Уголовная ответственность в сфере публичных закупок: кого и за что могут привлечь
Обычно работники заказчика, связанные с публичными закупками, обращают внимание на то, что к ним могут применить штраф, то есть привлечь к административной ответственности в публичных закупках по КоАП. Однако наибольшие наказания наступают за совершение уголовного преступления. И хотя в Уголовном Кодексе Украины (УК) нет статьи, название которой было бы прямо связано со сферой публичных закупок, есть ряд преступлений, за которые можно привлечь к такой ответственности. Рассмотрим какие действия или бездействие могут привести к применению уголовной ответственности в закупках.
Кого привлекут к уголовной ответственности в закупках
Кто привлекает к уголовной ответственности в закупках
К уголовной ответственности привлекает только суд. Но следует помнить, что даже в случае оглашения приговора в суде первой инстанции его еще можно обжаловать до апелляции и кассации.
Когда возможна уголовная ответственность в закупках
УК прямо не предусматривает уголовную ответственность за нарушение закупочного законодательства. Однако она может наступить в случае, когда во время закупок должностные лица заказчика пренебрегают своими обязанностями или попытаются обогатиться за счет бюджетных средств.
Во-первых, нужно различать понятия «основания уголовной ответственности» и «привлечения к уголовной ответственности».
Основанием для уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния (преступления), содержащего состав уголовного правонарушения, предусмотренного УК.
Приведем наиболее распространенные случаи уголовной ответственности в сфере публичных закупок с учетом судебной практики.
Важно! Возможны и другие случаи, когда работники заказчиков попытаются привлечь к уголовной ответственности. В таком случае нужно внимательно проанализировать УК и судебную практику по этому вопросу, ведь каждое судебное дело особое.
Общественно опасное действие | Ответственность | Норма УК |
Присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением | Ограничение свободы сроком до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет. Если такие действия они совершены в условиях военного или чрезвычайного положения, наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
| часть 2, 4 статьи 191 УК |
Нецелевое использование бюджетных средств должностным лицом, а так же осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки Бюджетному кодексу Украины или закону о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, если предметом таких действий были бюджетные средства в больших размерах | Штраф от одной тысячи до четырех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового | часть 1 статьи 210 УК |
Невыполнение должностным лицом законных требований органа государственного финансового контроля, Счетной палаты, члена Счетной палаты, создание искусственных препятствий в их работе, предоставление им заведомо ложной информации | Штраф от ста до одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет | Статья 351-1 УК |
Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, с целью получения какой-либо неправомерной выгоды для самого себя или иного физического или юридического лица использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц | Арест сроком до шести месяцев либо ограничением свободы сроком до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, со штрафом от двухсот пятидесяти до семисот п' пятьдесят не облагаемых налогом минимумов доходов граждан | часть 1 статьи 364 УК |
Составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов | Штраф от двух тысяч до четырех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет | часть 1 статьи 366 УК |
Служебная халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, что нанесло существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц | Штраф от двух тысяч до четырех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет | часть 1 статьи 367 УК |
Рассмотрим подробнее эти случаи.
Уголовная ответственность за препятствование деятельности аудиторов
Ответственность по данной статье УК наступит, для специального субъекта – должностного лица. Как было сказано выше, это может быть как руководитель заказчика, так и УЛ.
Объективной стороной указанного преступления могут быть следующие деяния по органу государственного финансового контроля (далее – ОГФК)
- невыполнение законных требований;
- создание искусственных помех в работе ОГФК;
- предоставление заведомо ложной информации ОГФК.
Права ОГФК, то есть его законные требования зафиксированы в ст.10 Закона «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине», и среди них, в частности, есть:
- проверять в ходе государственного финансового контроля денежные и бухгалтерские документы, отчеты, документы по проведению закупок, проводить проверки фактического наличия ценностей (средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.п.);
- беспрепятственный доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие контролируемым учреждениям;
- требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций;
- при проведении ревизий изымать у заведений копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о нарушении;
- получать от служебных и материально ответственных лиц контролируемых объектов, письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного финансового контроля;
- предъявлять руководителям и другим лицам контролируемых учреждений обязательные к выполнению требования по устранению выявленных нарушений законодательства.
Верховный Суд в постановлении от 14.12.2023 по делу № 1.380.2019.004998 (производство № К/9901/11009/20 )указал на то, что законное требование контролирующего органа об устранении выявленных нарушений законодательства должно быть осуществлено в письменной форме, органом своей компетенции (задач и функций в соответствии с законодательством), содержать четкие, конкретные и понятные предписания в адрес подконтрольного субъекта (объекта контроля, его должностных лиц), обязательных к выполнению последним.
То есть, если уполномоченное лицо ОГФК не предоставило свое требование в письменной
Статья 351-1 УК не указывает, возникли ли такие деяния из-за умысла или неосторожности, поэтому должностным лицам заказчика нужно очень тщательно отнестись к своим обязанностям по предоставлению копий соответствующих документов, чтобы они были читаемы и предоставлены в полном объеме по запросу ревизоров. Если же вывод аудиторов обжалован в суд, невыполнение его предписаний не будет считаться нарушением, пока судебное решение не вступит в законную силу.
Обратите внимание, что такие нарушения наказываются штрафом от ста (1700 грн) до одной тысячи (17000 грн) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность за растрату бюджетного имущества
Речь идет о статье 191 УК. По своему содержанию, в публичных закупках это растрата бюджетного имущества. Например, если установили, что победитель закупок поставлял субъектам хозяйствования определенные ТМЦ по цене ниже заказчика. В этом случае могут возникнуть подозрения (а в итоге и обвинительный приговор), что должностные лица заказчика по предварительному сговору с должностными лицами победителей путем злоупотребления служебным положением завладели государственными средствами из-за осуществления государственных закупок по завышенным ценам.
Уголовная ответственность за злоупотребление служебным положением
Речь идет о ст. 364 УК. Здесь уже говорится, что лицо совершило злоупотребление властью или служебным положением. То есть был факт умышленного (в целях получения какой-либо неправомерной выгоды для самого себя, или других лиц как физических, так и юридических) использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан либо государственным либо публичным интересам, либо интересам юридических лиц. В этом случае нужно выяснить, идет ли речь о «должностном лице». Кроме того, следует помнить об этом.
Случается, что уполномоченные на подписание актов приема передачи определенных ТМЦ лица заказчика подтвердили выполнение условий договора. Вместе с тем фактической поставки ТМЦ не было. Более того, нет оснований для оплаты поставок.
Следовательно, можно констатировать, что речь идет о преступлении по статье 364 УК. То есть имеет место преступный умысел, направленный на совершение служебного подлога: ТМЦ нет, но есть документ о его получении. В этом случае важным нюансом для злоумышленника является то, что средства за неполученный ТМЦ перечислены «поставщику», поэтому факт получения неправомерной выгоды.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Уголовная ответственность за служебный подлог
Служебный подлог несколько похож на предварительное правонарушение, а ответственность за такое правонарушение предусматривает статья 366 УК. К примеру, должностное лицо заказчика обязалось обеспечить победу конкретному участнику. В то же время в договорах и актах передачи-принятия выполненных работ есть сведения, которые внесены в документы заведомо с нарушениями.
Например, есть официальные документы о выполнении определенных работ (или поставки ТМЦ) без фактического выполнения таких работ, а также сформированы другие документы, важные для перечисления средств. В то же время, участник (победитель) получил бюджетные средства на свой расчетный счет
Уголовная ответственность за служебную халатность
Служебная халатность является неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним. Такое пренебрежение своими обязанностями привело к существенному ущербу охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, государственным или общественным интересам или интересам отдельных юридических лиц.
Например, УЛ заказчика стремится реализовать преступное намерение по завладению бюджетными средствами путем составления заведомо ложных официальных документов о выполнении определенных работ без их фактического выполнения. В этом случае нужно заключать договоры. Далее составляются заведомо ложные официальные документы о выполнении определенных работ без их фактического выполнения и перечисляются бюджетные средства.
Районный суд в приговоре № 714/971/20 (приговор вступил в законную силу) пришел к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения начальником своих служебных обязанностей по руководству финансовой и хозяйственной деятельностью заказчика, заключавшегося в непринятии мер по проверке рыночной стоимости закупленных ТМЦ, допустил переплату бюджетных средств за поставленные ТМЦ на сумму в размере 91 098,70 грн.
То есть своими умышленными действиями начальник совершил уголовное правонарушение, предусмотренное в части 1 статьи 367 УК, а именно: ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного отношения к ним, что нанесло существенный вред государственным интересам.
Как следствие, начальника признали виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 367 УК и назначено ему согласованное сторонами наказание в виде штрафа в размере 350 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, равный 5950 грн, с лишением права занимать должности, которые наделены организаций распорядительными функциями сроком год. Кроме того, с него были взысканы в пользу государства расходы по привлечению эксперта.
Внимание! С 01.12.2023, законодатель ввел повышенную уголовную ответственность в случае, когда такие деяния повлекли за собой гибель человека. Например, если должны были отремонтировать мост, это не было сделано должным образом и мост упал, повлекшие человеческие жертвы.
Привлечение к уголовной ответственности
Что касается термина «привлечения к уголовной ответственности», то следует отметить следующее.
Частенько суды признают лицо виновным, но освобождают от ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 49 УК). Или освобождают от наказания, но дают срок для испытания (ст. 75 УК).
В приведенных случаях реальной ответственности фактически отсутствует через определенные процессуальные моменты.