НДС в публичных закупках
Что такое НДС
Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — это косвенный налог, который начисляется и уплачивается в соответствии с нормами Раздела V Налогового кодекса Украины, и относится к общегосударственным налогам и сборам.
НДС включается в стоимость товаров и услуг на каждом этапе их обращения, от производителя до конечного потребителя. НДС платит тот, кто покупает в момент совершения покупки товара или оплаты за услуги. Однако, отчисляют НДС в госбюджет лица, осуществляющие реализацию соответствующих товаров и/или услуг.
Учтите следующие понятия:
Налоговый кредит — это сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство за отчетный период.
К налоговому кредиту относятся суммы налога, уплаченные/начисленные в случае осуществления операций по:
- приобретению или изготовлению товаров и услуг;
- приобретению (строительству, сооружению, созданию) необоротных активов (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный капитал и/или при передаче таких активов на баланс плательщика налога, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности);
- получению услуг, предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, и в случае получения услуг, местом поставки которых является таможенная территория Украины;
- ввозу необоротных активов на таможенную территорию Украины по договорам оперативного или финансового лизинга;
- ввозу товаров и/или необоротных активов на таможенную территорию Украины.
Налоговое обязательство — общая сумма НДС, полученная (начисленная) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и/или сумма средств, сформированная за счет налоговых льгот, которые были использованы налогоплательщиком не по целевому назначению или с нарушением порядка их предоставления, установленным НКУ.
Операции освобождены от налогообложения НДС
Операции, освобожденные от налогообложения перечислены в статье 197 НКУ. Впрочем, отдельные товары в зависимости от обстоятельств могут быть освобождены от НДС дополнительными нормами или постановлениями КМУ.
Например, постановление КМУ от 20 марта 2020 г. № 224 «Об утверждении перечня товаров (в том числе лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке которых на таможенной территории Украины освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость и которые освобождаются от уплаты ввозной пошлины», которая уже утратила силу.
В период действия военного положения в НКУ был внесен п. 87 прим.1 подразд. 2 разд. ХХ «Переходные положения» которым временно, на период действия военного положения в Украине, но не более чем до 01 января 2026 года, освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины (в том числе перемещение (пересылка) в международных почтовых и экспресс-отправлениях) в таможенном режиме импорта товаров, определенных п. 9 прим. 36 раздела XXI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины от 13 марта 2012 года № 4495-VI (далее — ТКУ).
При этом, п. 9 прим. 36 разд. XXI «Заключительные и переходные положения» ТКУ освобождение от обложения ввозной пошлиной предусмотрено для товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины (в том числе перемещаются (пересылаются) на таможенную территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях) для свободного обращения и классифицируются по следующим кодам согласно УКТ ВЭД:
- 8406 (кроме 8406 10 00 00), 8410 (только турбины гидравлические и их части),
- 8483 40 21 00, 8502 20 40 90, 8502 20 60 90, 8502 20 80 90, 8411 (кроме турбовинтовых и турбореактивных двигателей и их частей),
- 8501 64 00 00, 8504 40 84 00 (кроме инверторных сварочных аппаратов),
- 8504 40 88 00 (кроме инверторных сварочных аппаратов),
- 8504 40 90 00 (кроме инверторных сварочных аппаратов),
- 8507 60 00 00 (кроме установок хранения энергии мощностью менее 300 Вт переменного и/или постоянного тока и отдельных литий-ионных ячеек емкостью менее 200 А-ч),
- 8541 43 00 00, 8537 (кроме 8537 10 98 10), 8503 00 99 00 (только для ветроэнергетических электрогенераторных установок).
Требования тендерной документации: указывать цену с НДС или без
Для заказчиков всегда остается актуальным вопрос потери налогового кредита, когда к ним на тендер приходит участник закупки не плательщик НДС. Поэтому, они пытаются установить различные ограничения для таких участников, которые в основном являются ФЛП, например прописать запрет участия неплательщикам НДС.
Так делать нельзя, ведь в соответствии со ст. 5 Закона № 922 участники (резиденты и нерезиденты) всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок/упрощенных закупках на равных условиях. Заказчики не имеют права устанавливать никаких дискриминационных требований к участникам.

- Обязательно ли учитывать НДС при объявлении закупки, если Заказчик — неплательщик НДС
- Можно ли исправить ошибку, если в договоре указали сумму с НДС
- Что указывать в отчете о выполнении договора, который заключили без НДС, а потом изменили на сумму с НДС
- Как проверить в финотчетности участника показатели с НДС или без НДС
- Отклонять ли участника, предоставившего свидетельство о регистрации плательщика НДС вместо выписки из реестра плательщиков НДС
Оценка тендерных предложений с НДС и без НДС
Когда в тендере, где ожидаемая стоимость рассчитана с НДС участвует неплательщик НДС, то его цена всегда будет меньше, чем та, что может предложить плательщик НДС.
Казалось бы это должно быть выгодно заказчику, но в части уплаты НДС, в этом случае он будет терять налоговый кредит, что многими трактуется как уплата НДС вместо участника.
Чтобы предоставить участникам плательщикам НДС и неплательщикам НДС равные условия для участия в закупке в Примерной тендерной документации, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 06 декабря № 27593, предусмотрено, что оценка тендерных предложений проводится электронной системой закупок автоматически на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, путем применения электронного аукциона. В случае если единственным критерием оценки тендерных предложений является цена, то заказчик указывает информацию о включении/не включении в цену налога на добавленную стоимость (НДС).