможете обосновать закупку и зарегистрировать обязательства в Казначействе
Законодательство в сфере публичных закупок в последнее время достаточно изменчиво. В
Особенности, которые КМУ утвердил осенью 2022 года, внесли уже 13 изменений. Из последних из них – изменения в порядок проведения закупок за исключением, приведенными в
пункте 13 Особенностей. Так, в мае 2023 пункт 13 Особенностей меняли дважды:
- постановление КМУ от 12.05.2023 № 471 утвердило новую его редакцию;
- постановление КМУ от 16.05.2023 №491 дополнило пункт еще одним подпунктом.
Чтобы помочь уполномоченным лицам проводить закупки по пункту 13 Особенностей, расставим акценты на организации закупки, обнародовании информации и регистрации бюджетных обязательств в органах Казначейства. Но сначала разберем, на что следует обратить внимание в действующей редакции пункта 13 Особенностей.
Новые положения подпункта 3 пункта 13 Особенностей
«замовник не може дотриматися строків для проведення закупівлі із застосуванням відкритих торгів та/або електронного каталогу, що повинно бути документально підтверджено замовником, якщо публічні закупівлі товарів, робіт і послуг здійснюються для: проведення заходів із мобілізації та цивільного захисту; будівництва, облаштування місць проживання внутрішньо переміщених та евакуйованих осіб; будівництва, поточного ремонту, облаштування захисних споруд цивільного захисту, в тому числі споруд подвійного призначення, найпростіших укриттів; підготовки до проведення опалювального сезону (крім закупівлі енергоносіїв)» |
То есть теперь в списке исключений нет реконструкции, капитального ремонта мест обитания внутренне перемещенных, эвакуированных лиц или защитных сооружений гражданской защиты. К тому же, теперь четко определено, что основанием для закупок в соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Особенностей должна быть невозможность сдержать сроки для проведения открытых торгов и наличие документального подтверждения этих обстоятельств у заказчика.
Отримайте безплатний доступ на цілу добу Обновленный порядок обнародования информации
Учитывайте обновленный порядок обнародования информации о закупке согласно подпунктам 5–11, 14 пункта 13 Особенностей. Устанавливающее его положение теперь звучит так:
«У разі укладення договору про закупівлю відповідно до підпунктів 5–11, 14 цього пункту замовник разом із звітом про договір про закупівлю, укладений без використання електронної системи закупівель, оприлюднює в електронній системі закупівель договір про закупівлю та додатки до нього, а також зазначає підстави для здійснення закупівлі відповідно до цього пункту» |
То есть теперь, когда заказчик обнародует отчет о договоре, заключенном без использования ЕСЗ, в случае закупки согласно подпунктам 5–11, 14 пункта 13 Особенностей должен указывать основания, а не обнародовать обоснование, как это требовалось ранее.
Законодательство не определяет, как именно заказчик должен указывать основания. К тому же, в этом году не на всех электронных площадках есть функциональная возможность обнародовать примечания к отчету о договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ.
Так что заказчик может обнародовать указанные основания только в разделе «Документация к закупке». Образец оснований для закупки согласно пункту 13 Особенностей – в приложении 2 к протоколу УЛ.
.
Скачать образец протокола
Воспользуйтесь справочником:
Регистрация обязательств в органах Казначейства
Регистрация бюджетных обязательств в органах Казначейства регулирует Порядок № 309.
Когда регистрируете обязательства по договорам о закупке, заключенным по результатам проведения открытых торгов, в Реестре бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее – реестр) в графе «Данные бюджетного обязательства: информация о закупках» проставляйте уникальный идентификатор закупки.
При регистрации обязательств по договорам, заключенным согласно пункту 13 Особенностей, в графе «Данные бюджетного обязательства: информация о закупках» реестра проставляйте признак «00».
В последней графе реестра «Примечание» указывайте, на основании какого подпункта пункта 13 Особенностей провели закупку. К примеру, пропишите: «пп. 6 п. 13 Пост. № 1178».
Учтите, что при регистрации обязательств по договорам, заключенным
без использования ЕСЗ, которые не являются договорами о закупке в понимании Закона, казначеи не должны:
- просматривать документы, которые заказчик разместил в ЕСЗ;
- проверять наличие таких документов.
Однако для того, чтобы упростить процедуру регистрации обязательств, в пакете документов, который направляете в орган Казначейства для регистрации, следует предоставить:
- копию оснований для закупки по пункту 13 Особенностей, утвержденных уполномоченным лицом заказчика в протоколе как отдельное приложение; или
- копию протокола в целом.
Не забывайте о новом положении в пункте 2.2 Порядка № 309. А именно:
«За умови взяття бюджетного зобов’язання, за яким здійснюється закупівля товарів, робіт і послуг з урахуванням особливостей, визначених законодавством, без застосування процедур закупівель / спрощених закупівель / електронних каталогів для закупівлі товарів розпорядник бюджетних коштів подає до органу Казначейства Реєстр відповідно до абзацу першого цього пункту протягом 7 робочих днів з дати взяття бюджетного зобов’язання або протягом 7 робочих днів з дати взяття на облік органом Казначейства кошторису (плану використання бюджетних коштів)» |
Учитывая его бюджетные обязательства по прямым договорам, заключенным согласно пункту 13 Особенностей заказчики регистрируют:
- при смете – в течение 7 р. дн. с момента заключения договора;
- при отсутствии сметы – в течение 7 р. дн. со дня внесения изменений в смету (план использования средств).
Важно. Течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ст. 253 ГК).
Мониторинг закупок вне ЕСЗ
С 19.05.2023 пункт 23 Особенностей предусматривает:
«Держаудитслужба та її міжрегіональні територіальні органи здійснюють моніторинг процедур закупівель, а також закупівель, за якими в електронній системі закупівель оприлюднюється звіт про договір про закупівлю, укладений без застосування електронної системи закупівель, у порядку, встановленому статтею 8 Закону України «Про публічні закупівлі» |
Изменения в требованиях к мониторингу закупокИтак, когда принимаете решение о проведении закупки без использования ЕСЗ согласно пункту 13 Особенностей, соблюдайте все требования законодательства и учитывайте вероятность начала мониторинга проведенной закупки после обнародования информации в ЕСЗ.
Мониторинг аудиторы осуществляют на протяжении проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его действиях (абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 922).
«У разі укладення договору про закупівлю відповідно до підпунктів 5–11, 14 цього пункту замовник разом із звітом про договір про закупівлю, укладений без використання електронної системи закупівель, оприлюднює в електронній системі закупівель договір про закупівлю та додатки до нього, а також зазначає підстави для здійснення закупівлі відповідно до цього пункту»
Итак, когда принимаете решение о проведении закупки без использования ЕС по пункту 13 Особенностей, соблюдайте все требования законодательства и учитывайте вероятность начала мониторинга проведенной закупки после обнародования информации в ЕС.
Мониторинг аудиторы осуществляют на протяжении проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его действиях (абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 922).
Итак, когда принимаете решение о проведении закупки без использования ЕС по пункту 13 Особенностей, соблюдайте все требования законодательства и учитывайте вероятность начала мониторинга проведенной закупки после обнародования информации в ЕС.
Мониторинг аудиторы осуществляют на протяжении проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его действиях (абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 922).