Переговорная процедура: шаг за шагом

RU UA
Казалось бы, недавно искали в интернете «переговорная процедура по новому закону», а уже прошло почти два года со вступления в силу новой редакции Закона № 922. Более того, в прошлом году были внесены изменения в Закон, коснувшиеся и переговорной процедуры закупки. Разъясняем, в каких случаях применять переговорную процедуру в 2022-м и как пошагово ее провести. Обратите внимание на особенности обнародования переговорной процедуры в ЭСЗ, ведь есть некоторые детали, сбивающие с толку многих заказчиков.

 

 

 

Что такое переговорная процедура закупки

Переговорная процедура закупки — это исключение из перечня конкурентных процедур закупок, предусмотренных Законом о публичных закупках (далее — Закон). Ее особенность в том, что она применяется в случаях, когда невозможно или неуместно проводить конкурентный отбор участника. Напомним, что основания применения переговорной процедуры регламентируются частью 2 статьи 40 Закона о публичных закупках.

В каких случаях применяется переговорная процедура

Напомним, что согласно статье 40 Закона о публичных закупках «переговорку» используют как исключение. То есть основания применения переговорной процедуры четко регламентированы частью 2 статьи 40 Закона № 922. Ее можно применять в следующих случаях:

1) если была дважды отменена процедура открытых торгов, в том числе частично (по лоту), из-за отсутствия достаточного количества тендерных предложений, определенного данным Законом. При этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику процедуры закупки не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации;

2) если работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при наличии одного из случаев:

  • предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения;
  • заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
  • отсутствие конкуренции по техническим причинам, что должно быть документально подтверждено заказчиком;
  • существует необходимость защиты прав интеллектуальной собственности;
  • заключение договора с поставщиком "последней надежды" на поставку электрической энергии или природного газа;

3) если у заказчика возникла неотложная необходимость провести закупку в случае:

  • возникновения особых экономических или социальных обстоятельств, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, из-за которых невозможно соблюдение заказчиком сроков проведения тендера;
  • предоставления в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам;
  • расторжения договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре о закупке, расторгнутом по вине такого участника. Применение переговорной процедуры закупки в таком случае осуществляется по решению заказчика по каждому тендеру;
  • обжалования принятых решений, действий или бездеятельности заказчика по длящемуся тендеру после рассмотрения/оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20 % от ожидаемой стоимости обжалуемого тендера;
  • проведения закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд обороны во время действия правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях заказчиками, определенными в Законе Украины «Об оборонных закупках»;

 

 

 

4) если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара у того же поставщика, если при смене поставщика заказчик вынужден был бы приобрести товар с другими техническими характеристиками, что привело бы к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием. Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика проводится в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 % цены договора о закупке;

5) если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в закупке дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника. Возможность и условия таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения тендера. Закупка дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника проводится в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 % цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения тендера;

6) закупки товаров по процедуре восстановления платежеспособности должника согласно законодательству;

7) закупки юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе в целях защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулирования споров по рассмотрению в зарубежных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины, на основании решения Кабинета Министров Украины или решений Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенных в действие в порядке, определенном законом, а также закупки товаров, работ и услуг в случае участия заказчика на основании решения Кабинета Министров Украины в международных выставочных мероприятиях.

Непременно пригодится — Протокол уполномоченного лица о проведении переговорной процедуры

 

 

Переговорная процедура закупки: пошагово

Заказчик должен учитывать, что алгоритм проведения переговорной процедуры закупки абсолютно отличается от алгоритма любой конкурентной процедуры закупки. И это не удивительно, ведь речь идет о заключении договора о закупке с одним участником, и его выбор не предусматривает соперничества.

Первый шаг, который должен сделать заказчик для проведения переговорной процедуры закупки, — это включить ее в годовой план закупок.

Вторым шагом будут, собственно, сами переговоры. Так, часть первая статьи 40 Закона № 922 гласит, что при применении переговорной процедуры закупки заказчик заключает договор о закупке после того, как провел переговоры по цене и другим условиям договора о закупке с одним или несколькими участниками процедуры закупки.

Помните, что переговоры могут проводиться как с одним участником, например, если отсутствует конкуренция, так и с несколькими участниками, если есть основания для неконкурентной закупки в условиях наличия конкуренции, например неотложность.

Кто проводит переговорную процедуру

Переговоры должно проводить лицо, наделенное полномочиями представлять участника. Если это не руководитель, целесообразно попросить документ, подтверждающий такие полномочия лица представителя.

Со стороны заказчика переговоры также должно проводить лицо, наделенное соответствующими полномочиями. При этом желательно, чтобы на этих переговорах присутствовало уполномоченное лицо, которое далее будет проводить переговорную процедуру-2022.

Переговоры необходимо оформить документом. Например, протоколом переговоров.

Если нужно провести переговоры с участником-нерезидентом, находящимся за пределами Украины, их следует оформить перепиской.

По результатам переговоров заказчик и участник должны договориться, прежде всего, об объемах и сроках закупки, цене и других условиях договора, важных для обеих сторон.

Может случиться, что заказчик и участник не договорятся, и тогда переговорная процедура не начнется.

Если же переговоры все-таки прошли успешно, целесообразно зафиксировать ключевые договоренности в протоколе.

Важно! Участник, с которым планируется заключить договор о закупке по результатам переговорной процедуры закупки, также должен доказать свое соответствие требованиям заказчика.

 

Третий шаг – решение о намерении заключить договор.

На основании проведенных переговоров заказчик принимает решение о намерении заключить договор о закупке.

Обратите внимание! Принятие такого решения не ограничено во времени, но как только оно будет принято и утверждено протоколом уполномоченного лица, заказчик имеет один день для обнародования сообщения о намерении заключить договор о закупке.

Сообщение о намерении заключить договор о закупке должно содержать информацию о заказчике и участнике, а также о предмете закупки и требования к его поставке, предоставлению или выполнению. Перечень информации, которая является обязательной для обнародования в сообщении о намерении заключить договор, регламентирует ч. 6 ст. 40 Закона № 922. Одно из его главных условий – указание обоснования применения переговорной процедуры закупки и загрузка экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения переговорной процедуры закупки.

Заказчику следует быть максимально внимательным на этом этапе, ведь именно от правильности обоснования зависит, не будет ли в дальнейшем переговорная процедура закупки признана проведенной безосновательно.

Осторожно штрафы! В соответствии со ст. 164-14 КУобАП применение переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом, влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика от 25 500 грн до 51 000 грн.

⚡️ Відповідальність в публічних закупівлях: що мають знати УО та замовник

Особенности переговорной процедуры в ЭСЗ

У заказчиков часто возникает вопрос, почему при обнародовании переговорной процедуры закупки из годового плана невозможно указать цену договора, поскольку ЭСЗ подтягивает сумму ожидаемой стоимости закупки. Если же процедура объявляется не из годового плана, поле, требующее указать ожидаемую стоимость, все равно есть.

При этом ожидаемая стоимость закупки может отличаться от цены, которая была согласована по результатам переговоров с участником.

Действительно, когда обнародуется сообщение о намерении заключить договор о закупке по переговорной процедуре закупки, оно содержит несколько полей для суммы закупки. Одно из таких полей предусматривает указание ожидаемой стоимости закупки:

переговорна процедура в публічних закупівлях

Однако есть еще одно поле, в котором должна быть указана реальная цена договора, который планируется заключить. Такая цена определяется именно по результатам переговоров с участником.

переговорна процедура державних закупівель

Таким образом, в сообщении о намерении заключить договор по результатам переговорной процедуры закупки заказчик указывает и ожидаемую стоимость закупки, и цену договора о закупке, который планируется заключить.

После того как заказчик опубликовал сообщение о намерении заключить договор, начинается отсчет срока для обжалования, когда другие участники могут подать жалобу на действия заказчика. Такой срок составляет 10 дней.

Внимание! Срок для обжалования может составлять 5 дней, если переговорная процедура закупки применяется на основании неотложной необходимости или если предметом закупки является нефть, нефтепродукты сырые, электрическая энергия, услуги по ее передаче и распределению, централизованная поставка тепловой энергии, централизованное снабжение горячей воды, услуги по централизованному отоплению, телекоммуникационные услуги, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотводу и услуги по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

После того как срок обжалования истек и оно не состоялось, заказчик может переходить к четвертому шагу – заключению договора с участником, указанным в сообщении о намерении заключить договор о закупке.

h2 на

Переговорная процедура: сроки и этапы

Чтобы легче было воспринимать алгоритм переговорной процедуры и ее сроки, скачайте дорожную карту-шпаргалку:

переговорна процедура закупівлі

 

▶️СКАЧАТЬ◀️

 

Кстати, основания для отмены переговорной процедуры и образец соответствующего протокола вы найдете на портале в статье «Отмена переговорной процедуры закупки».

 

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді