Какая предусмотрена ответственность за нарушение порядка определения предмета закупки

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Для того чтобы сохранять разумный баланс между расходами бюджетных средств и получением желаемых ТМЦ, работ, услуг, заказчики должны соблюдать определенный порядок определения предмета закупки. Законодатель установил административную ответственность (штраф) за «Нарушение порядка определения предмета закупки». В каких обстоятельствах, к кому и кто налагает штраф за нарушение порядка определения предмета закупки, разъясняет эксперт

Ответственность за нарушение порядка определения предмета закупки

Ответственность за нарушение порядка определения предмета закупки административная, а фактически это – штраф, который предусматривают части 1, 2 статьи 164-14 КоАП.
Заказчикам следует помнить, что по пункту 22 части 1 статьи 1 Закона № 922 предмет закупки – это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки или в рамках проведения упрощенной закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения /предложения или предложения на переговорах (при применении переговорной процедуры закупки). Предмет закупки заказчик определяет в порядке, устанавливаемом Уполномоченным органом, с применением Единого закупочного словаря (далее – ЕСС), утвержденного в установленном законодательством порядке.
Поэтому заказчикам, когда они определяют предмет закупки, следует руководствоваться предписаниями Порядка определения предмета закупки (далее – Порядок № 708) и ЕСС. А на период действия военного положения – учитывать особенности, предусмотренные пунктами 6, 13, 15, подпунктом 5 пункта 21, пунктом 29 Постановления № 1178.

service_slovnik.gif

Убедитесь, что код CPV правильно выбран для предмета закупки. Воспользуйтесь автоматизированным поиском в системе Экспертус Госзакупки

Воспользоваться поиском

Если заказчик не будет соблюдать предписания этих нормативных актов, к его служебным (должностным), уполномоченным лицам может быть применена административная ответственность в виде штрафа. То есть, к уполномоченному лицу.
И здесь есть один нюанс, который можно трактовать разными способами. Фактически руководитель заказчика является должностным лицом, поэтому к нему тоже можно применить штраф за нарушение порядка определения предмета закупки. Впрочем, из системного анализа статьи 164-14 КоАП мы видим, что законодатель выделяет ряд нарушений, за которые привлекают к ответственности именно руководителя, а когда – других «должностных лиц». Поэтому можно сделать вывод, что руководителя могут привлечь к ответственности только в двух случаях:
  • руководитель является УО;
  • уполномоченные органы сообщили руководителю о том, что тот нарушил порядок определения предмета закупки, но все равно подписал договор без устранения нарушения.
Часть 1 статьи 9 КоАП указывает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное (преднамеренное или неосторожное) действие или бездействие, за которое закон предусматривает административную ответственность.
То есть, если нет вины лица из-за отсутствия надлежащего нормативного акта по утверждению порядка определения предмета закупки, или в таком порядке нет соответствующего предмета закупки (например, уже появились определенные лекарства или технические средства, которые облегчили бы работу заказчика, но их еще не успели внести в ЕСС), то должностные лица заказчика не могут привлекаться к ответственности.
Или, если к штрафу привлекается не соответствующее (не субъект правонарушения) лицо заказчика (например, руководитель, не участвующий в закупке и еще не подписавший договор).

*Когда определенное лицо, в течение года подвергшееся административному взысканию за это нарушение, вновь сознательно нарушило порядок определения предмета закупки. Если такое нарушение было совершено через два года, или лицо не было вовремя привлечено к административной ответственности – оно может нести ответственность в виде штрафа в 1700 грн.

Кто налагает штраф за нарушение порядка определения предмета закупки

Согласно статье 234-1 КоАП, дела об административных правонарушениях, связанных с законодательством о закупках (ч. 1, 2 ст. 164-14 настоящего кодекса) рассматривают органы государственного финансового контроля. То есть сейчас – Госаудитслужба.
От имени ГАСУ рассматривать дела о таких административных правонарушениях и налагать административные взыскания (применить штраф) вправе: руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа. В Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований можно проверить, имеет ли полномочие определенное физическое лицо применять штраф. Для этого в поисковом запросе нужно поставить отметку «юридическое лицо» и код ЕГРПОУ 40165856. Если такого лица нет в перечне «Сведения о лицах, которые могут совершать действия от имени юридического лица...», это является основанием для обжалования постановления о применении штрафа.
Важно! Даже если было вынесено постановление о применении (наложении) штрафа, его можно обжаловать в местном общем суде по правилам КАС.
Кроме того, и ГАСУ, и работники заказчиков иногда забывают, что по общему правилу (ст. 38 КоАП), административное взыскание могут наложить (применить штраф) не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения.
То есть, если мониторинг обнаружил, что есть нарушение порядка определения предмета закупки, то орган ГАСУ должен как можно быстрее применить штраф, в противном случае могут пройти два месяца для наложения штрафа.
То есть если у заказчика будет ревизия, скажем, через шесть месяцев после заключения договора закупки, и окажется, что есть нарушения относительно порядка определения предмета закупки, то штраф применять уже неправомерно.

Примеры нарушения порядка определения предмета закупки

Поскольку сумма штрафа достаточно незначительна (по сравнению с судебными издержками), подавляющее большинство работников заказчика предпочитают не обращаться в суд с целью обжалования постановления о наложении штрафа, а оплатить его. Поэтому судебной практики по этому вопросу почти нет.
Осторожным заказчикам следует изучать, как ГАСУ относится к процедурам закупок по схожим предметам.
Так, в закупке UA-2021-06-11-002524-c орган ГАСУ установил следующее.
Согласно пункту 3 раздела I Порядка № 708 заказчик определяет предмет закупки услуг по пункту 21 части 1 статьи 1 Закона № 922 и по показателю четвертой цифры ЕСС. Однако в нарушение требований пункта 3 раздела I Порядка № 708, по мнению органа ГАСУ, в объявлении о проведении открытых торгов и пункта 4 раздела 1 тендерной документации предмет закупок заказчик определил по второй цифре ЕСС (ДК 021:2015: 45000000-7).
Похожая ситуация сложилась и в закупке RU-2021-05-27-009147-b. Орган ГАСУ, в частности, отметил, что предмет закупки товаров и услуг заказчик должен определять по показателю четвертой цифры основного словаря в соответствии с предписаниями пункта 3 раздела I Порядка № 708. В то же время заказчик, когда определял предмет закупки, применил код ЕСС 16700000-2: Тракторы». То есть предмет закупки заказчик определил по показателю третьей цифры ЕСС (см. вывод о результатах мониторинга процедуры закупки RU-2021-05-27-009147-b).
Важно! Уполномоченным лицам заказчика, особенно находящимся в г. Киеве, следует помнить о том, что Постановление Киевского апелляционного суда от 24.06.2020 по делу № 369/10633/19 (№ 33/824/4857/2019) закрыло производство по делу об отсутствии в его действиях лица состава административного правонарушения, предусматривающего часть 1 статьи 164-14 КоАП. Основанием принять такое постановление (освобождение от штрафа), среди прочего, было то, что нарушение Порядка определения предмета закупки и приобретения услуг без тендерных процедур допустил не тендерный комитет, а заказчиком по договору, в лице его руководителя. Кроме того, неправильное определение предмета закупки не составляет объективную сторону деяния, ответственность за которое предусматривает часть 1 статьи 164-14 КоАП.
Следовательно, любые пробелы в доказательной базе органа ГАСУ работники заказчиков могут использовать в свою пользу.
Напомним, что заказчикам нужно правильно определять предмет закупки, а также выбирать код и цифру в Едином закупочном словаре.
Избегайте нарушений норм права. А если такие нарушения надуманы со стороны органа ГАСУ, их можно обжаловать (постановление о применении штрафа) в суде.

🎓Не відкладайте підвищення кваліфікації на потім!

Скористайтеся унікальною пропозицією вересня

ban_school_092024.jpg

ХОЧУ НА НАВЧАННЯ



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді