Как провести открытые торги после изменения в Особенности № 1178

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Открытые торги – это основная процедура закупки. Узнайте, как провести открытые торги после того, как внесли изменения в Особенности 09.04.2024

Открытые торги — это...

Закон №922 устанавливает, что открытые торги — это основная процедура закупки.

Каждое уполномоченное лицо заказчика должно знать порядок проведения открытых торгов, даже если к его функциям они не относятся, ведь именно порядок проведения открытых торгов является основой любого вида конкурентной закупки.

На сегодняшний день алгоритм открытых торгов изменили Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденными постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (далее - Особенности).

Согласно части 3 Особенностей заказчики, которые обязаны осуществлять публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом №922, проводят закупки в соответствии с Законом №922 с учетом этих Особенностей.

Поэтому последовательно рассмотрим этапы проведения открытых торгов в соответствии с требованиями Закона №922 с учетом Особенностей.

Открытые торги начинаются с планирования. Закупку в соответствии с особенностями заказчик осуществляет на основании имеющейся потребности или в случае плановой необходимости в следующем году (плановых потребностей последующих периодов). Планируемая закупка входит в годовой план закупок заказчика в соответствии со статьей 4 Закона №922.

Годовой план и изменения к нему заказчик бесплатно обнародует в электронной системе закупок (ЕСЗ) в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения.

Затем заказчик должен проанализировать предмет, который планирует закупить, чтобы создать тендерную документацию и включить в нее необходимые условия.

Уполномоченное лицо заказчика своим решением утверждает тендерную документацию, принимает окончательное решение о проведении открытых торгов и объявляет процедуру закупки у ЕС.

Согласно п. 34 Особенностей срок для представления тендерных предложений не может быть менее семи дней со дня обнародования объявления о проведении открытых торгов в ЕС:

  • семь дней со дня обнародования в электронной системе закупок объявления о проведении открытых торгов по закупке товаров, услуг;
  • 14 дней со дня обнародования в электронной системе закупок объявления о проведении открытых торгов на закупку работ;
  • 30 дней для открытых торгов с публикацией на английском языке.

Для вычисления хода сроков необходимо руководствоваться ГК, который закрепляет общие положения относительно того, как правильно вычислять сроки.

Важно! Открытые торги можно объявить с проведением аукциона и без.

Процедура открытых торгов

Открытые торги этап 1. Объявления

Объявление о проведении открытых торгов должно обязательно содержать информацию, которую предусматривает часть 2 статьи 21 Закона № 922.

Такое объявление, если открытые торги заказчик проводят без применения электронного аукциона, должно кроме соответствующей информации содержать информацию о проведении открытых торгов без применения электронного аукциона и обоснования проведения открытых торгов без применения электронного аукциона. В этом случае в объявлении не указывается информация о шаге понижения в аукционе.

Форму и содержание такого обоснования законодательство не устанавливает, поэтому заказчик обеспечивает их самостоятельно.

В случае, когда обнародование в ЕСЗ информации о месте поставки (обнародование которой предусматривает Закон № 922) несет угрозу безопасности заказчика, такую информацию можно указывать как наименование населенного пункта, в который осуществляется доставка товара (в котором выполняются работы или предоставляются услуги).

Вместе с объявлением о проведении открытых торгов в ЕС заказчик обнародует тендерную документацию (ТД). Обнародует он ее для всеобщего доступа путем заполнения полей в электронной системе.

Обнародование объявления о проведении открытых торгов для заказчика безвозмездно.

Тендерную документацию можно загрузить в отдельном файле. Формат файла Закон № 922 не устанавливает, поэтому заказчики сами решают, как загружать ТД, — в PDF или Word.

Тендерную документацию следует формировать в соответствии с требованиями статьи 22 Закона с учетом особенностей.

Заказчик в ТД обязательно указывает информацию о принятии или непринятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, которую заказчик определил в объявлении о проведении открытых торгов.

Если допускается предлагать цену выше ожидаемой стоимости, то заказчик должен указать в ТД о приемлемом проценте превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, которую заказчик определил в объявлении о проведении открытых торгов.

Когда заказчик формирует требования ТД, должен учитывать отдельные изменения, внесшие Особенности, а именно она должна содержать:

  • один или несколько квалификационных критериев в соответствии со статьей 16 Закона с учетом этих особенностей и информацию о способе подтверждения соответствия участников процедуры закупки установленным критериям и требованиям согласно законодательству;
  • основания для отказа в участии в открытых торгах, установленные пунктом 47 этих особенностей, и сведения о способе подтверждения отсутствия оснований отклонения.

При закупке товаров заказчик может не устанавливать квалификационные критерии. При проведении открытых торгов для закупки твердого топлива, бензина, дизельного топлива, природного газа, сжиженного газа для автомобильного транспорта, газа сжиженного для коммунально-бытового потребления и промышленных целей, электрической энергии положения о квалификационных критериях, определенных в пунктах 1 и 2 части второй статьи 16 Закона заказчиком не применяются.

В этом случае заказчики не могут устанавливать требования к предмету закупки, не предусмотренные соответствующим национальным стандартом (при наличии национального стандарта для соответствующего предмета закупки).

Для объединения участников как участника процедуры закупки заказчик указывает условия предоставления информации и способа подтверждения соответствия таких участников объединения установленным квалификационным критериям и основаниям, которые определяет пункт 47 Особенностей.

Кроме того, ТД может содержать правила указания в договоре о закупке денежного эквивалента в национальной или иностранной валюте по официальному курсу, устанавливаемому НБУ по состоянию на дату раскрытия тендерных предложений.

В конце объявления объявления о проведении открытых торгов, когда заказчик заполнил всю необходимую информацию и загрузил файл, он должен наложить КЭП.

Внимание! За нарушение сроков обнародования информации о закупке и нарушении сроков обнародования тендерной документации заказчик может получить штраф согласно статье 164-14 КоАП, что составит от 1700 грн в первом случае и от 25 500 грн во втором.

Рекомендация! Заказчикам целесообразно после обнародования объявления об открытых торгах проверять информацию, открывается ли ТД, ведь она должна быть в машиносчитываемом формате.

После того, как вся необходимая информация обнародована, заказчик ожидает представления тендерных предложений.

Открытые торги этап 2. Представление тендерных предложений

При проведении открытых торгов тендерные предложения вправе подавать все заинтересованные лица.

Участники готовят тендерные предложения с учетом требований, установленных заказчиком тендерной документации, и заполняет электронные поля. Заказчик не требует от участника процедуры закупки при подаче тендерного предложения в электронной системе закупок каких-либо документов, подтверждающих отсутствие оснований, определенных в пункте 47 Особенностей, кроме самостоятельного декларирования отсутствия таких оснований участником процедуры закупки в соответствии с абзацем 16 настоящего пункта.

В период подачи тендерных предложений заказчик может вносить изменения в тендерную документацию, а также получать обращения и требования от участников. Кроме того, он может столкнуться с обжалованием тендерной документации.

В случае внесения изменений в тендерную документацию срок для представления тендерных предложений заказчик продлевает в ЕСЗ таким образом, чтобы с момента внесения изменений в ТД до истечения срока подачи тендерных предложений оставалось не менее четырех дней.

Изменения, которые заказчик вносит в ТД, размещаются и отражаются в ЕС в виде новой редакции тендерной документации дополнительно к начальной редакции тендерной документации. Заказчик вместе с изменениями в ТД в отдельном документе обнародует перечень вносимых изменений. Изменения в тендерной документации в машиносчитывающем формате размещаются в ЕСЗ в течение одного дня с даты принятия решения об их внесении.

В случае, когда заказчик несвоевременно предоставил разъяснение по содержанию ТД, ЕС автоматически останавливает ход открытых торгов.

Чтобы возобновить ход открытых торгов, заказчик должен разместить разъяснения по содержанию тендерной документации в электронной системе закупок с одновременным продлением срока подачи тендерных предложений не менее чем на четыре дня.

Важно! После обнародования в ЕС жалобы, ЕС автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признании его несостоявшимся, отмене переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.

Таким образом, заказчик не сможет повлиять на обжалуемую процедуру закупки, кроме как исправить нарушения, в отношении которых жалуется участник, или отстаивать свою точку зрения в органе обжалования при рассмотрении жалобы.

Ніна Абаімова консультант з публічних закупівель
Когда считать тендерное предложение поданным? Можно ли считать, что предложение подано после подписания электронной подписью?

Открытые торги этап 3. Электронный аукцион

Если этап обращений и обжалования прошел и завершился период подачи тендерных предложений, заказчик переходит к этапу прохождения аукциона или при условии, что в ТД было предусмотрено, что открытые торги проводятся без применения аукциона, к этапу рассмотрения тендерных предложений.

Если аукцион не проводится, в ЕСЗ по истечении срока подачи тендерных предложений, который определил заказчик в объявлении о проведении открытых торгов, проходящих без применения электронного аукциона, раскрывается информация о тендерных предложениях, в том числе информация о цене/приведенной цене. тендерных предложений).

Дата и время раскрытия тендерных предложений, дата и время проведения электронного аукциона ЕСЗ определяются автоматически в день, когда заказчик обнародовал объявление о проведении открытых торгов в ЕС.

Перед началом аукциона автоматически раскрывается информация о ценах/приведенных ценах тендерных предложений.

Заказчик не участвует непосредственно в аукционе во время открытых торгов, но может свободно наблюдать за ценовой борьбой участников.

Обратите внимание! Электронный аукцион не может проходить в выходные и в нерабочее время.

В ходе аукциона проходит оценка тендерных предложений. ЕСЗ производит ее автоматически на основе критериев и методики оценки, которые заказчик указал в ТД, путем применения электронного аукциона.

Особенности внесли новое условие, позволяющее определять победителя в ситуации, когда аукцион не состоялся.

Если было подано одно тендерное предложение, ЕС после окончания срока для представления тендерных предложений, который определил заказчик в объявлении о проведении открытых торгов, не проводит оценку такого тендерного предложения и определяет такое тендерное предложение наиболее экономически выгодным.

Заказчик рассматривает такое тендерное предложение на тех же условиях, что и участников аукциона.

Открытые торги этап 4. Раскрытие и оценка тендерных предложений

Раскрытие тендерных предложений ЕСЗ производит автоматически сразу после завершения электронного аукциона или в случае представления одного тендерного предложения, сразу после завершения периода подачи тендерных предложений. Последний алгоритм действий и в том случае, если открытые торги проводятся без применения электронного аукциона.

Заказчик не формирует протокол раскрытия тендерных предложений. В день раскрытия тендерных предложений такой протокол автоматически формирует и обнародует ЕСЗ

Открытые торги этап 5. Рассмотрение тендерных предложений

Дальше заказчик должен рассмотреть тендерные предложения участников.

Если был аукцион, то сначала он рассматривает тендерное предложение, определенное наиболее экономически выгодным по результатам аукциона. Если аукциона не было, то наиболее экономически выгодным предложением электронная система закупок определяет тендерное предложение, цена/приведенная цена которого является самой низкой.

Оценка тендерного предложения ЕСЗ проводит автоматически на основе критериев и методики оценки, которые заказчик определил в ТД путем определения тендерного предложения наиболее экономически выгодным.

Срок рассмотрения тендерного предложения должен превышать пяти рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Такой срок заказчик может аргументированно продлить до 20 рабочих дней.

В случае продления срока, заказчик обнародует сообщение в ЕСЗ в течение одного дня со дня принятия соответствующего решения.

Основная задача заказчика проверить, соответствует ли тендерное предложение требованиям ТД и Закона.

В ходе рассмотрения тендерных предложений заказчик может столкнуться с тем, что наиболее экономически выгодное предложение будет определено аномально низким.

Обратите внимание! Такое определение ЕСЗ производит автоматически, поэтому заказчик не может делать это сам, даже если цена тендерного предложения ему кажется слишком низкой.

Наталія Заєць експерт, консультантка з публічних закупівель, канд. екон. наук
Будете понимать, можно ли применить 24 часа на исправление несоответствий в ситуации, когда участник предоставил неправильное обоснование аномально низкой цены

Определение аномально низкой цены по результатам аукциона определено в статье 1 Закона.

А в случае, когда аукцион не проводится под термином "аномально низкая цена тендерного предложения" понимается цена/приведенная цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения, которая меньше на 40 или более процентов среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников процедуры закупки, и /или меньше на 30 или более процентов следующей цены/приведенной цены тендерного предложения; аномально низкую цену ЕСЗ определяет автоматически при наличии не менее двух участников, подавших свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лота), должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного предложения обоснования в произвольной форме по ценам или стоимости товаров, работ или услуг тендерного предложения.

В случае если аукцион производился аномально низкая цена определяется согласно понятию в ч. 1 ст. 1 Закона.

В случае определения ценового предложения участника аномально низким, заказчик ждет реакции участника, ведь тот в течение одного рабочего дня должен обнародовать обоснование аномально низкой цены тендерного предложения.

Нарушение этого срока является основанием для отклонения такого предложения участника. А вот принадлежность такого обоснования заказчик определяет самостоятельно и в случае, если считает обоснование аномально низкой цены тендерного предложения участника ненадлежащим, может отклонить тендерное предложение такого участника. Однако такое решение заказчика довольно часто участники оспаривают.

Если заказчик при рассмотрении тендерного предложения участника процедуры закупки обнаружил несоответствия в информации и/или документах, подавших участник процедуры закупки в тендерном предложении и/или представление которых предусматривала ТД, он размещает в срок, который не может быть менее двух рабочих дней до истечение срока рассмотрения тендерных предложений, уведомление с требованием об устранении таких несоответствий в электронной системе закупок.

Под несоответствием в информации и/или документах, представленных участником процедуры закупки в составе тендерного предложения и/или представления которых требовала ТД, понимается в том числе отсутствие в составе тендерного предложения информации и/или документов, представление которых предусматривается тендерной документацией (кроме случаев отсутствия обеспечение тендерного предложения, если такое обеспечение требовал заказчик, и/или отсутствие информации (и/или документов) о технических и качественных характеристиках предмета закупки, который предлагает участник процедуры в его тендерном предложении). Несоответствием в информации и/или документах, предоставляемых участником процедуры закупки во исполнение требований технической спецификации к предмету закупки, считаются ошибки, исправление которых не приводит к изменению предмета закупки, который предложил участник процедуры закупки в составе его тендерного предложения, наименования товара, марки, модели и т.д.

Заказчик не может размещать в отношении одного и того же участника процедуры закупки более одного раза уведомления с требованием об устранении несоответствий в информации и/или документах, подавших участник процедуры закупки в составе тендерного предложения, кроме случаев, связанных с исполнением решения органа обжалования .

Если тендерное предложение, определенное наиболее экономически выгодным, отвечает всем требованиям, заказчик может не рассматривать следующие тендерные предложения.

Если же наиболее экономически выгодное предложение не соответствует требованиям тендерной документации, заказчик должен отказать такому участнику на основаниях, предусмотренных в пункте 44 Особенностей.

В случае отклонения наиболее экономически выгодного предложения заказчик рассматривает следующее тендерное предложение в списке предложений, расположенных по результатам их оценки - от наилучшего, в порядке и сроки, определенные в Законе, то есть в те же сроки, что и для первого участника.

Если тендерное предложение подал один участник, заказчик принимает решение по нему.

Открытые торги этап 6. Определение победителя

После того, как заказчик определит участника, отвечающего всем требованиям, он должен принять решение об определении его победителем и обнародует его.

Уведомление о намерении заключить договор о закупке автоматически формирует ЕСЗ в течение одного дня со дня, когда заказчик обнародовал решение об определении победителя процедуры закупки в ЕСЗ.

После его обнародования начинает исчисляться срок заключения договора.

В этот период победитель процедуры закупки в срок, не превышающий четыре дня с даты обнародования в ЕСЗ уведомления о намерении заключить договор о закупке, должен предоставить заказчику путем обнародования в электронной системе закупок документы, подтверждающие отсутствие оснований, указанных в подпунктах 3, 5, 6 и 12 пункта 47 Особенностей.

Заказчик имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации в соответствии с их компетенцией.

В случае получения достоверной информации о несоответствии победителя процедуры закупки требованиям квалификационных критериев, основаниям, установленным в пункте 47 Особенностей, или факту указания в тендерном предложении любой недостоверной информации, существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника .

При наличии оснований для отклонения тендерного предложения победителя процедуры закупки заказчик отклоняет его на основании, определенном в пункте 44 Особенностей.

Если же победитель сдержал все требования, заказчик может заключать с ним договор о закупке.

Открытые торги этап 7. Заключение договора

Важно! Чтобы обеспечить право на обжалование решений заказчика в орган обжалования, стороны не могут заключить договор о закупке раньше чем через пять дней с даты обнародования в электронной системе закупок уведомления о намерении заключить договор о закупке.

Заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения победителя процедуры закупки. В случае обоснованной необходимости срок заключения договора может быть продлен до 60 дней.

Закон не определяет порядок обоснования необходимости продления срока для заключения договора, поэтому заказчик может сделать это путем принятия решения уполномоченного лица, оформляемого протоколом.

В случае подачи жалобы в орган обжалования после обнародования в электронной системе закупок уведомление о намерении заключить договор о закупке в течение срока для заключения договора о закупке останавливается.

В случае отклонения тендерного предложения по основанию, предусмотренному для победителя процедуры закупки, заказчик определяет победителя процедуры закупки среди участников процедуры закупки, тендерное предложение (срок действия которого еще не истек) которого соответствует критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и может быть признана наиболее экономически выгодной в соответствии с требованиями Закона №922 и этих особенностей, и принимает решение о намерении заключить договор о закупке в порядке и на условиях, определенных в статье 33 Закона и Особенностях.

Победитель процедуры закупки при заключении договора о закупке должен предоставить соответствующую информацию о праве заключения договора о закупке. После того, как стороны заключили договор о закупке, заказчик должен обнародовать настоящий договор и все приложения к нему в ЕСЗ в течение трех рабочих дней со дня его заключения.

Завершением процедуры закупки является обнародование отчета о результатах проведения закупки с использованием ЕС. Такой отчет ЕСЗ формирует автоматически и обнародует в течение дня после того, как заказчик обнародовал договор о закупке у ЕСЗ.

Открытые торги этап 2. Представление тендерных предложений
При проведении открытых торгов тендерные предложения вправе подавать все заинтересованные лица.
Участники готовят тендерные предложения с учетом требований, установленных заказчиком тендерной документации, и заполняет электронные поля. Заказчик не требует от участника процедуры закупки при подаче тендерного предложения в электронной системе закупок каких-либо документов, подтверждающих отсутствие оснований, определенных в пункте 47 Особенностей, кроме самостоятельного декларирования отсутствия таких оснований участником процедуры закупки в соответствии с абзацем 16 настоящего пункта.
В период подачи тендерных предложений заказчик может вносить изменения в тендерную документацию, а также получать обращения и требования от участников. Кроме того, он может столкнуться с обжалованием тендерной документации.
В случае внесения изменений в тендерную документацию срок для представления тендерных предложений заказчик продлевает в ЕСЗ таким образом, чтобы с момента внесения изменений в ТД до истечения срока подачи тендерных предложений оставалось не менее четырех дней.
Изменения, которые заказчик вносит в ТД, размещаются и отражаются в ЕС в виде новой редакции тендерной документации дополнительно к начальной редакции тендерной документации. Заказчик вместе с изменениями в ТД в отдельном документе обнародует перечень вносимых изменений. Изменения в тендерной документации в машиносчитывающем формате размещаются в ЕСЗ в течение одного дня с даты принятия решения об их внесении.


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді