Что такое шаг аукциона
Ключевым этапом закупки, на котором определяется участник из наиболее экономически выгодным тендерным предложением/предложением (далее – ТП), является аукцион. В электронной системе закупок оценка тендерных предложений осуществляется с помощью электронного аукциона.
В ч. 1 ст. 30 Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее — Закон № 922) электронный аукцион определен как «повторяющийся процесс снижения цен или приведенных цен, что проводится в три этапа в интерактивном режиме реального времени».
Вспомним: приведенная цена применяется, если для оценки предложения, кроме цены, учитываются другие критерии, то есть неценовые. В таком случае заказчик публикует в объявлении и тендерной документации математическую формулу для расчета этих критериев.
В течение одного этапа аукциона участник может снизить цену/приведенную цену своего предложения только один раз и не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены. Впрочем, он имеет право и не снижать или начать снижать ее на любом из этапов аукциона.
Итак, шаг аукциона — это величина снижения цены/приведенной цены предложения в течение одного этапа электронного аукциона по сравнению с предыдущей ценой.
Как определить шаг аукциона
Минимальный шаг аукциона определяется заказчиком в процентах от ожидаемой стоимости закупки или в денежных единицах.
Однако, устанавливая минимальный шаг, заказчик должен принимать во внимание ограничения, предусмотренные Законом № 922. А именно: размер минимального шага в упрощенной закупке и открытых торгах должен быть в диапазоне от 0,5% до 3% (или в денежных единицах) ожидаемой стоимости закупки (п. 13 ч. 3 ст. 14, п. 11 ч. 2 ст. 21 Закона).
Максимальный размер шага понижения цены Законом № 922 не регулируется. Участник определяет его по своему усмотрению.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Шаг аукциона в Прозорро
Обнародовав в ЭСЗ объявление о проведении открытых торгов, торгов с ограниченным участием, упрощенной закупки, заказчик обязательно отмечает в нем, среди прочего, информацию о размере минимального шага понижения цены во время электронного аукциона (п. 13 ч. 3 ст. 14, п. 11 ч. 2 ст. 21, п. 13 ч .1 ст. 37 Закона № 922). В случае применения приведенной цены заказчик приводит в объявлении еще и математическую формулу для расчета показателей других (неценовых) критериев оценки.
Поскольку Закон № 922 требует указания минимального шага аукциона в объявлении, то в форме этого объявления предусмотрено и обязательное поле для ввода такой информации.
Закон № 922 предлагает два варианта указания единицы измерения шага аукциона — в процентах от ожидаемой стоимости закупки или в денежных единицах.
Соответствующую возможность реализовано и в ЭСЗ: если ввести размер минимального шага понижения цены в денежных единицах, ЭСЗ сразу превратит этот показатель в проценты. И наоборот, введенные проценты превратятся в денежные единицы.
Однако опытные пользователи ЭСЗ утверждают, что для заказчика более целесообразным является указание в тендерной документации размера минимального шага аукциона именно в процентах от ожидаемой стоимости закупки. А ЭСЗ уже пересчитает их в денежные единицы по правилам математического округления.
Какой шаг понижения цены является оптимальным?
Некоторые заказчики, устанавливая в тендерной документации большой шаг аукциона (конечно, в пределах, разрешенных законом), рассчитывают благодаря этому сэкономить на торгах. Однако их ожидания не всегда осуществляются.
Какое же значение шага аукциона является оптимальным для заказчика? Прежде всего, это зависит от предмета закупки, а именно от рентабельности товаров, работ или услуг, которые он закупает.
Например, как свидетельствует закупочная практика, для приобретения таких категорий товаров, как компьютеры или сопутствующее оборудование (с почти 100%-ным содержанием импортного сырья, да еще и в условиях насыщенного рынка), оптимальным будет шаг аукциона, близкий к нижнему установленному пределу — 0,5%. Конечно, заказчику нужно еще и правильно определить ожидаемую стоимость предмета закупки. Большой шаг аукциона характерен для закупки услуг. То есть в такой закупке можно повышать шкалу минимального значения шага аукциона. Но, опять же, учитывая конкретный вид услуги, спрос на нее, рентабельность и т.д. и руководствуясь здравым смыслом.