Разница между упрощенной закупкой и открытыми торгами

RU UA
Автор
експерт, юрист, заступник начальника служби матеріально-технічного забезпечення ДП «МТП «Чорноморськ»
Уполномоченным лицам заказчиков, которые в 2022 году предпринимают первые шаги на пути овладения публичными закупками, пригодится информация о различиях между проведением процедур открытых торгов и упрощенных закупок – двух основных видах закупок, которые проводят заказчики. Чем отличается упрощенная закупка от открытых торгов, рассмотрим в сравнительной таблице.

 

 

Спрощені закупівлі і відкриті торги: різниця

Упрощенная закупка

Открытые торги

Стоимостные пределы

Заказчики, определенные пунктами 1–3 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках», проводят упрощенные закупки при условии, что стоимость предмета закупки товара или услуг меньше 200 тыс. грн, а работ – меньше 1,5 млн грн;

Заказчики, определенные п. 4 ч. 1 ст. 2 данного Закона, проводят упрощенные закупки при условии, что стоимость предмета закупки товара или услуг – меньше 1 млн грн, а работ – меньше 5 млн грн

Заказчики, определенные пунктами 1–3 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках», проводят процедуры закупок при условии, что стоимость предмета закупки товара или услуг составляет или превышает 200 тыс. грн, а работ – 1,5 млн грн;

Заказчики, определенные п. 4 ч. 1 ст. 2 данного Закона, проводят процедуры закупок при условии, что стоимость предмета закупки товара или услуг составляет или превышает 1 млн грн, а работ – 5 млн грн

 

Какими статьями Закона регулируются

Порядок проведения упрощенных закупок урегулирован ст. 14 Закона № 922.

Отдельные положения, касающиеся проведения упрощенных закупок, также содержатся в разделе IV «Открытые торги». В то же время, применять эти положения необходимо с учетом требований, установленных ст. 14 Закона № 922

Порядку проведения открытых торгов в Законе № 922 посвящен целый раздел IV «Открытые торги»

 

Документация

Для проведения упрощенной закупки обнародуется объявление о проведении упрощенной закупки.

Перечень информации, которую должно содержать объявление, определен ч. 3 ст. 14 Закона № 922

 

Информирование о проведении открытых торгов проводится в форме объявления, которое обнародуется в электронной системе. Перечень информации, которую должно содержать объявление о проведении открытых торгов, определен ст. 21 Закона № 922.

Внимание! Если стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную для товаров и услуг 133 тыс. евро, а для работ – 5 150 тыс. евро, объявление о проведении открытых торов обязательно дополнительно обнародуется на английском языке (ч. 3 ст. 10 Закона № 922).

Вместе с объявлением при проведении открытых торгов обнародуется тендерная документация, требования к которой определены ст. 22 Закона № 922

  Як скласти умови тендерної документації

Требования к участникам

Законом № 922 не определены отдельные требования, которые должны устанавливаться к участникам упрощенной закупки. Заказчик определяет такие требования самостоятельно с учетом особенностей предмета закупки

 

Для участников открытых торгов Законом № 922 установлены требования об отсутствии оснований, определенных ч. 1 и ч. 2 ст. 17 данного Закона. Порядок подтверждения отсутствия таких оснований устанавливается заказчиком в тендерной документации с учетом требований ч. 5 ст. 17 и ч. 4 ст. 22 Закона № 922.

В тендерной документации (ТД) также должен быть установлен один или несколько квалификационных критериев в соответствии со ст. 16 Закона № 922:

Кроме того, тендерная документация должна содержать способ подтверждения участниками соответствия таким критериям (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 922)

 

 

Требования к предмету закупки

При проведении упрощенной закупки в требованиях к предмету закупки, которые содержат ссылку на конкретную торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя, заказчик может указать, какие аналоги и/или эквиваленты принимаются в предложениях участников (ч. 4 ст. 14 Закона № 922).

Таким образом, несмотря на необходимость соблюдения принципов публичных закупок о недискриминации участников, законодатель предоставил возможность заказчику в упрощенных закупках устанавливать требования по конкретному предмету закупки, а принимать аналоги/эквиваленты оставил правом, а не обязанност

ью

При проведении открытых торгов к каждой ссылке на стандартные характеристики, технические регламенты и условия, требования, условные обозначения и терминологию, связанные с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные существующими международными, европейскими стандартами, другими совместными техническими европейскими нормами, другими техническими эталонными системами, признанными европейскими органами по стандартизации или национальными стандартами, нормами и правилами, должно добавляться выражение «или эквивалент» (ч. 3 ст. 23 Закона № 922).

Технические спецификации не должны содержать ссылок на конкретные марку или производителя, или на конкретный процесс, который характеризует продукт или услугу определенного субъекта хозяйствования, или на торговые марки, патенты, типы или конкретное место происхождения или способ производства. Если такая ссылка необходима, она должна быть обоснованной и содержать выражение «или эквивалент» (ч. 4 ст. 23 Закона № 922)

Сроки проведения

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона № 922 объявление о проведении упрощенной закупки и проект договора о закупке обнародуется в электронной системе закупок не позднее чем за шесть рабочих дней до конечного срока подачи предложений.

Срок рассмотрения наиболее экономически выгодного предложения не должен превышать пяти рабочих дней со дня завершения электронного аукциона (ч. 11 ст. 14 Закона № 922).

Заказчик может заключить договор о закупке с участником, признанным победителем упрощенной закупки, на следующий день после обнародования сообщения о намерении заключить договор о закупке, но не позднее чем через 20 дней (ч. 15 ст. 14 Закона №922)

В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 922 объявление о проведении открытых торгов обнародуется в электронной системе закупок не позднее чем за 15 дней до конечного срока подачи тендерных предложений, если стоимость закупки не превышает предела для товаров и услуг – 133 тыс. евро, а для работ – 5 150 тыс. евро, и не позднее 30 дней в случае превышения таких пределов.

Срок рассмотрения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, не должен превышать пяти рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. При этом такой срок может быть аргументировано продлен заказчиком до 20 рабочих дней (ч. 10 ст. 29 Закона № 922).

Если объявление о проведении конкурентной процедуры закупки обнародуется в соответствии с частью третьей статьи 10 данного Закона (с публикацией на английском языке), заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации до проведения оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней (ч. 12 ст. 29 Закона № 922).

Заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя процедуры закупки. В случае обоснованной необходимости срок для заключения договора может быть продлен до 60 дней (ч. 6 ст. 33 Закона № 922).

Внимание! В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 922 в целях обеспечения права на обжалование решений заказчика в орган обжалования договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через 10 дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке

 

 

Обжалование

В целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов участник упрощенной закупки может обратиться к заказчику и/или в орган, осуществляющий контроль над заказчиком, или в суд. Решение и действия заказчика могут быть обжалованы участником упрощенной закупки в судебном порядке (ч. 20 ст. 14 Закона № 922)

Обжалование условий тендерной документации, принятых решений, действий или бездеятельности заказчика в процедурах закупок осуществляется участниками через Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования, в порядке, определенном ст. 18 Закона № 922

  Як діяти під час оскарження тендеру

Отклонение участников

Основания для отклонения предложений участников в упрощенной закупке определены в ч. 13 ст. 14 Закона № 922

Основания для отклонения предложений участников в открытых торгах определены в ст. 31 Закона № 922

 

 

Избрание победителя

Победитель упрощенной закупки – участник, предложение которого соответствует всем условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, требованиям к предмету закупки и признано наиболее экономически выгодным и которому заказчик сообщил о намерении заключить договор о закупке (п. 19 ч. 1 ст. 1 Закона № 922)

Победитель процедуры закупки – участник, тендерное предложение которого соответствует всем критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и признано наиболее экономически выгодным, и которому заказчик сообщил о намерении заключить договор о закупке (п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).

При этом следует помнить, что согласно требованиям Закона № 922 (ч. 6 ст. 17) победитель процедуры закупки в срок, не превышающий 10 дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке, должен предоставить заказчику путем обнародования в электронной системе закупок документы, подтверждающие отсутствие оснований, определенных пунктами 2, 3, 5, 6, 8, 12 и 13 и ч. 2 данной статьи.

Непредоставление такой информации способом, установленным заказчиком, служит основанием для отклонения предложения победителя на основании абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона № 922

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді