Как изменились ковидные закупки

RU UA
Закупки для борьбы с ковидом с 24 июля 2021 года опять претерпели обновления. Закупщикам теперь нужно быть еще внимательнее, ведь пока не все просто с перечнями и нормами закупок против COVID-19. Обзор изменений в ковидных закупках 2021 и новые правила работы подготовили для вас в статье.

Пандемия коронавирусной болезни COVID-19 резко изменила привычную жизнь планеты и поставила перед людьми и правительствами немало вызовов. Поэтому, чтобы быстро закупать необходимое, в марте был введен Отчет о заключенном договоре COVID-19.

Бесспорно, как часто случается с тем, что создается в экстренных условиях, закупки по ковид-19 содержали определенные недостатки, в том числе касающиеся расходования средств или установления ожидаемой стоимости. Однако отметим и такой существенный их плюс, как простоту в использовании, понятность и удобство для заказчиков, поскольку они позволяют закупить необходимое в короткий срок, не теряя при этом времени на проведение закупки в ЭСЗ.

Так чем же руководствовались заказчики при проведении таких закупок? Еще с началом карантина вступили в действие изменения, внесенные в законодательные акты Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID - 19)» от 17.03.2020 № 530 (далее – Закон № 530). А пунктом 3-1 раздела Х Закона № 922 были введены особые правила, касающиеся борьбы с COVID-19. В частности, для его выполнения КМУ принял:

  • Постановление № 225 – постановление КМУ «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, на территории Украины» от 20.03.2020 № 225;
  • Постановление № 224 — постановление КМУ «Об утверждении перечня товаров (в т. ч. лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS — CoV-2, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке которых на таможенной территории Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» от 20.03.2020 № 224 (далее — Постановление № 224).

Постановлением № 225 утвержден:

  • Порядок проведения закупок товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, на территории Украины (далее – Порядок № 225);
  • Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, на территории Украины (далее — Перечень № 225).

Однако с 24 июля 2021 года правила закупки по COVID-19 изменились.

Связано это со вступлением в силу изменений в Закон № 922, внесенных Законом «О внесении изменения в раздел Х «заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках» по исключению возможности осуществления закупок без использования электронной системы закупок» от 01.07.2021 № 1599-ІХ (далее — Закон № 1599).

Разъясним, что предусматривается новыми нормами

Ковидные закупки 2021: ключевые изменения

Согласно новым положениям Закона № 922 претерпел изменения порядок коронавирусных закупок. Ими предусматриваются специальные условия для разных других видов ковидных закупок, то есть как конкурентных, так и неконкурентных.

В частности, Законом № 1599 был обновлен пункт 3-1 раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. Сейчас этот пункт декларирует, что на время действия карантина действие Закона № 922 не распространяется на случаи, когда предметом закупки являются:

  • лекарственные средства;
  • вакцины или другие медицинские иммунобиологические препараты;
  • расходные материалы для оказания медицинской помощи больным на COVID-19;
  • медицинские изделия для вакцинации от COVID-19;
  • медицинское оборудование для заведений здравоохранения, которые оказывают помощь пациентам, больным COVID-19;
  • системы поставки медицинских газов, необходимые для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-9).
 

Важно! Перечень таких лекарственных средств и порядок закупки утверждается именно КМУ.

К слову, такой порядок ковидных закупок будет действовать в течение действия карантина, который устанавливается КМУ в соответствии с Законом Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 № 1645-ІІІ.

На территории Украины с 19 декабря 2020 года по 31 августа 2021 года карантин установлен постановлением КМУ «Об установлении карантина и введении ограничительных противоэпидемических мероприятий в целях предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 09.12.2020 № 1236. Однако, если учитывать ситуацию в мире и в Украине, не стоит надеяться, что указанный предельный срок станет окончанием карантина. Есть большая вероятность того, что на территории Украины действие карантина будет продлено.

 

Однако, кроме указанных выше изменений существуют и другие, предусмотренные пунктом 3-1 раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922. В частности, в нем речь идет о том, что на период действия карантина, установленного КМУ, закупка товаров и услуг, необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), проводится в порядке, установленном Законом № 922 для упрощенных закупок. Законодатели в этой норме еще раз акцентируют внимание на исключении, которое регламентирует, что порядок упрощенных закупок не распространяется на лекарственные средства, вакцины или другие медицинские иммунобиологические препараты, расходные материалы для предоставления медицинской помощи больным COVID-19 и медицинские изделия для вакцинации от COVID-19, медицинское оборудование для заведений здравоохранения, которые оказывают помощь пациентам, больным COVID-19, системы поставки медицинских газов.

До 24 августа 2021 года КМУ должен привести свои нормативно-правовые акты и обеспечить приведение министерствами и другими ЦОИВ их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом № 1599 (п. 2 разд. ІІ Закона № 1599).

Так что же при таких условиях делать с Перечнем № 225 и Порядком № 225? Сейчас Постановление КМУ № 225 не соответствует последним изменениям Закона № 922. Ведь во исполнение старой редакции  пункта 3-1 раздела Х «Заключительные и переходные положения» Закона № 922 КМУ издал Перечень № 225 и Порядок № 225. Рассмотрим положения обеих редакций:

Старая редакция

п. 3-1 разд. X Закона № 922

Новая редакция

п. 3-1 разд. Х Закона № 922

Перечень таких товаров, работ или услуг и порядок их закупки утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Перечень таких лекарственных средств и порядок их закупки утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Как видим, в отличие от старой редакции, где в соответствии с Перечнем № 225 была предусмотрена закупка товаров, работ или услуг, новая фиксирует только Перечень лекарственных средств. Заметим, что пока КМУ еще не обнародовал перечня этих лекарственных средств.

 

Основные правила закупки для предотвращения возникновения коронавируса

Возвращаясь к пункту 3-1 раздела Х Закона № 922, еще раз рассмотрим, что за предметы закупок выводятся из-под его действия на период карантина:

  • лекарственные средства;
  • вакцины или другие медицинские иммунобиологические препараты;
  • расходные материалы для оказания медицинской помощи больным COVID-19;
  • медицинские изделия, предназначенные для вакцинации от COVID-19;
  • медицинское оборудование для заведений здравоохранения, которые оказывают помощь пациентам, больным COVID-19;
  • системы поставки медицинских газов, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19).

Поэтому, чтобы провести закупку лекарственных средств в соответствии с данной нормой, нужно дождаться появления Перечня таких лекарственных средств и порядка их закупки.

Что касается других товаров и услуг, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID -19), которые должны проводиться в порядке упрощенных закупок, законодателями также не предусмотрен отдельный перечень. Но, учитывая требования Закона № 922, использование упрощенной закупки в этом случае возможно исключительно в период действия карантина.

Порядок проведения упрощенной закупки прописан в статье 14 Закона № 922.

Поэтому, пока нет утвержденных КМУ перечней, предусмотренных последними изменениями в Закон № 922, и не приведены в соответствие нормативные документы, заказчики должны с особой осторожностью применять условия для коронавирусных закупок и учитывать общие нормы Закона о публичных закупках.

Важно! Договоры, которые заключались в соответствии с предыдущими условиями ковидных закупок, продолжают действовать до их полного выполнения.

 

Обнародование документов

В соответствии с результатами закупки товаров, которые пунктом 3-1 раздела Х Закона № 922 выведены из-под действия Закона, необходимо обнародовать в ЭСЗ согласно статье 10 Закона № 922:

В отчете должны быть указаны данные о конечном бенефициарном собственнике юридического лица, с которым был заключен договор о закупке.

Такие данные должны указываться в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755 из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (ЕГР). Эти данные не нужно дополнительно запрашивать у поставщика. Чтобы указать их в электронной системе закупок, нужно:

  1. Зайти на сайт, где размещен ЕГР.
  2. В поисковом поле ввести ЕГРПОУ предприятия, с которым заключен договор. Если же нужна информация не о физическом лице - предпринимателе, а о юридическом, то предварительно нужно нажать «Юридическое лицо».
  3. Кликнуть «Детальнее» чтобы проверить данные, касающиеся конечных бенефициарных собственников.
  4. Следующим шагом нужно скопировать в разделе «Конечный бенефициарный собственник (контролер) юридического лица» необходимую информацию и приложить ее к отчету в поле «Примечания/Информация о технических и качественных характеристиках товаров, работ или услуг» или же можно загрузить отдельным документом текст, который был предварительно скопирован из полей о конечных бенефициаров.

А в случае, если юридическое лицо по данным ЕГР не имеет конечного бенефициарного собственника, и поле, касающееся его, пустое, нужно указать в отчете, что конечный бенефициарный собственник отсутствует.

Не забывайте своевременно обнародовать всю информацию о коронавирусной закупке, а именно:

Отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ

В течение 3 рабочих дней со дня заключения договора о закупке

Договор о закупке и все приложения к нему

В течение 3 рабочих дней со дня заключения

Отчет о выполнении договора о закупке

В течение 20 рабочих дней со дня выполнения сторонами договора о закупке или окончания срока действия договора о закупке, при условии его выполнения сторонами, или его расторжения

Помните об ответственности в сфере публичных закупок! Если информация о закупке не была вовремя обнародована или же обнародована с нарушением порядка, предусмотрен штраф.

При проведении ковидных закупок следует помнить и о Постановлении № 224, в котором предусмотрен перечень товаров, освобожденных от обложения НДС при проведении операций по поставке на таможенной территории Украины.

Важно! Освобождаются от налогообложения только товары, это не касается работ и услуг.

Товар подлежит освобождению от обложения НДС:

  • с момента, когда он был добавлен в перечень, утвержденный Постановлением № 224;
  • независимо от того, кто именно проводит закупку или же производит такую продукцию. 


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді