Штрафы в госзакупках

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Чтобы должностные лица заказчиков соблюдали закупочное законодательство, государство установило штрафы и даже предусмотрело уголовную ответственность за нарушение тендерного законодательства. Кто и за какие огрехи будет нести ответственность, разъясняем в статье

 

Ответственность за нарушение тендерного законодательства и его виды

Основной особенностью сферы публичных закупок является то, что к ответственности привлекаются должностные лица заказчика в понимании Закона № 922, а не сам заказчик как юридическое лицо. Единственным исключением из этого правила есть ситуация, когда заказчик нарушил требования законодательства о защите экономической конкуренции.
 
Итак, различают два вида ответственности:
  • административную;
  • криминальную.
Административная ответственность в сфере публичных закупок наступает за нарушение статьи 164-14 КоАП и предусматривает наказание в виде штрафов.
 
Уголовная ответственность в сфере публичных закупок наступает за более серьезное правонарушение, ее предусматривает Уголовный кодекс Украины (УК). В этом случае речь может идти не просто о штрафе, но и об ограничении/лишении свободы.

 

 

Кто будет отвечать за нарушения в сфере публичных закупок

По статье 164-14 КоАП административная ответственность может применяться к должностным лицам (в понимании Закона № 922) заказчика. Поскольку тендерные комитеты прекратили свое существование, с 2022 года ответственность в сфере государственных закупок предусмотрена для уполномоченного лица (далее — УО) и руководителя заказчика.
 
Уполномоченные лица несут ответственность по одним частям статьи 164-14 КоАП, а руководители — по другим. Поэтому к ним применяют и разные штрафы.
 
Уголовная ответственность может распространяться на всех физических лиц, причастных к преступлению, но обычно применяется к руководителю.
 
Наиболее распространенными статьями УК для таких нарушений являются:
 
ст. 191 — «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»;
ст. 366 — «Служебный подлог». По делу №638/9279/16-к директор Департамента ЖКХ, злоупотребляя своим служебным положением, обязался обеспечить победу определенному участнику в конкурсных торгах, подписал с ним договоры и акты принятия выполненных строительных работ, в которые были внесены заведомо ложные сведения. Кроме того, были подписаны платежные поручения на перечисление бюджетных средств и поданы их в органы Государственной казначейской службы. По этому делу директора признали также виновным по статье 191 УК;
ст. 367 — «Служебная халатность». Так, по делу № 523/6680/20 директор Учреждения коммунальной собственности был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного в части 2 статьи 367 УК. Он разрешил оплату горючего, приобретенного за бюджетные средства, по ценам, значительно превышающим начальные договорные цены, а также рыночные цены. Важно! По этому делу поставщик предоставил ненадлежащую справку от ТПП, ведь речь шла о ценах на топливо на определенных АЗС, а не о рыночных ценах на территории Украины.
 

 

Кто может применить штраф в публичных закупках

По предписаниям частей 1-2 статьи 164-14, статей 221, 234-1 КоАП применять штрафы имеют право органы Госаудитслужбы (далее – ГАСУ). Постановление органа ГАСУ можно обжаловать в местный общий суд.
 
Также органы ГАСУ имеют право выявлять нарушения, за которые предусмотрены штрафы по частям 3-6 статьи 164-14 КоАП, но применять такие штрафы (принимать постановление о привлечении нарушителя к ответственности) может только местный общий суд. Такое постановление обжалуют только в апелляционный суд соответствующей области (Киев).
 
К уголовной ответственности может быть привлечен исключительно суд.
 
Внимание! Если лицо подала апелляционную жалобу, оно будет считаться невиновным к рассмотрению дела апелляционным судом.
 
В зависимости от тяжести преступления суд может как ограничиться штрафом, так и ограничить/лишить свободу на время.
 
На практике нередко наблюдаем следующее: суды признают лицо виновным, но освобождают от ответственности по истечении сроков давности (ст. 49 УК) или освобождают от отбывания наказания, но предоставляют срок для испытания (ст. 75 УК).
 
Поэтому должностным лицам заказчика нужно внимательно относиться ко всем документам, особенно по заключению дополнительных соглашений.

Відповідальність у сфері публічних закупівель

⚡️ Сохраняем должным образом документы по вопросам публичных закупок

Порядок применения административных штрафов

Статья 164-14 КоАП предусматривает ответственность за четыре вида нарушений. За два из них сумма штрафа увеличивается, если одно и то же физическое лицо совершило нарушение повторно в течение года.
 
Внимание! В этом случае речь идет именно о календарном году, иначе было бы указано: «в течение 12 календарных месяцев подряд»).
 
Итак, прежде чем заказчик решит приобретать определенные ТМЦ/услуги, его должностным лицам нужно ответственно отнестись к определению предмета закупки, соблюсти процедуру и учитывать предписания органов контроля.
 
В то же время важно помнить, что каждый при наличии надлежащих доказательств может доказать в суде, что не совершал правонарушения, в т.ч. преступление.

 

 

 

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді