Квалификационные критерии – это требования, которые заказчик устанавливает к участникам публичных закупок. Они позволяют убедиться, что участник может предоставить соответствующие услуги и работы или вовремя поставлять необходимые товары в необходимом объеме.
Установление квалификационных критериев регламентирует ст. 16 Закона о публичных закупках.
Ст 16 Закона Украины о публичных закупках
Статья 16 ЗУ О публичных закупках предусматривает четыре квалификационных критерия:
- наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий;
- наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;
- наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров);
- наличие финансовой способности, подтверждаемой финансовой отчетностью.
Обратите внимание! Заказчик должен установить минимум один квалифкритерий к участнику.
Квалификационные критерии процедуры закупки во время войны
На период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены заказчики проводят закупки с учетом особенностей №1178 и с соблюдением принципов осуществления публичных закупок, определенных Законом № 922.
С введением в действие Особенностей заработала норма, позволившая заказчику при закупке товаров не применять к участникам процедуры закупки квалификационные критерии, которые определяет статья 16 ЗУ о публичных закупках.
А вот при закупке услуг или работ заказчик обязан установить в тендерной документации требования для участников процедуры закупки относительно предоставления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационному критерию (квалификационным критериям).
Также на открытых торгах заказчик не применяет положения пунктов 1 и 2 части 2 статьи 16 О О публичных закупках для таких предметов закупки, как:
- твердое топливо;
- бензин;
- дизельное топливо;
- природный газ;
- газ сжижен для автомобильного транспорта;
- газ сжижен для коммунально-бытового потребления и промышленных целей;
- электрическая энергия.
Наличие у участника материально-технической базы
Такой квалификационный критерий как наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий характеризует возможность участника использовать для поставки товара, предоставления услуги, выполнения работ определенные мощности, которые могут находиться не только в собственности, но и в аренде (субаренде), праве хозяйственного ведения и т.д. Поэтому участник должен подтвердить, что правовые основания использования им того или иного объекта материально-технической базы позволяют использовать его для поставки товара, предоставления услуг или выполнения работ, являющихся предметом закупки. При этом количественные, качественные, номенклатурные и другие требования к объектам материально-технической базы должны быть совместимы с предметом закупки, не содержать в себе «лишних» требований, которые могут быть расценены как дискриминационные, или даже «выписанные» под конкретного участника.
Собственно, понятие «наличие», казалось бы, должно предусматривать существование у участника права владения, пользования и распоряжениями определенными материальными объектами (недвижимость, транспорт, оборудование и т.д.) на праве собственности, аренды, хозяйственного ведения и т.д.
Однако согласно ч. 3 ст. 16 Закона № 922, при закупке работ или услуг допускается привлечение участником мощностей других субъектов хозяйствования как субподрядчиков/соисполнителей. Обратите внимание, что такая норма не касается закупки товаров.
Наличие квалификации у работников участника
Наличие опыта выполнения аналогичных договоров
Законодательство не разъясняет понятие «аналогичный договор». В самой норме законодатель советует определять аналогичность договора по предмету закупки. В таком случае заказчик может указать, какой предмет закупки понимать как аналогичный, в конкретной закупке.
Заказчик имеет право требовать от участника не один, а несколько аналогичных договоров и документов, подтверждающих наличие такого опыта.
Квалификационный критерий «финансовая состоятельность»
Чтобы применить этот дополнительный критерий, следует учитывать ограничения в законодательстве. Заказчик не имеет права требовать подтверждения объема годового дохода/выручки в размере сверх ожидаемой стоимости предмета закупки (абз. 1 ч. 3 ст. 16 Закона № 922). Если предмет закупки делится на две части, учитывается пропорциональная ожидаемая стоимость лота.
Квалификационные критерии для участников торгов: как подтвердить
Заказчик должен указать в тендерной документации, каким образом участники будут подтверждать соответствие выбранным квалификационным критериям.
При этом обязательно следует учесть возможность участия в процедуре объединений участников.
Для объединения участников как участника процедуры закупки заказчик указывает условия предоставления информации и способа подтверждения соответствия таких участников объединения установленным квалификационным критериям и основаниям, определенным пунктом 47 Особенностей № 1178.
Дізнайтеся, які вимоги в тендерній документації встановити, якщо учасник — об’єднання учасників. Які кваліфікаційні критерії для об’єднання учасників та перевірити відповідність об’єднання учасників вимогам пункту 47 Особливостей.
Квалификационная проверка субподрядчиков/соисполнителей
В некоторых условиях проходить проверку указанным требованиям может не участник, а привлеченный им субподрядчик/соисполнитель.
В случае, когда участник процедуры закупки намерен привлечь других субъектов хозяйствования как субподрядчиков/соисполнителей в объеме не менее 20 процентов стоимости договора о закупке в случае закупки работ или услуг для подтверждения его соответствия квалификационным критериям в соответствии с частью третьей статьи 16 Закона (в случае применения таких критериев к участнику процедуры закупки), заказчик проверяет таких субъектов хозяйствования по поводу отсутствия оснований, определенных пунктом 47 Особенностей № 1178.