Мультилотовая закупка: азы для закупщиков
По Закону Украины «О публичных закупках»(далее - Закон) предметом закупки являются товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, в отношении которых участникам разрешается подавать тендерные предложения / предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).
Что такое мультилотовая закупка
Предмет закупки может иметь части (лоты), то есть части товаров, работ или услуг, на которые в рамках единой процедуры закупки / упрощенной закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения / предложения или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.
То есть мультилотовая закупка - это и есть закупка по нескольким лотам. Правда, это более «народное» название. Такая закупка имеет свои особенности оформления, начиная от годового плана и заканчивая отчетностью о выполнении договора о закупке. Несоблюдение таких особенностей может стать основанием как для отмены закупки вообще, так и для обжалования уже заключенного договора.
Например, Северо-западный апелляционный хозяйственный суд по делу № 924/857/19 согласился с недействительностью договора горюче-смазочных материалов, в частности в связи с тем, что во время процедуры закупки и в самом договоре был не определен предмет закупки в соответствии с « Единым закупочным словарем».
Если не хотите таких последствий для себя, узнайте нюансы мультилотовой закупки.
Определение предмета в мультилотовой закупке
Публичные закупки в Украине осуществляются в соответствии с годовым планом, который должен содержать название предмета закупки с указанием кода за Единым закупочным словарем и названий соответствующих классификаторов предмета закупки. Если же планируется мультилотовая закупка, то такой код и классификаторы должны указываться относительно каждого лота (ст. 4 Закона).
Уже на этом этапе важно не допускать нарушений, чтобы они не воспроизводились и на последующих.
Согласно ст. 13 Закона, закупки могут осуществляться путем применения одной из таких конкурентных процедур:
- открытые торги;
- торги с ограниченным участием;
- конкурентный диалог.
Кроме того, исключением является переговорная процедура закупки.
Все упомянутые выше процедуры могут иметь мультилотовый предмет закупки. Кроме того, это разрешено и по упрощенной процедуре. Поэтому заказчик может выбирать необходимую для него процедуру, соблюдая при этом других требований законодательства.
✅ Для вас цілу добу будуть відкриті статті, відеороз'яснення, зразки документів
Неправильное же определение предмета закупки не раз становилось основанием для выводов Держаудитслужбы, которые затем заказчики закупки оспаривали в суде. И здесь вот что важно.
Как правильно определять предмет закупки указано в Порядке определения предмета закупки, утвержденном Приказом Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 15.04 2020 № 708 (далее - Порядок).
Предмет закупки определяется с применением показателей цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021: 2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 23 декабря 2015 года № 1749 (далее - Единый закупочный словарь).
Предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 21 и 34 части первой статьи 1 Закона, где приводятся определения «услуг» и «товаров» и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря, кроме некоторых видов строительных работ (в частности, ремонт автомобильных дорог общего пользования).
А вот отдельные части предмета закупки (лота) могут определяться по показаниям четвертой-восьмой цифр Единого закупочного словаря, объемом, номенклатурой, местом поставки товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
По-другому определяется и предмет закупки услуг по оценке имущества при приватизации, закупки протезных изделий, услуг по профессиональной подготовке или переподготовке, повышению квалификации для безработных граждан и др. Подробнее об этом - в разделе 2 Порядка.
Например, при осуществлении закупки лекарственных средств предмет закупки определяется по показателю третьей цифры. Заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по международным непатентованным названиям лекарственных средств, форме выпуска, дозировке, объему и / или месту поставки лекарственных средств.
Напомним, что в соответствии с Единым закупочным словарем код состоит из 8 цифр, сгруппированых таким образом:
первые две цифры определяют раздел (XX000000-Y)
первые три цифры определяют группу (XXX00000-Y)
первые четыре цифры определяют класс (XXXX0000-Y),
первые пять цифр определяют категорию (XXXXX000-Y).
Последние три цифры кода дают большую степень детализации в пределах каждой категории.
Девятая цифра - контрольная.
⚡️ Дополнительные закупки: как не нарушить законодательного запрета делить предмет
Пример мультилотовой закупки
Представим, что заказчику необходимо закупить некоторое офисные принадлежности. Тогда основной предмет закупки будет - «Офисное оборудование и принадлежности разное» (код ДК 021: 2015 - 30190000-7). Затем необходимо разделить его на лоты:
- лот 1 - «Чернильные картриджи» (код ДК 021: 2015 - 30192113-6),
- лот 2 - «Маркеры» (код ДК 021: 2015 - 30192125-3).
То есть для лотов учли показатели восьмой цифры.
А вот если заказчик определит основной предмет закупки - «Офисные принадлежности» (код ДК 021: 2015 - 30192000-1), то есть по показателю пятой цифры, то вполне вероятно получит от органа Держаудитслужбы заключение о результатах мониторинга закупки, в котором будет указано нарушение, которое придется либо выполнять, либо обжаловать в суде в течение 10 рабочих дней с момента его опубликования.
Надлежащим определением предмета мультилотовой закупки все не заканчивается.
Ну и, конечно, об итогах - отчет о выполнении договора о закупке. Заказчик его обнародует в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока действия договора о закупке или его выполнения сторонами, или его расторжения. И в нем должно указываться название предмета закупки по каждому лоту.
Важно! Следите, чтобы указанные сведения были одинаковыми, начиная от годового плана и заканчивая отчетом.
Итак, мультилотовая закупка - это удобная возможность для заказчика с минимальным количеством необходимых действий закупить различные товары / работы / услуги. Чтобы такая возможность не превратилась в дополнительный груз, внимательно подходите к оформлению документов на различных этапах процедур закупок. И даже если незначительная ошибка привела к спору, не спешите делать следующий шаг, так как и обстоятельства бывают разные и негативные последствия не всегда от этого наступают. Главное правильно привести соответствующие аргументы.