Принципы осуществления публичных закупок регламентированы Законом о публичных закупках. Не знание закона, как известно, не уберегает от ответственности за его нарушение. Какими принципами осуществления закупок должен руководствоваться заказчик, и какие последствия ждут его за нарушение действующего законодательства?
Читати статтю українською
Статья 5
Закона № 922 регламентирует принципы (правила), по которым должны производиться публичные закупки. Нарушение этих принципов может иметь негативные последствия для заказчика: от штрафов на его уполномоченных до проблем с получением предмета закупок от победителя. Поэтому заказчикам нужно всегда помнить о шести основных принципах осуществления публичных закупок. Следует обратить внимание, что в публичных закупках решения принимаются как заказчиками, так и участниками, поэтому эти принципы распространяются на всех участников этих правоотношений.
Рассмотрим каждый из принципов закупок в отдельности.
Конфликт интересов: примеры и ответственность закупщика
Добросовестная конкуренция среди участников
Это правило скорее касается участников, чем заказчиков. Для последних важнее принцип недискриминации. Впрочем, несоблюдение этого принципа со временем может оказывать негативное влияние и на заказчика.
Бывает, участники, чтобы поскорее провести тендер, выставляют как еще одного участника свое «дружественное» предприятие. Речь идет как о связанных лицах, так и о совершенно независимых друг от друга предприятиях, которые согласились «помочь» другому принять участие в тендере.
В таком случае АМКУ может признать, что участники нарушили пункт 4 части 2 статьи 6 Закона № 2210 и исказили результаты торгов, аукционов, конкурсов, тендеров.
На первый взгляд, для заказчика негативных последствий нет, ведь он не нарушил законодательство. Впрочем, впоследствии заказчик может потерять ценного поставщика, если окажется, что ранее искажал результаты торгов. Так, подпункт 4 части 1 статьи 17 Закона № 922 предусматривает, что заказчик обязан отклонить тендерное предложение участника или отказать в участии в переговорной процедуре, если такой участник в течение последних трех лет был привлечен к ответственности за указанное нарушение – искажение торгов.
Следовательно, хотя этот принцип прямо не влияет на действия заказчика, он может повлечь негативные последствия позже.
Максимальная экономия, эффективность и пропорциональность
Одним из важнейших мотивов внедрения института публичных закупок было то, что деньги государства, а заодно и заказчиков, нужно использовать экономно. Поэтому максимальная экономия стала одним из принципов публичных закупок.
Правило эффективности означает, что каждую копейку из бюджета заказчик не должен потратить понапрасну. А если за малейшие деньги заказчик получит наилучшее качество, то одновременно с правилом эффективности и он придерживается и требований по пропорциональности.
То есть с самой низкой ценой заказчик хочет получить предмет закупки надлежащего качества. К примеру, при наличии аномально низкой цены заказчик может отклонить такое тендерное предложение, если участник не предоставил должного обоснования указанной в нем цены или стоимости. Также, если у участника самая низкая цена, но он не смог подтвердить, что имеет (или может привлечь вовремя) определенное оборудование или соответствующее количество работников (лиц) соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, это, возможно, и будет соответствовать принципу экономии, но правила эффективности и пропорциональности нет. Цена, возможно, самая маленькая, но работы контрагент будет выполнять, например, не месяц, а полгода.
Еще один из примеров такого принципа – постоянное повышение цены после заключения договора. Действительно, цена участника может быть самой низкой на момент заключения договора, но может ее постоянно увеличивать, чем будет уменьшать количество выгод для заказчика. К примеру, цены на электроэнергию можно увеличивать, при определенных условиях, ежедневно. Другие примеры возможности изменения цены в период военного положения описывает пункт 19 Постановления № 1178.
Следовательно, принцип экономии очень важен для закупок. И хотя не все зависит от заказчика, можно составить определенный черный список не совсем надежных поставщиков и избегать их предложений в будущем.
Открытость и прозрачность на всех стадиях закупок
По статье 10 Закона № 922, информация о закупке обнародуется и доступна всем.
Перечень информации о закупке, которая должна быть обнародована (является открытой), перечислен в части 1 статьи 10 Закона № 922. На период военного положения помните об особых правилах, указанных в пунктах 4, 9-11, 13, 20, 24, 27, 36, 37, 46, 49, 51, 54, 66
Постановления № 1178.
А согласно части 6 статьи 10 Закона № 922, доступ к информации, опубликованной в электронной системе закупок, безвозмездный и свободный.
То есть с целью сохранения средств государства (местного общества) действует правило, по которому любую закупку можно отследить. Так что теоретически, если любое лицо обнаружит, что публичная закупка происходит с нарушением, она сможет сообщить об этом соответствующим государственным органам.
На практике больше шансов получить реакцию от соответствующих органов у участников закупки (например, они могут пожаловаться на дискриминацию).
Впрочем, этот принцип позволяет распространить любую информацию о завышенной цене, которую предлагают участники. А после резонанса в обществе через СМИ заказчик уже не сможет спокойно купить, скажем, ноутбуки за 500 тыс. грн за 1 шт.
Поэтому правило, обеспечивающее открытость и прозрачность каждой закупки, идет на пользу всех налогоплательщиков, фактически формирующих средства на расходы заказчика.
Наталія Заєць консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук, Київ
Скористайтеся покроковою інструкцією, щоб провести закупівлю в електронному каталозі із застосуванням запиту пропозицій постачальників за оновленими вимогами Особливостей та Порядку № 822
Недискриминация участников и равное отношение к ним
Как мы уже упоминали, этот принцип частично перекликается с принципом добросовестной конкуренции. Впрочем, недискриминация зависит от того, как именно заказчик сформирует тендерную документацию.
Обжалование дискриминационных условий: учитываем сроки, если в ТД вносили изменения
Объективное и беспристрастное определение победителя процедуры закупки/упрощенки
Этот принцип состоит в том, что прежде чем принять или отклонить предложение от участника, заказчик должен его детально исследовать, учесть все моменты и принять решение, так сказать «на холодную голову».
То есть, если участник из Ужгорода обещает поставить товар по самой низкой цене в Харьков, заказчик должен исследовать характеристики предлагаемых ТМЦ, размер цены и отнюдь не территорию, где расположен участник.
Одновременно, если речь идет о продуктах питания, особенно летом, даже самые выгодные условия поставки не смогут быть полностью приемлемыми. К примеру, если заказчик из Одессы, а поставщик из Сум, расстояние между городами большое. В этом случае предложение участника можно акцептовать только при условии, что такой участник подтвердит наличие у него морозильной камеры в транспортном средстве, чтобы пищевые продукты сохраняли свежесть во время перевозки.
Также не может быть победителем предприятие, владельцем которого является двоюродный брат мужа уполномоченного лица заказчика. Если возникают какие-либо сомнения относительно беспристрастности должностных лиц заказчика, лучше избегать таких слухов (подозрений). Ведь внимательные проигравшие тендер участники могут обвинить заказчика в необъективности.
Кроме того, заказчику нужно внимательно сравнивать тендерное предложение участника-победителя с собственной тендерной документацией, в частности, квалификационными критериями. Ведь согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 922 заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, если участник не отвечает квалификационным (квалификационным) критериям, установленным в статье 16 настоящего Закона и/или имеющиеся основания, установлены в части 1 статьи 17 Закона № 922. На период военного положения следует учитывать нормы пунктов 42 и 47 Постановления № 1178.
Требования к субподрядчику и соисполнителю: что прописать в ТД и как проверить соответствие
Предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений
С одной стороны, это принципиальный принцип, с другой — несколько субъективный. Впрочем, следует помнить о таком.
Участники, как резиденты, так и не нерезиденты всех форм собственности и организационно-правовых форм принимают участие в процедурах закупок/упрощенных закупках обязательно на равных условиях. В то же время заказчики должны обеспечить свободный доступ всех участников к информации о закупке, предусмотренной в Законе № 922. Помимо граждан/юридических лиц, конечных бенефициарных собственников, членов или участников (акционеров) российской федерации/республики Беларусь (кроме проживающих на территории Украины) на законных основаниях и когда активы в установленном законодательством порядке переданы в управление Национальному агентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, согласно пункту 2 преамбулы в Постановление № 1178.
Если возникли спорные ситуации и заказчики, и участники, и субъект обжалования, в т.ч. их представители обязаны добросовестно пользоваться своими правами, предусмотренными Законом № 922. В то же время закон запрещает злоупотреблять правами, в т.ч. правом на обжалование решений, действия или бездействия заказчика.
Также должностные лица заказчиков должны избегать каких-либо действий, которые могут быть признаны «коррупционными». В частности, речь идет о так называемых «откатах», когда должностное лицо заказчика принимает самое выгодное предложение, а получает за это от участника (будущего победителя) определенную материальную выгоду. Кстати, речь идет не только о деньгах, но и ситуации, скажем, когда участник-победитель безвозмездно строит определенный объект для должностного лица заказчика.
Также для соблюдения этого принципа в Закон №922 были внесены предписания, по которым заказчик должен отклонить тендерное предложение участника (ч. 1 ст. 17 Закона № 922, п.п. 47 Постановления № 1178) или отказать в участии в переговорной процедуре закупки если:
- физическое лицо, являющееся участником процедуры закупки, было осуждено за уголовное правонарушение, совершенное по корыстным мотивам (в частности, связанное со взяточничеством и отмыванием средств), судимость с которой не снята или не погашена в установленном законом порядке;
- служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, подписавшее тендерное предложение (или уполномоченное на подписание договора в случае переговорной процедуры закупки), было осуждено за уголовное правонарушение, совершенное по корыстным мотивам (в частности, связанное со взяточничеством, мошенничеством), судимость с которой не снята или погашена в установленном законом порядке.
То есть Закон № 922 и Постановление № 1178 устанавливают правило, согласно которому, если еще не снята судимость с лица, хотя бы один раз оступившегося и получившего судимость, то оно не может представлять интересы участника. Иначе это будет расценено как не соблюдение заказчиком принципа «предотвращения коррупции».
Следовательно, соблюдайте принципы публичных закупок, внимательно изучайте требования законодательства, а в спорных ситуациях обращайтесь за помощью к надежным источникам.