В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках договор о закупке — хозяйственный договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки/упрощенной закупки и предусматривает платное предоставление услуг, выполнение работ или приобретение товара.
При этом взаимные права и обязанности сторон по договору о закупке возникают с момента его подписания и действуют в течение определенного в нем срока.
Необходимо понимать, что «публичный» характер правоотношений, которые будут регулироваться заключенным договором, предусматривает отсутствие у его сторон, даже при наличии обоюдного согласия, законной возможности заключить такой договор в любой другой редакции, нежели та, в которой он, собственно, дошел до стадии подписания.
Три составляющие проекта договора, чтобы заставить контрагента выполнять обязательства
Что такое проект договора о закупке
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона о публичных закупках в тендерной документации (ТД) должен содержаться проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменения его условий. То есть такой проект является неотъемлемой частью тендерной документации со всеми требованиями, которые законодатель выдвигает к ней.
Обнародовав тендерную документацию, где в обязательном порядке должен быть изложен проект будущего договора о закупке, заказчик тем самым предлагает потенциальным участникам заключить предварительный договор. Участники же, подав тендерные предложения, подтверждают свое согласие на заключение такого предварительного договора. А с момента принятия и обнародования заказчиком решения о намерении заключить основной договор о закупках с конкретным участником (победителем) предварительный договор считается заключенным и таким, который обязует стороны (заказчика и участника) в определенный законом срок заключить основной договор о закупке на условиях предварительного.
Вышеуказанная норма закреплена в ч. 4 ст. 41 Закона о публичных закупках, а именно:
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона № 922 заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем процедуры закупки, в соответствии с требованиями тендерной документации и тендерного предложения победителя процедуры закупки.
Пренебрежение данной нормой может привести к наложению штрафа в публичных закупках от 25 500, 00 грн до 51 000, 00 грн. Основание — ч. 3 ст. 164-14 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая, в частности, предусматривает ответственность за заключение с победителем процедуры закупки договора, условия которого не отвечают требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя. Это может привести к признанию заключенного договора о закупке ничтожным (п. 2 ч.1 ст. 43 Закона № 922).
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Изменения в проект договора о закупке
Учитывая то, что проект договора является частью тендерной документации, на внесение изменений в его положения распростаняются те же нормы Закона № 922, которые регламентируют порядок и сроки внесения изменений в ТД. Напомним, что такие изменения могут быть выполнены как по инициативе самого заказчика, так и на основании обращения потенциального участника или заключения органа государственного финансового контроля, или решения органа обжалования.
Внимание! После внесения изменений в проект договора о закупке заказчик должен продлить срок для подачи тендерных предложений таким образом, чтобы к конечному сроку подачи предложений оставалось не менее семи дней.
При анализе закупки по различным предметам прослеживается такая тенденция, что заказчики прописывают в проектах договоров только предусмотренный Законом перечень случаев, при которых могут изменяться существенные условия договора. Но фактически это не соответствует требованиям Закона, согласно которым указывать необходимо именно порядок изменения условий (всех, а не только существенных) договора. Учтите, что без установления в проекте договора такого порядка вы пренебрегаете нормой о возможности внесения каких-либо изменений. Ведь Законом № 922 собственно порядок внесения изменений в договоры не установлен, как и прямая обязанность любой стороны (даже при возникновении оснований, которые позволяют вносить изменения в договор) соглашаться на такие изменения.
То есть, если в обнародованном проекте договора о закупке не прописан порядок изменения его условий, заказчик обязан внести в этот проект соответствующие изменения, прописав такой порядок. Например, в случае согласования изменения цены в договоре в сторону уменьшения необходимо прописать перечень случаев, при которых допускается такое снижение, порядок и сроки обращения к другой стороне с предложением такого снижения, обязательно — перечень документов на подтверждение
Таким образом, видим, что проект договора как воплощение конечной цели закупки должен быть предметом особого внимания заказчика при составлении и обнародовании тендерной документации, а также рассмотрения и оценки полученных предложений во избежание необоснованных расходов, штрафных санкций, а также претензий со стороны контролирующих органов.