Закон Украины о публичных закупках - Ст. 17

RU UA
Огромное количество вопросов у заказчиков вызывают положения статьи 17 Закона о публичных закупках. Выясним, что и как проверять у участников, как прописать требования в тендерной документации, чтобы не подвергнуться штрафам. Подробно о каждом из оснований из ст. 17 Закона № 922 — далее в материале.

 

 

Если тендерная документация (ТД) содержит четкие требования, можно с большой вероятностью сказать, что закупка пройдет успешно и у заказчика не будет поводов для волнения. Во-первых, ему не нужно будет питать надежд в отношении участников, которые могут оказаться напрасными. Во-вторых, ему не придется из-за необоснованных требований в ТД отклонять тендерные предложения (ТП) участников, потому что перечень оснований, по которым можно отклонять тендерные предложения, конкретизирован в статье 31 Закона № 922.

Давайте проанализируем требования в ТД, согласно которым участники должны будут подтвердить, что нет никаких оснований для отклонения их ТП или для отказа в участии в переговорной процедуре закупки согласно статье 17 Закона № 922. Что же именно нужно требовать от участников, чтобы проверить, соответствуют ли они указанным требованиям?

Итак, требования для каждого основания по статье 17 Закона № 922 будем рассматривать отдельно.

Что заказчик проверяет самостоятельно

Заказчик должен сам проверить, нет ли оснований для отклонения ТП участника, руководствуясь пунктами 1 и 7 части 1 статьи 17 Закона, то есть определить, выполняются ли такие условия:

стаття 17 закону україни

В соответствии с законодательством заказчик не может требовать от участников документов, которые подтверждают отсутствие оснований, указанных в этих пунктах. Учтите, что при этом заказчик должен проверять отсутствие или наличие таких оснований для участника, чтобы на законных основаниях отклонить или допустить ТП этого участника (ч. 4 ст. 17 Закона № 922).

В частности, доказывать сговор между участниками должны органы с соответствующими полномочиями. А вот связанных лиц в закупках заказчик должен проверять самостоятельно.

 

Что вам нужно проверить в открытых реестрах

Заказчик сам проверяет данные участника в открытых государственных реестрах по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 8, 9 и 12 части 1 статьи 17 Закона № 922. Вот о чем там идет речь.

ст 17 про публічні закупівлі

В Законе предусматривается, что заказчик не может требовать от участника документального подтверждения публичной информации, которая:

  • обнародована в форме открытых данных в соответствии с Законом № 2939;
  • содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым открыт и свободен;
  • доступна в электронной системе закупок (ч. 5 ст. 17 Закона № 922).

Поэтому для каждого участника:

  • сами проверяйте наличие таких оснований;
  • не нужно устанавливать каких-либо требований в ТД по подтверждению отсутствия таких оснований.

Напомним, что постановление КМУ от 21.10.2015 № 835 «Об утверждении положения о наборах данных, которые подлежат обнародованию в форме открытых данных» утверждает Перечень наборов данных, которые подлежат обнародованию в форме открытых данных.

Учтите, что в обязанности победителя процедуры закупки входит предоставление заказчику документов, которые должны подтверждать отсутствие оснований, указанных в пунктах 2, 3, 5, 6, 8, 12 и 13 части 1 и части 2 статьи 17 (ч. 6 ст. 17 Закона № 922).

 

В частности, рассмотрим основание, указанное в пункте 12 статьи 17 Закона № 922.

Подтверждение такого основания может предусматриваться заказчиком для участников в произвольной форме. Так сказано в письме Минэкономики от 03.06.2020 № 3304-04/34835-06). А в связи с тем, что победитель процедуры закупки должен предоставить подтверждающие документы для этого пункта, заказчик согласно Закону устанавливает соответствующее требование и способ подтверждения в ТД.

Как можно проверить участие участника в сговоре

Нужно проверить, есть ли причины для отказа в участии согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Закона № 922, то есть наблюдались ли такие случаи и когда.

стаття 17 закону про публічні закупівлі

Информация, с помощью которой можно проанализировать и сделать вывод по этому основанию, указана в Сводных сведениях о решении органов Комитета о признании совершения субъектами хозяйствования нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренных пунктом 1 статьи 50, пунктом 4 части 2 статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» в виде искажения результатов торгов (тендеров) и наложении штрафа (далее — Сводные сведения).

Поэтому не забудье проверить наличие информации об участнике в Сводных сведениях на официальном сайте АМКУ.

Как можно проверить судимость участника за преступления, совершенные из корыстных побуждений

Нужно проверить, есть ли причины для отказа в участии согласно пунктам 5 и 6 части 1 статьи 17 Закона № 922, то есть наблюдались ли такие случаи и когда.

стаття 17 вимоги

Участник процедуры закупки должен подтвердить в ЭСЗ отсутствие таких оснований при подаче ТП. Это обязательная к выполнению норма, которая вводится частью 3 статьи 17 Закона о публичных закупках.

Обратите внимание! В Законе предусматривается, что участник определяет способ такого подтверждения самостоятельно. Заказчику остается проверить, подтвердил ли участник, что таких оснований нет.

Также нужно принять во внимание письмо Минэкономики от 03.06.2020 № 3304-04/34835-06, согласно которому участники могут подтверждать отсутствие таких оснований в произвольной форме.

Заказчик, в свою очередь, согласно законодательству должен определить в ТД для победителя процедуры закупки способ документального подтверждения отсутствия таких оснований. Победитель должен предоставлять соответствующие подтвеждающие документы через ЭСЗ.

Например, справки о привлечении к уголовной ответственности, об отсутствии (наличии) судимости или ограничений, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством Украины, оформляются и предоставляются территориальными сервисными центрами МВД и Департаментом информатизации МВД.

Легитимность справки о судимости можно проверить на сайте МВД Украины.

 

Как заказчику проверить, не находится ли участник под санкциями

Нужно проверить, есть ли причины для отказа в участии согласно пункту 11 части 1 статьи 17 Закона № 922, то есть наблюдались ли такие случаи и когда.

стаття 17 публічні закупівлі

Участники готовят информацию, руководствуясь требованиями Закона о санкциях, а в обязанности заказчика входит проверка этих данных.

Закон № 922 особых требований по этому основанию не предусматривает. Однако вам нужно принимать во внимание требования, указанные в статье 5 Закона № 1644, согласно которой предложения по применению, отмене и внесению изменений в санкции вносят на рассмотрение СНБО ВРУ, Президент Украины, КМУ, НБУ и СБУ.

Решение о применении, отмене и внесении изменений в санкции против иностранного государства или неопределенного круга лиц определенного вида деятельности (т. е. в секторальные санкции), предусмотренные Законом № 1644, принимается СНБО. Такое решение вводится в действие согласно указу Президента Украины, а утверждается на основании постановления ВРУ в течение 48 часов со дня издания такого указа. Это решение:

  • вступает в силу в момент принятия постановления ВРУ;
  • является обязательным к исполнению.

В решении о применении санкций указывается срок их применения. Исключение составляет применение санкций, которые приводят к прекращению прав, а также санкций, которые не могут быть временными по своему содержанию.

Изменения в санкции вносятся на основании решения органа, который принял решение по их применению. Согласно решению этого органа санкции отменяются после достижения цели их применения.

Таким образом, вам следует проверить, не были ли применены к участнику санкции согласно приложениям к решениям РНБО:

Детальная информация содержится в обобщенных ответах Минэкономразвития.

Как можно проверить, не является ли участник должником

Нужно проверить, есть ли причины для отказа в участии согласно пункту 13 части 1 статьи 17 Закона № 922, то есть наблюдались ли такие случаи и когда.

стаття 17 закону про державні закупівлі

Как того требует закон, при подаче ТП участник процедуры закупки должен подтвердить в ЭСЗ, что такие основания отсутствуют. Согласно объяснению Минэкономразвития в письме от 03.06.2020 № 3304-04/34835-06 подтверждение на этапе подачи ТП может быть предоставлено в произвольной форме.

Заказчик, в свою очередь, устанавливает в ТД для победителя процедуры закупки требование, согласно которому тот должен предоставить документы, которые будут подтверждать наличие или отсутствие указанного основания.

Учтите, что справка по платежам, контроль за осуществлением которых возлагается на контролирующие органы, выдается органами налоговой службы согласно Порядку, установленному приказом Минфина от 03.09.2018 № 733.

Кроме того, ГНС формирует и ведет в свободном доступе Реестр заявлений о рассрочке, отсрочке денежных обязательств или налогового долга (далее — Реестр). Данные из Реестра ГНС ежедневно обновляет на своем официальном вебсайте (п. 100.10 НК). В Реестр вносятся данные по каждому поданному заявлению.

Важно помнить, что требовать подтверждающие документы по публичной информации, доступной в ЭСЗ, запрещено частью 5 статьи 17 Закона № 922. Однако в электронной системе закупок реализована услуга по интеграции данных ГФС касательно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) участниками-резидентами. Такие данные формируются автоматически в ЭСЗ, когда происходит интеграция с информационными системами ГФС.

Также вы можете проверить в электронном сервисе «Узнай больше о своем бизнес-партнере» на официальном сайте, есть ли у участника налоговая задолженность. Информация о результатах расчетов налогоплательщика с бюджетом обновляется на сервисе ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, после завершения расчетов сводных показателей в центральной базе данных по результатам предыдущего банковского дня.

Когда отклонять участника согласно части 2 статьи 17 Закона

Мы разобрались в основаниях для отклонения участника, которые являются обязательными. Однако существует еще одно основание, когда заказчик может отказать участнику, а именно основание согласно части 2 статьи 17 Закона:

закон про публічні закупівлі стаття 17

Важно учитывать, что в данном случае Закон не обязует, а только дает право заказчику отказать участнику, если выполняются все необходимые условия.

Способ подтверждения

Согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона № 922 в ТД заказчик указывает, среди прочего:

  • один или несколько квалификационных критериев согласно статье 16 Закона;
  • основания, предусмотренные в статье 17 Закона;
  • информацию о способе подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям законодательства.

Как видим, предусмотрено требование указывать в ТД основания согласно статье 17 Закона № 922. При этом условие о способе подтверждения соответствия участников определено для установления критериев и требований.

Заказчику необходимо понимать, что основания согласно статье 17 Закона № 922 не являются установленными требованиями и ни в коем случае не являются критериями. Вывод: заказчик не должен устанавливать какие-то способы подтверждения наличия или отсутствия оснований для отклонения участников согласно статье 17.

Это подтверждают требования ч. 3 ст. 17 Закону № 922, а именно:

Стаття 17 Закону України про публічні закупівлі: вимоги до учаників

Как действовать, если участник обжаловал решение об отмене

Наставления для заказчиков

Чтобы проверить для каждого из участников, есть ли основания для его отклонения из тех, которые указаны в статье 17 Закона № 922, необходимо предпринять три шага:

  1. Прежде всего, следует указать в ТД основания из статьи 17.
  2. Затем нужно проверить их отсутствие или наличие для участника процедуры закупки.
  3. И, наконец, принять решение о допущении участника к дальнейшему участию в процедуре закупки или об отклонении его ТП.

Согласно новой редакции Закона № 922 решение о способе подтверждения наличия/отсутствия оснований согласно статье 17 Закона принимается участником.

Однако Минэкономики в письме от 03.06.2020 № 3304-04/34835-06 рекомендует заказчику указать в ТД, что участники процедуры закупки должны подтвердить в ТП отсутствие оснований, предусмотренных пунктами 5, 6, 12 и 13 части 1 и частью 2 статьи 17 Закона, и что они могут предоставлять подтверждение для таких оснований в произвольной форме.

Как видим, уполномоченный орган все же разрешает включать в ТД требование о предоставления подтверждения наличия или отсутствия отдельных оснований для отклонения участников, указанных в пунктах 5, 6, 12 и 13 части 1 и части 2 статьи 17 Закона, в произвольной форме.

Важно! Это только право заказчика, а не его обязанность.

Тендерная документация не должна содержать требований о подтверждении отсутствия оснований, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11 части 1 статьи 17 Закона № 922, участником на этапе подачи ТП.

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді