Как закупить продукты питания для учебных заведений

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Закупки для питания детей — это высокая ответственность. Что должен знать заказчик о планировании, определении предмета таких закупок и требованиях к участникам, разъясняет эксперт.

Заведение – это юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность. Учебные заведения должны обеспечить своих учеников питанием, а значит, продукты и еда, которые из них готовятся, должны быть качественными и полезными, ведь речь идет о школах, лицеях, университетах, где учатся дети и молодежь Украины. Это наше будущее, что нужно оберегать, поэтому обеспечить качество питания очень важно.

Ответственность за качество продуктов, в том числе, несут и закупщики, которые проводят процедуры закупок для таких учебных заведений. Ведь именно от требований к участникам процедур закупок и их продукту зависит результат, реализуемый в заключении договоров и поставках, а в итоге качеством потребляемых учащимися продуктов питания.

Установить требования к поставке продуктов питания достаточно сложно, ведь они должны включать и требования к качеству, и требования к поставке/перевозке, и требования к хранению и даже требования к работникам участника, которые будут эти продукты грузить, перевозить, сортировать и т.д.

Кроме того, продукты питания тоже достаточно сильно отличают, что влияет на формирование требований закупки. Одни продукты питания имеют долгий срок хранения, другие — короткий, а некоторые вообще могут хранить несколько дней только при соблюдении специальных требований.

Поэтому установить правильные требования для закупки продуктов питания возможно только в случае совершенного понимания самого закупаемого продукта и реальных потребностей и условий заказчика, а также требований к поставщику.

В то же время заказчик должен соблюдать требования Закона о публичных закупках, Закон Украины «О детском питании» и нормативные документы относительно продуктов питания и обеспечения ими учебных заведений.

Для облегчения работы закупщиков приказом от 30.10.2020 № 2208 МОН были утверждены Методические рекомендации по методологии особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в учебных заведениях (далее — Методические рекомендации), а Минэкономики письмом от 30.11.2021 № 37632-06 предложило проект примерной тендерной документации Кейтеринговые услуги.

Впрочем, в военное время изменились виды закупок, которые могут или должны применяться заказчиками при закупке продуктов питания. Учитывая это общие рекомендации для закупок продуктов питания.

Номенклатурные позиции для продуктов питания по коду ДК

Вид закупки продуктов питания: как выбрать

Если стоимость закупки продуктов питания заказчика превышает 100 тыс. грн, то он может выбирать вид закупки – открытые торги или электронный каталог.

При этом электронный каталог обязателен к применению в случае, когда закупаются продукты питания из перечня, определенного в приложении 2 к Особенностям № 1178.

Таких продуктов в перечне не много:

  • Яйца столовые куриные
  • Картофель столовый
  • Лук репчатый свежий
  • Капуста белокочанная свежая
  • Свекла столовая
  • Морковь свежая
  • Огурцы свежие
  • Помидоры (томаты) свежие
  • свежие яблоки
  • Кабачки свежие
  • Курятина
  • Говядина
  • Свинина
  • Рыба заморожена
  • Масло рафинированное подсолнечное
  • Молоко коровье
  • Масло сливочное
  • Сыр твердый
  • Сыр кисломолочный
  • Сметана
  • Кефир
  • Мука пшеничная
  • Крупа гречневая
  • Крупа рисовая
  • Крупа кукурузная
  • Крупа пшенная
  • Крупа пшеничная
  • Крупа ячменная
  • Крупа овсяная
  • Крупа кус-кус
  • Сахар свекловичный
  • Макаронные изделия

Если закупка с использованием электронного каталога путем запроса предложений поставщиков не состоялась, заказчик осуществляет закупку путем применения открытых торгов в порядке, определенном Особенностями, не увеличивая при этом ожидаемую стоимость закупки, или путем повторного запроса предложений поставщиков в электронном каталоге.

Все остальные продукты питания, ожидаемая стоимость которых превышает 100 тыс. грн., заказчик закупает через процедуру закупки «открытые торги» и может, при желании, заменить ее закупкой через электронный каталог. В этом случае это его право, а не обязанность.

Закупка продуктов питания через электронный каталог

Согласно условиям функционирования электронного каталога, установленных в Порядке формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822, применяя электронный каталог, заказчик объявляет запрос предложений поставщиков путем заполнения электронных форм с отдельными полями, где указывается информация о:

  • наименовании;
  • ожидаемой стоимости;
  • количестве;
  • сроках;
  • месте поставки товара;
  • условиях его оплаты.

Конечный срок подачи поставщиком цены предложения (срок для подачи поставщиком цены предложения не может быть менее двух рабочих дней со дня обнародования заказчиком запроса предложений поставщиков в электронной системе закупок).

В запросе предложений поставщиков по закупке товара заказчик может определить исключительно информацию о характеристиках товара и их допустимых значениях в пределах спецификации товара, определенной администратором. Запрос предложений поставщиков не должен содержать требований к поставщику и другим документам, не предусмотренным настоящим Порядком.

Тетьяна Колиснык консультант по вопросам публичных закупок
Заказчик заключает договор по результатам запроса предложений поставщиков на закупку продуктов питания. Какие документы должен предоставить поставщик и какие сведения о поставщике необходимо проверить, прежде чем заключить договор?

Спецификация товара – это совокупность характеристик товара и их допустимых значений в пределах определенной администратором категории товара, которым может соответствовать один или несколько товаров. Поэтому заказчик может только выбирать нужную ему категорию товара и объявлять запрос предложения поставщика. Основные условия поставки он должен предусмотреть в проекте договора.

Запрос предложений поставщиков должен содержать проект договора с обязательным указанием оснований и по необходимости с указанием порядка изменений его условий. Проект договора не должен содержать характеристики товара, не определенные по запросу предложений поставщиков (абз. 3 п. 57 Порядка № 822).

Таким образом, применяя запрос предложений поставщиков, заказчик ограничен в выборе характеристик товара и может только в проекте договора предусмотреть дополнительные требования к условиям поставки товара и самого поставщика.

Если заказчик проводит процедуру открытых торгов, он должен установить требования в ТД, в том числе как к предмету закупки, так и к участникам.

Квалификационные требования при закупке продуктов питания для учебных заведений при закупке продуктов питания и формировании тендерной документации заказчик может выбрать как любой из четырех квалификационных критериев, установленных в ст. 16 Закона, так и установить все четыре сразу.

В то же время, пунктом 48 Особенностей № 1178 предусмотрено, что при осуществлении закупки товаров заказчик может не применять к участникам процедуры закупки квалификационные критерии, определенные статьей 16 Закона.

Решать заказчик, однако если он решит установить квалификационные критерии к участникам, следует учитывать следующее.

Такие квалификационные критерии, как «наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров)» и «наличие финансовой состоятельности, подтверждаемой финансовой отчетностью», важны для общего оценивания участника, его опыта и финансового состояния.

В случае, если заказчиком устанавливается такой квалификационный критерий, как наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного по предмету закупки договора, для подтверждения этого квалификационного критерия рекомендовано получить информацию от участника не только о наличии заключенного договора, но и подтверждение того, что он качественно и своевременно выполнен. Что касается финансовой способности участника, то заказчику в тендерной документации рекомендовано предусматривать период, за который будет подтверждена финансовая способность участником процедуры закупки путем представления финансовой отчетности за соответствующий период с учетом периода проведения процедуры закупки. Заказчик может предусмотреть в тендерной документации конкретный объем дохода (выручки) в пределах ожидаемой стоимости, подтвержденный отчетом о финансовых результатах (отчетом о совокупном доходе).

В то же время, для закупки продуктов питания более важны квалификационные критерии «наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий» и «наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющие необходимые знания и опыт».

Для подтверждения наличия у участника процедуры закупки соответствующего оборудования и материально-технической базы (складов, помещений, пищеблоков, транспортных средств, холодильного оборудования и т.п.) в тендерной документации рекомендовано предусматривать представление таким участником информации о наличии техники, оборудования, помещений, складов, транспортных средств, холодильного оборудования и т.п. и копий документов, подтверждающих их наличие и правовой статус (владение, пользование и т.п.).

Кроме того, заказчику необходимо убедиться, что у участника есть эксплуатационные разрешения для мощностей по производству и/или хранению пищевых продуктов животного происхождения, если участник осуществляет такую деятельность.

Участники, осуществляющие деятельность, связанную с производством и хранением пищевых продуктов животного происхождения, обязаны получить эксплуатационное разрешение на каждую отдельную мощность до начала ее эксплуатации. Эксплуатационное разрешение выдается на мощности, расположенные по одному адресу (с детализацией на уровне производственной линии и/или пищевых продуктов в зависимости от вида деятельности оператора рынка) и определены оператором рынка.

Также заказчик может проверить наличие государственной регистрации мощностей по производству и/или обращению пищевых продуктов.

Государственной регистрации подлежат мощности по производству и/или обращению пищевых продуктов, которые не требуется получения эксплуатационного разрешения.

Данная информация указана в реестре операторов рынка и мощностей, на которые выдано эксплуатационное разрешение, и государственном реестре мощностей операторов рынка, обнародованных на официальном вебсайте Государственной службы Украины по безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

С требованиями к регистрации и получению эксплуатационного разрешения заказчики могут ознакомиться в статьях 23 и 25 Закона Украины

Закупка продуктов питания для учебных заведений: технические требования

Пищевые продукты, которые обращаются на территории Украины, должны соответствовать требованиям законодательства о безопасности и отдельные показатели качества пищевых продуктов.

Сертификация пищевых продуктов не обязательна. Указанное не касается процедуры выдачи международного сертификата, предусмотренного Законом Украины «Об основных принципах и требованиях безопасности и качества пищевых продуктов».

Заказчикам при установлении требований в тендерной документации следует учитывать приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 01.10.2012 г. № 590 «Об утверждении требований по разработке, внедрению и применению постоянно действующих процедур, основанных на принципах Системы управления безопасностью пищевых продуктов (НАССР)».

Нина Абаимова консультант по публичным закупкам
Заказчик в ТД установил требование: «В случае, если участник не является производителем предлагаемого товара, участник должен в составе ТП предоставить скан-копию договора о сотрудничестве с производителем». Предмет закупки – рыба мороженая, хек производится за границей. Участник в составе ТП предоставил договор о сотрудничестве с импортером. Подлежит ли такое предложение отклонению?

Система НАССР относится только к безопасности пищевых продуктов и не касается их качества и является предохранительным инструментом контроля за опасными факторами.

Заказчики в тендерной документации могут требовать предоставлять участниками документы, подтверждающие внедрение, применение и постоянное действие на предприятии производителя и участника процедур, основанных на принципах системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках по предмету закупки (сертификат на систему управления безопасностью пищевых продуктов отвечает требованиям ДСТУ ISO 22000:2007 (ISO 22000:2005, ITD) или ДСТУ ISO 22000:2019 (ISO 22000:2018, ITD).

При поставке мясных продуктов следует учитывать, что запрещается убой животных, не сопровождающихся ветеринарным документом, удостоверяющим здоровье животных.

Правила ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов утверждаются центральным органом исполнительной власти, формирующим и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов.

Кроме того, заказчику в тендерной документации следует ссылаться на конкретную маркировку, в том числе маркировку или сертификаты, подтверждающие соответствие эквивалентным требованиям и выданные органами оценки соответствия, компетентность которых подтверждена путем аккредитации или иным способом, определенным законодательством.

Маркировка продуктов питания должна отвечать требованиям Закона Украины «Об информации для потребителей о пищевых продуктах».

Таким образом, заказчик, объявляющий закупку продуктов питания для учебных заведений, должен ориентироваться в требованиях к предмету закупки, поставщику и производителю такого продукта. Это позволит установить в тендерной документации требования, которые обеспечат поставку качественных продуктов для надлежащего питания детей.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді