Как определить предмет закупки

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Для успешного проведения закупки заказчику в первую очередь необходимо точное определение предмета закупки. Ведь от этого зависит и выбор вида закупки, и качество закупаемого, и избегание разделения предмета закупки, а соответственно и проблем у заказчика. Что должен знать закупщик о порядке определения предмета закупки? Как правильно определить предмет закупки, чтобы не подвергнуться наказанию, разъясняет эксперт.

 

Что такое предмет закупки

Предмет закупки – это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения/предложения или предложения на переговорах (при применении переговорной процедуры закупки) (п. 22 части первой статьи 1 Закона о публичных закупках).

Об утверждении Порядка определения предмета закупки

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономики Украины от 15.04.2020 г. № 708 (далее — Порядок № 708). Он предусматривает, что предмет закупки определяется сначала по категории – товары, работы или услуги, а затем в соответствии с дополнительными условиями классификации предмета, предусмотренными этим порядком.

Внимание! Статьей 164-14 КУоАП установлено, что нарушение порядка определения предмета закупки влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика.

Поэтому заказчикам важно разобраться в порядке определения предмета закупки так, чтобы его не нарушать и не рисковать ни закупкой, ни кошельком, ни репутацией.

 

Предмет закупки: товары и услуги

Товары — продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой таких товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих товаров (п. 34 части первой ст. 1 Закона № 922).

Услуги — любой предмет закупки, кроме товаров и работ, включая транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, аренда, лизинг, а также финансовые и консультационные услуги , текущий ремонт, текущий ремонт с разработкой проектной документации (п. 21 части первой ст. 1 Закона № 922)

Порядком №708 установлено, что предмет закупки товаров и услуг определяется по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря (ДК 021:2015).

 

Помните, что при любой закупке в годовом плане должно содержаться, в частности, название предмета закупки с указанием кода по ДК 021:2015 (в случае разделения на лоты такие сведения должны указываться по каждому лоту) и названия соответствующих классификаторов предмета закупки и частей предмета закупки (лотов) (при наличии).

Кроме того, Порядком размещения информации о публичных закупках, утвержденным приказом Минэкономики Украины от 11.06.2020 г. № 1082 (Порядок № 1082), установлено, что при внесении информации о предмете закупки товаров и услуг в объявления, обнародование которых предусмотрено Законом № 922 , и уведомление о намерении заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки в отдельных электронных полях указывается дополнительно информация касающаяся:

  • наименования продукта либо сервисы каждой номенклатурной позиции предмета закупки;
  • кода товара или услуги, определенного в соответствии с Единым закупочным словарем, наиболее соответствующим названию номенклатурной позиции предмета закупки.

Эти требования не относятся только к закупке услуг по текущему ремонту или услуг по выполнению научно-технических работ.

 

Как определить предмет закупки работ

Определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком согласно п. 27 части первой ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ».

Напомним, что работы — разработка проектной документации на объекты строительства, научно-проектной документации на реставрацию памятников архитектуры и градостроительства, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по строительству объектов с разработкой проектной документации, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих  предприятий и сопроводительные работы услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ (п. 27 части первой ст. .1 Закона № 922).

Порядком №708 установлено, что определение предмета закупок осуществляется, в том числе по объектам строительства. ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 имеет ссылку на ДБН А.2.2-3-2014 , которая предусматривает, что указанные в ней термины употребляются в значении, определенном в Законе Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Объектами строительства являются дома, здания, постройки любого назначения, их комплексы и части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры (часть первая ст.4 Закона о регулировании градостроительной деятельности). К объектам строительства относятся нефтяные и газовые скважины и объекты их устройства.

Понятие указанных объектов определено в ДБН А.2.2-3-2014, а именно:

визначення предмета закупівлі

Каждый объект с составляющей понятия объекта строительства может быть отдельным предметом закупки при наличии в отношении него отдельного проекта и сметы или сметного расчета (объектная смета или объектный сметный расчет).

Объектная смета – это сметный документ, который определяет сметную стоимость строительства дома, здания, сооружения любого назначения, линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры в целом и объединяющий в своем составе итоговые данные по локальным сметам на отдельные виды строительных работ (п.3.8 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013).

Объектный сметный расчет — это сметный документ, определяющий сметную стоимость строительства здания, строения, сооружения любого назначения, линейного объекта инженерно-транспортной инфраструктуры в целом и объединяющий в своем составе итоговые данные по локальным сметам и локальным сметным расчетам и подлежит уточнению (п.3.9 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013).

Локальная смета — первичный сметный документ, определяющий сметную стоимость отдельных видов строительных работ и расходов по домам, зданиям, сооружениям любого назначения, линейных объектах инженерно-транспортной инфраструктуры и составляется на основании объемов работ, определенных при разработке проектной документации ( п.3.6 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013).

Локальный сметный расчет — первичный сметный документ, определяющий сметную стоимость отдельных видов строительных работ по домам, зданиям, сооружениям любого назначения, линейным объектам инженерно-транспортной инфраструктуры и складывающийся вместо локальных смет в тех случаях, когда объемы работ и размеры расходов окончательно не определены и подлежат уточнению (п.3.7 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013).

На отдельные виды строительных работ и затрат составляют локальные сметы или сметные расчеты, данные которых объединяются в составе объектных смет или объектных сметных расчетов, которые и являются основой для определения предмета закупок работ по объекту строительства.

Согласно письму Минэкономики от 25.11.2016 г. № 3302-01/38216-06, если сопроводительные работы услуги по объекту строительства, включенные в сводный сметный расчет, и в то же время стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ (строительства), такой предмет закупки относится к определению «работы» в понимании Закона №922.

Порядок визначення предмета закупівлі: алгоритм для замовникаВ противном случае закупка должна производиться по соответствующему определению предмета согласно термину «услуги».

Порядок № 708 не содержит требований к указанию знака Единого закупочного словаря в случае, если предметом закупки являются работы. Однако Закон № 922 требует указывать знак для всех категорий предметов закупок. Порядком № 1082 установлено, что при размещении в электронной системе закупок информации о предмете закупки в отдельных полях указывается, в частности информация о коде по показателям второй - пятой цифр Единого закупочного словаря, в случае определения предмета закупки - работы.

Теперь вы знаете, что такое вид предмета закупки. Сможете самостоятельно определить вид предмета закупки товаров, работ и услуг. Одновременно закупочное законодательство имеет множество нюансов, так что держите под рукой полезные статьи:

 

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді