Допороговые закупки: алгоритм от эксперта

RU UA
До какой суммы проводят допороговые закупки по новой редакции Закона № 922? Каков алгоритм проведения ддопороговых закупок в 2021 году? Как не ошибиться при таких закупках, узнайте в статье.

 

 

Термин «допороговые закупки» в Законе о публичных закупках (далее – Закон № 922) не используется. В то же время, он крепко укоренился в закупочную лексику. Со вступлением в силу с 19 апреля 2020 года новой редакции Закона № 922 понятие «допороговые закупки» обрело новое содержание. Давайте выясним:

  • какими нормативными актами на сегодняшний день регулируется проведение допороговых закупок;
  • что такое «современные» допороговые закупки;
  • из каких этапов состоит допороговая закупка в ЭСЗ;
  • каковы преимущества проведения допороговых закупок в ЭЗС.

 

Алгоритм процедуры закупки открытые торги

 

Что такое допороговые закупки с 19 апреля 2020

Ранее допороговыми считались закупки товаров и услуг стоимостью до 200 тыс. грн, работ — до 1.5 млн грн.

Новая редакция Закона № 922 сузила допороговый интервал, введя механизм упрощенной процедуры закупки для товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн и меньше стоимости, установленной в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона. Поскольку упрощенная закупка не является процедурой в понимании Закона № 922, кое-кто и далее считает ее допороговой.

Но заказчики могут проводить закупку, стоимость предмета которой меньше 50 тыс. грн и условия применения которой отличаются от упрощенной закупки. И именно данная величина на сегодняшний день является тем пределом (порогом), который делит госзакупки на «допороговые» и «послепороговые».

 

Допороговые закупки – 2021: нормативное регулирование

Закон № 922 (часть 3 статья 3) в новой редакции обязал заказчиков, которые проводят закупки стоимостью до 50 тыс. грн, соблюдать принципы осуществления публичных закупок и предоставил им возможность использовать ЭСЗ, в частности и электронные каталоги, для закупки товаров. То есть такие закупки могут проводиться и без ЭСЗ, но тогда заказчики обязаны обнародовать в ЭСЗ отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ.

Приказом ГП «Прозорро» от 19.03.2019 № 10 была утверждена Инструкция о порядке использования ЭСЗ при проведении закупок, стоимость которых меньше стоимости, установленной в части 3 статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках» (далее – Инструкция № 10), и признан утратившим силу Приказ № 35.

В Инструкции № 10 с изменениями, внесенными приказами ГП «Прозорро» от 20.03.2019 № 11 и от 17.04.2020 № 18, мы и находим определение допороговых закупок, которое расставляет все точки над «І» в нынешнем понимании этого понятия.

Допороговые закупки — это...

Согласно п. 3 разд. I Инструкции № 10 допороговые закупки – это «приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в части 3 статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках», или субъектом предпринимательской деятельности, который не является заказчиком в понимании Закона Украины «О публичных закупках», на любую сумму».

Исходя из этого, а также учитывая толкование в Инструкции № 10 понятия «заказчик», допороговыми считаются закупки товаров, работ и услуг:

 

 

    • на сумму до 50 тыс. грн — заказчиками, определенными в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, а также государственными, коммунальными, казенными предприятиями, их дочерними предприятиями, хозяйственными обществами или объединениями, у которых государственная или коммунальная доля в уставном капитале составляет 50% и более;
    • на любую сумму — субъектами предпринимательской деятельности, не являющимися заказчиками в понимании Закона № 922 (юридическими лицами, другими субъектами предпринимательской деятельности, которые не соответствуют критериям, определенным в ст. 2 Закона № 922);

Порядок проведения допороговых закупок

Напомним, что прежде чем проводить какую-либо закупку, ее обязательно нужно запланировать. Собственно, сама допороговая закупка в ЭСЗ состоит из 6 этапов. Рассмотрим подробно порядок проведения допороговых закупок.

Этап 1. Объявление о проведении закупки

Заказчик создает объявление через личный кабинет на авторизованной электронной площадке. Там среди видов закупок он должен выбрать «Упрощенная/допороговая закупка» и разместить необходимую информацию, подробный перечень которой приведен в п. 2 разд. II Инструкции № 10. Если коротко, то это информация о:

      • заказчике (наименование, местонахождение, идентификационный код в ЕГР, категория;
      • предмете закупки (название, характеристики и т. п.);
      • количестве, месте, сроке поставки;
      • периоде уточнения информации о закупке;
      • конечном сроке подачи предложений;
      • условиях оплаты, ожидаемой стоимости предмета закупки;
      • критериях и методике оценки предложений с указанием удельного веса критериев;
      • размере и условиях предоставления обеспечения предложений участников или выполнения договора о закупке (если заказчик требует такие обеспечения);
      • размере минимального шага понижения цены во время электронного аукциона.

После размещения информации заказчик прикрепляет все необходимые документы (проект договора, технические требования к товару, требования к поставщикам и т. п.) и обнародует закупку.

Прикреплять ли к объявлению тендерную документацию, квалификационные критерии и прочие требования к участникам, заказчик решает самостоятельно. Ведь для допороговых закупок они не обязательны.

Кого назначать ответственным за закупки до 50 тысяч гривен?

Этап 2. Уточнение информации, указанной в объявлении

ЭСЗ позволяет заказчику вносить при необходимости изменения в информацию и документы по закупке (т. е. уточнять их), прежде чем начнется подача предложений участников. Этап уточнения длится недолго, но не менее 3 дней (рабочих). Задать меньший период ЭСЗ не позволит.

Вся история уточнений сохраняется, и пользователи имеют доступ к ней. Кроме того, участники могут обращаться через ЭСЗ к заказчику с вопросами по размещенной в объявлении информации, а при выявлении нарушений — требовать их устранения. Такие «диалоги» между участниками и заказчиком может видеть любой пользователь. Информация об авторе обращения (название компании и т. п.) не раскрывается до окончания аукциона. Заказчик видит только его содержание и дает ответ через личный кабинет на электронной площадке.

Этап 3. Подача предложений участникам

Данный этап длится минимум 2 рабочих дня (сократить его до менее чем 2 дней ЭСЗ не позволит). Конечный срок подачи предложений заказчик определяет в объявлении о закупках.

Участники подают предложения в ЭСЗ, заполняя электронную форму и загружая информацию и документы через электронные площадки. Каждый из участников может подать только одно предложение.

До окончания этапа подачи предложений участники могут вносить изменения и уточнения в уже поданные ими предложения, а также отзывать их.

До начала аукциона предложения остаются конфиденциальными, и заказчик не может увидеть их количество. О том, что их подано не менее двух, будет свидетельствовать уведомление от электронной площадки (после окончания срока подачи предложений) о назначении ЭСЗ даты и времени аукциона.

Если на этом этапе:

      • не подано ни одного предложения — ЭСЗ автоматически отменяет закупку;
      • подано только одно предложение — ЭСЗ автоматически переходит к этапу рассмотрения предложений участников.

 

 

Этап 4. Электронный аукцион

Дату и время электронного аукциона назначает ЭСЗ. К тому же, это может быть только рабочий день и рабочее время.

До начала аукциона ЭСЗ раскрывает информацию о ценах/приведенных ценах предложений участников. Информация об участниках и их предложениях остается закрытой, пока не закончится аукцион, — отражается только их количество и условные названия: «Участник 1», «Участник 2» и т. д. Любой пользователь может следить онлайн за ходом аукциона.

Аукцион проходит в 3 раунда с двухминутной паузой между ними. В каждом раунде участники в течение 2 минут могут снижать (а могут и оставлять без изменений) цену/приведенную цену своего предложения не менее чем на один шаг аукциона от своей предыдущей цены/приведенной цены. Размер минимального шага указывается заказчиком в объявлении. Устанавливается он в пределах от 0,5% до 3% ожидаемой стоимости закупки или в денежных единицах.

После окончания аукциона все данные об участниках обнародуются в ЭСЗ.

Этап 5. Рассмотрение предложений участников

На этом этапе ЭСЗ раскрывает всю информацию из предложений и отражает перечень участников по возрастанию предложенных ими цен/приведенных цен.

Заказчик проверяет предложения, начиная от наименьшей предложенной цены. Если такое предложение:

      • удовлетворяет его требования — участник объявляется победителем;
      • не отвечает требованиям — заказчик отклоняет его и оценивает следующее, более экономически выгодное для него, которое ЭСЗ предлагает автоматически. Если и такое предложение не подходит заказчику, то он принимается за оценку следующего, и т. д. — пока не определит победителя.

В течение одного дня со дня принятия решения об отклонении предложения заказчик должен обнародовать информацию об этом в ЭСЗ, а ЭСЗ уже сообщает участнику.

Узнав об отклонении, участник может потребовать от заказчика дополнительные аргументы несоответствия его предложения. И заказчик обязан ответить на такое обращение не позднее чем в течение 3 рабочих дней со дня его поступления.

 

Этап 6. Определение победителя и завершение закупки

Если предыдущий этап прошел успешно, то есть заказчик отобрал наиболее выгодное для себя предложение, то далее в ЭСЗ публикуется информация о намерении заключить договор с участником-победителем. А система формирует сведения о таком победителе: его название, цену окончательного предложения и т. п.

Договор о закупке должен быть размещен в ЭСЗ в течение 2 рабочих дней со дня его заключения.

После размещения договора процедура допороговой закупки считается завершенной.

Резюме

Итак, особенность современных допороговых закупок состоит в том, что они могут проводиться, на усмотрение заказчика:

      • либо с использованием ЭСЗ;
      • либо без использования ЭСЗ, но с соблюдением принципов осуществления публичных закупок и обязательным обнародованием в ЭСЗ отчета о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые не являются заказчиками в понимании Закона № 922, могут использовать ЭСЗ в целях отбора поставщика для заключения с ним договора. И такие закупки также считаются допороговыми, независимо от стоимости закупки.

Допороговая закупка в ЭСЗ имеет свои преимущества:

      • не занимает много времени, ведь всего несколько дней длится уточнение информации о закупке (не менее 3 рабочих дней) и срок подачи предложений (не менее 2 рабочих дней);
      • может обеспечить максимальную конкуренцию и снижение цены.

 

Тренажер для успешного прохождения тестирования от Минэкономики

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді