Из положений ст. 40 Закона о публичных закупках (далее — Закон) следует вывод, что переговорная процедура — процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке после проведения переговоров по цене и другим условиям договора о закупке с одним или несколькими участниками процедуры закупки.
Особые сроки сокращенной переговорной процедуры
От обычной переговорной процедуры сокращенную переговорную процедуру отличает срок заключения договора о закупке по результатам применения переговорной процедуры. А именно сокращенная переговорная процедура предусматривает возможность заключения договора не ранее чем через 5 дней (а не через 10) со дня обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.
Но и не позже 20 дней (вместо 35) со дня обнародования сообщения.
Поскольку переговорная процедура — исключение, то ст. 40 Закона и определяет исключительные возможности для реализации такого исключения, а именно:
если у заказчика возникла неотложная необходимость осуществить закупку в случае:
возникновения особых экономических или социальных обстоятельств, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций (сюда можно отнести и пандемию коронавируса), которые делают невозможным соблюдение заказчиком сроков для проведения тендера;предоставления в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам;
расторжения договора о закупке по вине участника на срок, достаточный для проведения тендера, в объеме, не превышающем 20 % суммы, определенной в договоре о закупке, расторгнутом по вине такого участника. Переговорная процедура закупки в таком случае применяется по решению заказчика по каждому тендеру;
обжалования принятых решений, действий или бездеятельности заказчика в отношении длящегося тендера после оценки тендерных предложений участников, в объеме, не превышающем 20 % ожидаемой стоимости обжалуемого тендера;
осуществления закупки товаров, работ и услуг для обеспечения нужд обороны во время действия правового режима военного положения в Украине или в отдельных ее местностях заказчиками, определенными в Законе Украины «Об оборонных закупках»;
- в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованному снабжению тепловой энергией, централизованному снабжению горячей водой, услуг по централизованному отоплению, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотводу и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Этапы проведения сокращенной переговорной процедуры
Этап 1. Принятие решения о выборе сокращенной переговорной процедуры и внесении изменений в годовой план (при необходимости)
На этом этапе важно указать в решении тендерного комитета или уполномоченного лица обоснование необходимости применения переговорной процедуры в сокращенные сроки, со ссылкой на соответствующую норму Закона. Также предусмотреть внесение изменений в годовой план закупок, если таковой уже был утвержден, и обнародовать его в электронной системе в течение 5 рабочих дней. Ведь проводить закупку, не предусмотренную годовым планом, запрещено.
Этап 2. Приглашение участников
Закон не содержит требований, каким именно образом должна организовываться встреча заказчика с участниками. То есть заказчик может организовать эту процедуру любым удобным для него способом, например:
- путем отправления почтовой корреспонденции;
- при помощи электронного письма;
- позвонив по телефону.
Важно! Заказчик в любом случае должен руководствоваться принципами закупок, в частности:
- добросовестная конкуренция среди участников;
- максимальная экономия;
- эффективность и пропорциональность;
- недискриминация участников и равное отношение к ним;
- предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.
А чтобы доказать заказчику (при необходимости), что эти принципы соблюдены, уместно приглашать на переговоры участников в письменном виде, что будет дополнительным доказательством надлежащего выполнения законодательства о публичных закупках.
При этом важно заблаговременно уведомить участников о необходимости взять с собой подтверждение отсутствия оснований для отказа ему (им) в участии в процедуре закупки в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о публичных закупках. А именно:
- подтверждение отсутствия внесенных сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения;
- непривлечение служебного (должностного) лица участника процедуры закупки, которое уполномочено участником представлять его интересы при проведении процедуры закупки, физического лица, которое является участником, к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или правонарушения, связанного с коррупцией;
- непривлечение субъекта хозяйствования (участника) в течение последних трех лет к ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий, которые касаются искажения результатов тендеров;
- неосуждение физического лица, которое является участником процедуры закупки, за уголовное правонарушение, совершенное из корыстных побуждений (в частности, связанное с взяточничеством и отмыванием денег), судимость по которому не снята или не погашена в установленном законом порядке;
- отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме случая, если такой участник принял меры по рассрочке и отсрочке такой задолженности в порядке и на условиях, определенных законодательством страны регистрации такого участника, и т. п.
В свою очередь, заказчик не требует документального подтверждения публичной информации, которая обнародована в форме открытых данных согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации» и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, доступной в электронной системе закупок.
Этап 3. Переговоры и принятие решения о намерении заключить договор
Учитывая требования предыдущего этапа, становится понятно, что во время переговоров будут решаться, в частности, следующие вопросы:
- количество;
- место;
- срок поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг;
- цена.
Также будет проверяться отсутствие запретов для заключения договора о закупке, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Закона.
Этап 4. Обнародование сообщения о намерении заключить договор
Обнародование должно быть осуществлено в течение одного дня с момента принятия решения о намерении заключить договор. К содержанию такого сообщения ч. 6 ст. 40 Закона предусмотрены определенные требования, среди которых и обоснование применения переговорной процедуры закупки со ссылкой на экспертные, нормативные, технические и прочие документы, подтверждающие наличие условий применения переговорной процедуры закупки; и согласованная цена предложения участника процедуры закупки; и конкретное условие применения переговорной процедуры закупки.
Этап 5. Заключение договора о закупке
Как уже было сказано, договор о закупке может быть заключен не ранее, чем через 5 дней с момента публикации сообщения о намерении заключить договор. Однако и не позже 20 дней, ведь тогда заказчик обязан будет отменить переговорную процедуру.
Помните, что цена договора не должна отличаться от согласованной цены предложения участника, кроме случаев определения денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте. В противном случае договор будет считаться ничтожным, то есть не будет порождать юридических последствий для сторон такого договора.
Переговорная процедура для закупки теплоснабжения
Этап 6. Обнародование договора о закупке с приложениями в электронной системе закупок.
Сделать это необходимо в течение 3 рабочих дней с момента заключения.
Этап 7. Публикация отчета о выполнении договора.
Проводится в течение 20 рабочих дней со дня окончания срока действия договора о закупке или его выполнении сторонами, или его расторжения.
Остерегайтесь обжалований
Итак, сокращенная переговорная процедура — это переговорная процедура с «особыми» сроками, которая, как исключение, требует надлежащих объяснений и аргументов для их применения. Заказчику следует позаботиться еще в момент принятия решения о выборе именно этой процедуры о надлежащем нормативном обосновании такой необходимости. Ведь, как показывает практика, много желающих не только обжаловать заключенный договор, но и привлечь члена тендерного комитета/уполномоченное лицо к ответственности за злоупотребления в связи с выбором такой процедуры.
Например, в последнем случае при пересмотре дела № 522/22383/20 Одесским апелляционным судом член тендерного комитета обжаловал наложенный на него штраф в размере более 25 тыс. грн, в том числе благодаря объяснениям, что немедленная закупка услуг консультирования и технической поддержки программного обеспечения службы экстренной медицинской помощи способствовала своевременному предоставлению экстренной медицинской помощи, в частности и лицам с коронавирусом.
Главное — помните, что каждая процедура закупки индивидуальна. Учитывайте опыт других, приводя свою аргументацию.