Как проводить тендеры в бюджетных организациях
Большинство заказчиков осуществляют закупку товаров, работ или услуг по результатам конкурентных процедур закупок. Определение этого понятия находим в статье 1 Закона Украины «О публичных закупках» (далее – Закон).
Напомним, что конкурентная процедура закупки (далее тендер) — это осуществление конкурентного отбора участников по процедурам закупки открытых торгов, торгов с ограниченным участием или конкурентного диалога.
⚡️ Відповідальність замовника та постачальника в закупівельних договорах
Заказчики-бюджетники в своей работе должны учитывать ряд специфических законодательных особенностей проведения публичных закупок, какие именно - акцентируем далее.
В первую очередь, перечислим законодательные акты, регулирующие вопросы проведения тендеров бюджетными учреждениями:
- Бюджетный кодекс Украины;
- Закон Украины №922-VIII от 25.12.2015 «О публичных закупках»;;
- Закон Украины №2939-VI от 13.01.2011 «О доступе к публичной информации»;;
- Постановление Кабинета Министров Украины №710 от 11.10.2016 «Об эффективном использовании государственных средств»;;
- Постановление Кабинета Министров Украины №1070 от 04.12.2019 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства»;;
- Постановление Кабинета Министров Украины № 332 от 04.04.2001 г. «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оснащения, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содержатся за счет государственного бюджета»;;
- Постановление Кабинета Министров Украины № 225 от 20.03.2020 «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг, необходимых для осуществления мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-1 вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, на территории Украины, с изменениями (с учетом положений Закона Украины от 01.07.2021 № 1599-IX «О внесении изменения в раздел X «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках»)» та ряд других.
Особенности тендерных закупок для бюджетных организаций
Как и любая другая категория заказчиков, бюджетники приступают к своим закупкам с планирования. Бюджетные учреждения должны учитывать нормы Бюджетного кодекса Украины. Для них годовое планирование начинается задолго до обнародования плана закупок в ЭСЗ. Так, годовую потребность в товарах, работах, услугах бюджетные учреждения указывают в расчетах к бюджетным запросам, далее – в расчетах-обоснованиях к смете. Кроме того, заказчики-бюджетники ограничены при закупках суммами сметных назначений на год.
Непременно пригодится статья «Годовой план закупок бюджетного учреждения».
Коли Казначейство не зареєструє зобов'язань та не проведе платежу
При расчете ожидаемости стоимости товаров, работ и услуг бюджетному заказчику кроме норм, предусмотренных приказом МЭРТА от 18.02.2020 № 275 «Об утверждении примерной методики определения ожидаемой стоимости предмета закупки», необходимо учесть ряд постановлений КМУ, которые ограничивают стоимость определенных категорий товаров, а некоторые расходы – вообще запрещают.
К примеру, Постановление КМУ № 332 от 04.04.2001 устанавливает, что за счет бюджетных средств можно приобрести:
- персональный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор мышь, операционная система) для большинства бюджетников стоимостью не более 23 000,00 грн;
- стол письменный для оборудования рабочего места работника – не более 2500,00 грн.и другое.
Также только бюджетные учреждения в годовом плане закупок отмечают информацию о коде экономической классификации расходов (далее - КЭКР), определенном в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета и Инструкции по применению классификации кредитования бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 .№333
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Напомним, что при объявлении тендера заказчик среди прочей информации также должен отметить:
- условия оплаты;
- срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Здесь тоже существует ряд особенностей для бюджетников:
Во-первых, такие заказчики не просто так отдают предпочтение послеоплате. Дело в том, что для осуществления авансирования таким заказчикам требуется разрешение главного распорядителя. Без указанного разрешения Казначейство не примет бюджетные обязательства по договору.
Во-вторых, для бюджетных учреждений очень важно осуществление закупок в пределах бюджетного периода. Средства полученные в качестве ассигнований общего фонда 31 декабря будут перечислены в соответствующий бюджет и заказчик останется без необходимых товаров, работ или услуг и будет ждать сметные назначения в следующем году.
Вишенкой на торте по закупочным особенностям в бюджетных учреждениях является регистрация договоров в Казначействе.
Чтобы удачно провести регистрацию, необходимо соблюсти сроки и подготовить необходимые документы. Поможет вам соблюдать все требования статья «Регистрация договора в Казначействе».
И хотя проведение публичных закупок в Украине, в частности бюджетными учреждениями, – дело ответственное, мы уверены, что вы справитесь с этим на отлично. А найти выход в сложной рабочей ситуации всегда помогут экспертные консультации в правовой системе «Експертус Госзакупки» и журнале «Госзакупки»..
А если вы только планируете освоить ответственную профессию, стать уполномоченным лицом 2022, приобщайтесь к учебе в Высшей школе Закупщика и с первого урока перенимайте опыт лидеров отрасли.