Упрощенная закупка в условиях военного положения

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Рассмотрим, в каких случаях заказчики могут использовать упрощенную закупку, когда действуют особенности № 1178. Но определим этапы упрощенной закупки в условиях военного положения

Упрощенная закупка по Постановлению 1178

В период действия военного положения упрощенная закупка Особенностями №1178 не предусмотрена, однако можем встретить ее в электронной системе закупок. Рассмотрим кто и когда производит упрощенную закупку?

Когда проводить упрощенную закупку

Согласно п. 11 Особенностей № 1178 для осуществления закупок товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых меньше, чем 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых меньше, чем 200 тыс. гривен, работ , стоимость которых меньше 1,5 млн. гривен, заказчики могут использовать электронную систему закупок в соответствии с условиями, определенными администратором электронной системы закупок, в том числе электронный каталог для закупки товаров.

Администратором электронной системы закупок – это юридическое лицо, определенное полномочным органом ответственным за обеспечение функционирования и наполнения веб-портала уполномоченного органа (абз. 3 п. 2 Порядка функционирования электронной системы закупок и проведение авторизации электронных площадок, утвержденного постановлением от 26.02).

Согласно Приказу Минэкономики от 07.04.2020 № 648 «О веб-портале Уполномоченного органа по закупкам» ГП «Прозорро» определено ответственным за обеспечение функционирования и наполнения веб-портала.

Приказом ГП «Прозорро» от 20.10.2022 № 25 утверждена «Инструкция о порядке использования электронной системы закупок в случае осуществления закупок стоимость которых меньше стоимости, установленной в особенностях осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины « О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены и остановки действия приказа ГП «ПРОЗОРРО» от 19.03.2019 № 10 (с изменениями) (далее – Инструкция)

Настоящая Инструкция определяет порядок использования электронной системы закупок (далее – ЕСЗ) при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в Особенностях осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных Постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2022 г. № 1178 (далее – Особенности закупок) с целью отбора поставщика товара (товаров ), предоставляющего услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора, или обнародование отчета о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках» (далее – Закон) в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без его использования .

В соответствии с разделом II Инструкции заказчики в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает сумму, установленную в Особенностях № 1178 закупок, а также незаказники в понимании этого же Закона при закупках на любые суммы для выбора поставщика товаров, оказывала услуг или исполнителя работ могут использовать электронную систему закупок путем осуществления закупок через электронный каталог в порядке, определенном законодательством, и/или путем осуществления закупок в порядке, аналогичном порядку проведения упрощенных закупок, определенному в соответствии со статьей 14 Закона, исключительно в части объявления , представление предложений, обращение за разъяснением, обращение с требованием об устранении нарушений, предоставление ответов, оценки, рассмотрения, отклонения предложений, определение победителя, отмены закупки.

При проведении закупки в порядке, аналогичном порядку проведения упрощенных закупок, рассмотрение предложений происходит в соответствии с пунктами 11,12 статьи 14 Закона с учетом положений пункта С Раздела II настоящей Инструкции.

Весомым отличием применения упрощенной закупки в соответствии с Инструкцией является возможность при ее проведении предоставлять участникам 24 часа на исправление несоответствий.

Инструкция предусматривает, что если заказчиком при рассмотрении предложения участника закупки выявлено несоответствия в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в предложении и/или представление которых предусматривалось условиями, определенными в объявлении о проведении упрощенной закупки, он размещает в срок, который не может быть менее двух рабочих дней до истечения срока рассмотрения предложений, уведомление с требованием об устранении таких несоответствий в электронной системе закупок.

Под несоответствием в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в составе предложения и/или представления которых требуется условия, определенные в объявлении о проведении упрощенной закупки, понимается в том числе отсутствие в составе предложения информации и/или документов, представление которых предусматривается условиями, определенными в объявлении о проведении упрощенной закупки (кроме случаев отсутствия обеспечения предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком, и/или информации (и/или документов) о технических и качественных характеристиках предмета закупки, предлагаемых участником процедуры по его предложению). Несоответствием в информации и/или документах, которые предоставляются участником процедуры закупки для выполнения требований технической спецификации к предмету закупки, считаются ошибки, исправление которых не приводит к изменению предмета закупки, предложенного участником закупки в составе его предложения, наименования товара, марки, модели и т.д.

Заказчик не может размещать в одном и том же участнике процедуры закупки более одного раза уведомления с требованием об устранении несоответствий в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в составе предложения.

Упрощенная закупка для государственных заказчиков в сфере обороны

Согласно п. 8 Особенностей осуществления оборонных закупок на период действия правового режима военного положения, утвержденных постановлением КМУ от 11.11.2022 № 1275 Государственные заказчики осуществляют оборонные закупки:

  • товаров и услуг оборонного назначения, других товаров и услуг для гарантированного обеспечения нужд безопасности и обороны, стоимость которых равна или превышает 200 тыс. гривен,
  • работ оборонного назначения и работ для гарантированного обеспечения потребностей безопасности и обороны в случае, когда их стоимость равна или превышает 1,5 млн. гривен (кроме закупок товаров, работ и услуг оборонного назначения, составляющих государственную тайну, а также закупки вооружения, военной и специальной техники, боеприпасов и их составных частей и услуг по разработке, ремонту, модернизации вооружения, военной и специальной технике, боеприпасам и их составным частям, товарам, работам и услугам для строительства военных инженерно-технических и фортификационных сооружений),
  • в электронной системе закупок одним из таких способов, в частности в порядке проведения упрощенных закупок, определенных Законом № 922, с учетом положений, определенных этими особенностями.

Основной особенностью применения упрощенных закупок для оборонных закупок также является возможность предоставлять участникам 24 часа на исправление несоответствий, однако в несколько ином порядке, чем это предусмотрено Инструкцией.

📽️ Организовываем закупочный процесс в воинской части

В случае проведения закупки в порядке проведения упрощенных закупок, определенных Законом № 922, государственный заказчик при рассмотрении предложения участника упрощенной закупки в случае выявления несоответствия в информации и/или документах, представленных участником упрощенной закупки в составе предложения и/или представление которых требовалось объявлением о проведении упрощенной закупки, должен разместить в срок, который не может быть менее двух рабочих дней до окончания срока рассмотрения предложений, уведомление с требованием исправить несоответствия в информации и/или документах, поданных участником упрощенной закупки в его предложения, путем загрузки через электронную систему закупок уточненных или новых документов в электронной системе закупок в течение 24 часов с момента размещения государственным заказчиком в электронной системе закупок уведомления с требованием об устранении таких несоответствий.

Под несоответствием в информации и/или документах, представленных участником упрощенных закупок в составе предложения и/или представление которых требуется объявлением о проведении упрощенной закупки, следует понимать несоответствие информации и/или документов в значении, приведенном в пункте 43 Особенностей № 1178.

Государственный заказчик не может размещать в одном и том же участнике упрощенной закупки более одного раза уведомление с требованием об устранении несоответствий в информации и/или документах, представленных участником упрощенной закупки в составе предложения.

Государственный заказчик отклоняет предложение участника упрощенной закупки в случае, когда участник упрощенной закупки не исправил обнаруженные государственным заказчиком после раскрытия предложений несоответствия в информации и/или документах, представленных им в составе своего предложения, и/или изменил предмет закупки (его наименование, марку, модель и т.д.) при исправлении выявленных государственным заказчиком несоответствий в течение 24 часов с момента размещения заказчиком в электронной системе закупок уведомления с требованием об устранении таких несоответствий.

Упрощенная закупка: этапы

Порядок проведения упрощенной закупки установлен статьей 14 Закона №922.

Упрощенная закупка состоит из следующих последовательных этапов:

1) обнародование объявления о проведении упрощенной закупки;

2) уточнение информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки;

3) представление предложений участниками;

4) проведение электронного аукциона в соответствии со статьей 30 настоящего Закона;

5) рассмотрение на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки и требованиям к предмету закупки, предложения участника;

6) определение победителя упрощенной закупки и заключение договора о закупке;

7) размещение отчета о результатах проведения закупки в соответствии со статьей 19 настоящего Закона.

Этап 1 – объявления об упрощенной закупке

Особенностью проведения упрощенной закупки является то, что она не предполагает создания тендерной документации. Все требования упрощенной закупки закладываются в объявлении.

В объявлении о проведении упрощенной закупки обязательно указываются:

  1. наименование, местонахождение и идентификационный код заказчика в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований, его категория;
  2. название предмета закупки с указанием кода по Единому закупочному словарю (в случае разделения на лоты такие сведения должны указываться по каждому лоту) и названия соответствующих классификаторов предмета закупки и частей предмета закупки (лотов) (при наличии);
  3. информация о технических, качественных и других характеристиках предмета закупки;
  4. количество и место поставки товаров или объем и место выполнения работ или услуг;
  5. срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  6. условия оплаты;
  7. ожидаемая стоимость предмета закупки;
  8. период уточнения информации о закупке (не менее трех рабочих дней со дня обнародования объявления о проведении упрощенной закупки в электронной системе закупок);
  9. конечный срок подачи предложений (срок для подачи предложений не может быть менее двух рабочих дней со дня окончания периода уточнения информации о закупке);
  10. перечень критериев и методика оценки предложений с указанием удельного веса критериев;
  11. размер и условия предоставления обеспечения предложений участников (если заказчик требует его предоставить);
  12. размер и условия предоставления обеспечения исполнения договора о закупке (если заказчик требует его предоставить);
  13. размер минимального шага снижения цены во время электронного аукциона в пределах от 0,5 до 3 процентов или в денежных единицах ожидаемой стоимости закупки.

Также в объявлении о проведении упрощенной закупки может указываться другая информация.

При этом требования к предмету закупки, определенные заказчиком, могут указываться путем загрузки отдельных файлов до объявления о проведении упрощенной закупки или в электронной форме с отдельными полями в электронной системе закупок.

Еще одной особенностью проведения упрощенной закупки является возможность не указывать слова «эквивалент» ссылаясь на конкретный товар.

В требованиях к предмету закупки, содержащим ссылку на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник происхождения или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты принимаются в предложениях участников.

«Может» это право заказчика.

При этом объявления о проведении упрощенной закупки и требования к предмету закупки не должны содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников.

Упрощенная закупка как открытые торги может содержать требования по обеспечению предложения. Они устанавливаются в соответствии со статьей 25 Закона № 922 и обеспечения исполнения договора о закупке в соответствии со статьей 27 Закона № 922.

Этап 2 – период уточнений

В период уточнения информации участники упрощенной закупки имеют право обратиться к заказчику через электронную систему закупок за разъяснением информации, указанной в объявлении о проведении упрощенной закупки, о требованиях к предмету закупки и/или обратиться к заказчику с требованием об устранении нарушения во время проведения упрощенной закупки.

Все обращения за разъяснениями, обращения с требованием об устранении нарушения автоматически обнародуются в электронной системе закупок без идентификации обратившегося к заказчику лица.

Заказчик в течение одного рабочего дня со дня их обнародования обязан предоставить разъяснение на обращение участников упрощенной закупки, обнародуемых в электронной системе закупок, и/или внести изменения в объявление о проведении упрощенной закупки и/или требований к предмету закупки.

В случае внесения изменений в объявление о проведении упрощенной закупки срок подачи предложений продлевается заказчиком в электронной системе закупок не менее чем на два рабочих дня.

Заказчик имеет право по собственной инициативе внести изменения в объявление о проведении упрощенной закупки и/или требований к предмету закупки, но до начала срока подачи предложений. Вносимые заказчиком изменения размещаются и отражаются в электронной системе закупок в виде новой редакции документов.

Этап 3 - представление предложений участниками

Предложения представляются участниками по истечении срока периода уточнения информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки. Они представляются в электронном виде путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где указывается информация о цене и других критериях оценки (в случае их установки заказчиком), и путем загрузки необходимых документов через электронную систему закупок, подтверждающих соответствие требованиям, определенным заказчиком.

Электронная система закупок автоматически формирует и посылает сообщение участнику о получении его предложения с указанием даты и времени.

Каждый участник имеет право подать только одно предложение, в том числе к определенной в объявлении о проведении упрощенной закупки части предмета закупки (лота).

Предложения участников, представленные по истечении срока их представления, электронной системой закупок не принимаются.

Участник имеет право внести изменения или отозвать свое предложение до истечения срока его подачи без потери своего предложения.

Такие изменения или заявление об отзыве предложения учитываются, если они получены электронной системой закупок до истечения срока подачи предложений.

Этап 4 – проведение электронного аукциона

Для проведения упрощенной закупки с применением электронного аукциона должно быть представлено не менее двух предложений.

В случае, если было подано одно предложение, электронная система закупок по истечении срока подачи предложений автоматически переходит к этапу рассмотрения на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки предложения участника.

Таким образом, упрощенная закупка состоится и заказчик сможет определить ее победителя даже если тендерное предложение подаст один участник.

Этап 5 – рассмотрение предложений

Раскрытие предложений в упрощенной закупке происходит аналогично тому, как и в открытых торгах, в частности в порядке, предусмотренном абзацами первым и вторым части первой статьи 28 Закона № 922.

Заказчик рассматривает на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки предложение участника, по результатам электронного аукциона (в случае его проведения) определено наиболее экономически выгодным.

Срок рассмотрения наиболее экономически выгодного предложения должен превышать пять рабочих дней со дня завершения электронного аукциона. Закон не предусматривает возможности продлевать указанный срок.

В случае отклонения наиболее экономически выгодного предложения в соответствии с частью тринадцатой настоящей статьи, заказчик рассматривает следующее предложение участника, который по результатам оценки предоставил следующее наиболее экономически выгодное предложение.

Следующее наиболее экономически выгодное предложение определяется электронной системой закупок автоматически.

Напомним! Именно на этом этапе в период действия военного положения в упрощенной закупке предусмотрено предоставлять участникам 24 часа на исправление несоответствий в их предложении.

Впрочем, заказчик отклоняет предложение в случае, если:

1) предложение участника не отвечает условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки;

2) участник не предоставил обеспечение предложения, если такое обеспечение требовалось заказчиком;

3) участник, определенный победителем упрощенной закупки, отказался от заключения договора о закупке;

4) если участник в течение одного года до даты обнародования объявления о проведении упрощенной закупки отказался от подписания договора о закупке более двух раз с заказчиком, который производит такую упрощенную закупку.

Также заказчик отклоняет предложение, если участник не исправил обнаруженные заказчиком несоответствия в течение предоставленных ему 24 час.

Информация об отклонении предложения в течение дня со дня принятия решения заказчиком обнародуется в электронной системе закупок и автоматически направляется участнику, предложение которого отклонено через электронную систему закупок.

При этом участник, предложение которого отклонено, может обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную аргументацию о причинах несоответствия его предложения условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки.

Не позднее чем через три рабочих дня со дня поступления такого обращения через электронную систему закупок заказчик обязан ответить ему.

Этап 6 – определение победителя упрощенной закупки

По результатам оценки и рассмотрения предложения заказчик определяет победителя.

Уведомление о намерении заключить договор о закупке заказчик обнародует в электронной системе закупок.

Заказчик может заключить договор о закупке с участником, признанным победителем упрощенной закупки, на следующий день после обнародования сообщения о намерении заключить договор о закупке, но не позднее чем через 20 дней.

Договор о закупке заключается согласно требованиям статьи 41 Закона №922.

Этап 7 – размещение отчета о результатах проведения закупки

Отчет о результатах проведения закупки обнародуется в порядке, предусмотренном статьями 10 и 19 Закона №922.

Отчет о результатах проведения закупки автоматически формируется электронной системой закупок и обнародуется в течение одного дня после обнародования заказчиком договора о закупке в электронной системе закупок или отмены тендера/упрощенной закупки, или признания несостоявшимся тендером.

Отмена упрощенной закупки

Заказчик отменяет упрощенную закупку в случае:

1) отсутствие дальнейшей потребности в закупке товаров, работ и услуг;

2) невозможности устранения нарушений, возникших из-за выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок;

3) сокращение расходов на осуществление закупки товаров, работ и услуг.

Упрощенная закупка автоматически отменяется электронной системой закупок в случае:

1) отклонение всех предложений согласно части 13 настоящей статьи;

2) отсутствие предложений участников для участия в ней.

Упрощенная закупка может быть отменена частично (за лотом).

Сообщение об отмене закупки обнародуется в электронной системе закупок:

  • заказчиком в течение одного рабочего дня со дня принятия заказчиком соответствующего решения;

  • электронной системой закупок в течение одного рабочего дня со дня автоматической отмены упрощенной закупки вследствие отклонения всех предложений согласно части тринадцатой настоящей статьи или отсутствия предложений участников для участия в ней.

Уведомление об отмене закупки автоматически посылается всем участникам электронной системой закупок в день его обнародования.

Обжалование в упрощенной закупке

В целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов участник упрощенной закупки может обратиться к заказчику и/или в орган, осуществляющий контроль над заказчиком, или в суд.

Решения и действия заказчика могут быть обжалованы участником упрощенной закупки в судебном порядке.

Орган обжалования, определенный в статье 18 Закона № 922, жалобы в упрощенных закупках не рассматривает.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді