Организация и проведение процедур закупок или упрощенных закупок – дело сложное, и кто-то за него должен отвечать. Таким ответственным согласно Закону от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) является уполномоченное лицо. Заказчик либо назначает его из числа своих работников распорядительным документом либо принимает на работу по трудовому договору (контракту).
Уполномоченное лицо – это…
Уполномоченное лицо (лица) — это служебное (должностное) или другое лицо, являющееся работником заказчика и определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки/упрощенных закупок согласно настоящему Закону на основании собственного распорядительного решения заказчика или трудового договора (контракта). Так дословно истолковывает это понятие п. 35 ч. 1 ст. 1 Закона №922.
Уполномоченное лицо: обязанности
Какие основные функции должен выполнять УО как организатор закупки, перечислены в ч. 10 ст. 11 Закона № 922, а именно:
- планирование закупки и формирование годового плана в ЕСЗ;
- выбор процедуры закупки;
- обеспечение равных условий для всех участников, объективного и честного выбора победителя процедуры закупки (упрощенной закупки);
- обнародование в ЕСЗ отчета о договоре о закупке, заключенном без использования ЕСЗ, в случае осуществления закупок в соответствии с ч. 7 ст. 3 Закона № 922;
- обеспечение составления, утверждения и хранения документов о публичных закупках, определенных Законом № 922;
- обеспечение обнародования в ЕСЗ информации, необходимой для выполнения требований Закона №922;
- другие действия, предусмотренные Законом №922.
Уполномоченное лицо осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика и положения об уполномоченном лице (ч. 7 ст. 11 Закона № 922).
Следовательно, заказчик должен утвердить такой документ, как положение об УО, руководствуясь примерным положением, разработанным Уполномоченным органом по выполнению требований Закона № 922.
На сегодняшний день для разработки локальных положений заказчикам рекомендовано брать за основу Примерное положение об уполномоченном лице, утвержденное приказом Минэкономики от 08.06.2021 № 40 (далее – Примерное положение). В нем определен правовой статус, общие организационные и процедурные принципы деятельности уполномоченного лица.
Уполномоченное лицо: требования
Лицо, имеющее высшее образование (обычно требуется юридическое или экономическое) и базовый уровень знаний в сфере публичных закупок.
Как рекомендовано в Примерном положении, желательно, чтобы уполномоченное лицо ориентировалось:
- в основах современного маркетинга, конъюнктуре рынков товаров, работ и услуг и факторах, влияющих на ее формирование, а также источниках информации о рыночной конъюнктуре;
- в действующих стандартах и технических условиях закупаемых заказчиком товаров, работ и услуг;
- в видах, существенных условиях и особенностях заключения к закупкам товаров, работ и услуг и т.д.
Уполномоченным лицом может быть и специалист по публичным закупкам. В таком случае требуется соответствие стандарта «Специалист по публичным закупкам», утвержденному приказом Минсоцполитики от 18.02.2019 № 234.
Кроме того, претендент на уполномоченное лицо должен подтвердить свой уровень знаний в сфере публичных закупок, то есть пройти бесплатное тестирование уполномоченных на вебпортале Минэкономики.
Уполномоченное лицо: способы назначения
Способы назначения уполномоченного лица по публичным закупкам
Когда целесообразнее применять | Что для этого нужно |
Способ 1. Возложение на работника (работников) из штатной численности функций уполномоченного лица как дополнительной работы с соответствующей доплатой согласно законодательству | |
Если заказчик — небольшое учреждение или организация, которые проводят мало закупок и в незначительных объемах |
|
Способ 2. Введение в штатное расписанию отдельной должности, на которую будут возложены обязанности выполнения функций уполномоченного лица | |
Если заказчик регулярно и ежегодно проводит циклические закупки и имеет постоянную нагрузку по их организации и проведению |
|
Способ 3. Заключение трудового договора (контракта) согласно законодательству | |
Если заказчик осуществляет много закупок в течение года, в том числе сложных или специфических |
|
Итак, проанализируйте количество и сложность своих закупок и выберите наиболее удобный вариант оформления трудовых отношений с УО.
Учтите, что УО не может выполнять функции по договору гражданско-правового характера.
Если в течение года необходимо сопровождать значительный объем закупок, вы, как заказчик, имеете право назначить нескольких УО. Ключевое условие — каждое из них должно отвечать за конкретные закупки. Когда решили назначить нескольких УО, непременно разграничивайте их полномочия и обязанности соответствующим решением.
Оплата труда уполномоченного лица по публичным закупкам
Оплата труда (доплата) уполномоченного лица зависит прежде всего от трудовых отношений с ним.
Да, если функции уполномоченного лица выполняет штатный работник:
- дополнительно к своим трудовым функциям, предусмотренным должностной инструкцией, или на условиях совмещения — за это ему входит доплата за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или за совмещение профессий (должностей) (Постановление КМУ №1298, ст. 105 КЗоТ, ст. 11 Закона № 922);
- по трудовому договору (в т. ч. по совместительству) – оплата труда производится исходя из должностного оклада, установленного в штатном расписании.
Помните, что часть 2 статьи 87 КЗоТ направляет: схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат предприятия, учреждения, организации (далее предприятия) устанавливают самостоятельно в коллективном договоре (положении об оплате труда).
Оплачивают работу работников предприятий, финансируемых из бюджета руководствуясь законами и другими нормативно-правовыми актами Украины, генеральными, отраслевыми, региональными соглашениями, коллективными договорами, в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов. Основание – статья 98 КЗоТ.
Работникам, выполняющим на том же предприятии наряду со своей основной работой, оговоренной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производят доплату за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливают на условиях, предусмотренных в коллективном договоре (ст. 105 КЗоТ).