Дополнительные средства в публичных закупках
Закупка за дополнительно выделенные средства
В соответствии с абз. 3 п. 15 Особенностей № 1178, если у заказчика возникла дополнительная потребность (которую заказчик не мог предвидеть на момент осуществления закупки по тождественному предмету закупки) в осуществлении закупки по предмету закупки, закупка по которому им уже была осуществлена в текущем году, ожидаемая стоимость такого предмета закупки не добавляется к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки (тождественных предметов закупок), закупка которых была осуществлена, а заказчик выбирает вид закупки такого предмета закупки с учетом стоимостных пределов, определенных этими особенностями.
Закупка за дополнительные средства — позиция Минэкономики
Минэкономики в письме № 3304-04_54160-06 от 03.09.2020 года разъясняет, что дополнительной потребностью в закупке можно также считать выделение дополнительных средств.
Закупка на основании выделения дополнительных средств несколько отличается от закупки дополнительной потребности, но в обоих случаях ключевым является то, что заказчик не мог предвидеть такую ситуацию на момент осуществления предварительной закупки по тождественному предмету закупки в текущем году.
То есть, заказчик, планируя закупку в годовом плане закупок в начале года, не должен ожидать получения дополнительного финансирования. Этот вопрос достаточно спорный, ведь многие проекты рассчитаны на то, что они начаты в соответствии с утвержденными сметами, а далее средства будут выделяться дополнительно.
Поэтому вопрос в том, может ли заказчик, ожидая дополнительное финансирование, проводить закупку в пределах имеющихся у него средств, а затем трактовать дополнительно полученные средства как новую потребность и соответственно применять вид закупки с учетом их объема.
Всегда ли дополнительное финансирование = новый предмет закупки
Если заказчик вообще не ожидал дополнительного финансирования, например, если это благотворительная помощь или донорские средства, то да, он может быть уверен, что это новый предмет закупки.
Если же заказчик заложил дополнительное финансирование в бюджет и ожидал его согласования, то вопрос достаточно спорный. С одной стороны, заказчик знает о возможности выделения дополнительных средств, а с другой, согласовочный процесс может и не завершиться именно выделением дополнительных средств, поэтому быть уверенным он не может.
В зависимости от формы выделения дополнительных средств заказчику, он рассматривает вид закупки, который может применить. Если, например, заказчик закупает работы по проекту, прошедшему все согласования и экспертизу, но его финансирование осуществляется поэтапно, то в этом случае заказчик знает и предмет закупки, и его ожидаемую стоимость. Условия оплаты могут быть описаны в проекте договора.
Следовательно, условие о том, что заказчик не мог предвидеть на момент закупки по тождественному предмету закупки, не соблюдается.

- Как закупить за дополнительные средства, если еще есть запланированная закупка такого же предмета
- Как быть, если выделенное финансирование не соответствует заключенному договору
- Как закупить после отмены открытых торгов заказчику уменьшили финансирование
- Можно ли заключить дополнительное соглашение к прямому договору, если поступили дополнительные средства
Чем подтвердить дополнительные средства на закупку
Подтверждение выделения дополнительных средств должно быть оформлено официально, в письменной форме, ведь это документ, который является гарантией для заказчика о том, что у него не было этих средств на момент осуществления предыдущей закупки и он не делил предмет закупки. В зависимости от формы деятельности заказчика и источника выделения средств таким документом могут быть изменения в финансовый план/смета, распоряжение и т.п., а в отдельных случаях даже письмо-подтверждение.
Главное условие, чтобы этот документ удостоверял выделение средств и содержал дату их выделения. Но эти условия должны быть в периоде после осуществления предыдущей закупки. Заказчику важно это проверить, ведь бывают ситуации, когда изменения в смету вносятся и утверждаются датой, когда заказчик проводит аналогичную закупку. Уполномоченное лицо может получить соответствующие документы значительно позже, но дата их утверждения нивелирует возможность применения условия о незнании заказчиком об их выделении.
Конечно, каждая отдельная ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке, но в случае сомнений заказчику лучше провести еще одни открытые торги, чем рисковать получить протокол о нарушении в сфере закупок, который будет трактоваться как уклонение от применения условий Закона № 922.