Ничтожный договор тендера

RU UA
Иногда заказчикам трудно определить, какой договор является ничтожным. Впрочем, этот вопрос весьма важен, поэтому рассмотрим какой договор является ничтожным, в данной статье.

 

 

Суть ничтожного договора

Ко всем гражданским правоотношениям применяется понятие «ничтожной сделки», которое отражено в ч. 2 ст. 215 ГК Украины. Так, сделка, недействительность которой установлена законом, является ничтожной. А согласно ч. 2 ст. 228 ГК Украины, сделка, которая нарушает публичный порядок, является ничтожной.

Фактически, ничтожная сделка (договор) является таковой, которая никогда и не заключалась. При этом следует помнить, что ничтожную сделку нельзя опротестовать в суде. Так, Большая Палата Верховного Суда в постановлении от 04.04.2019 г. по делу № 916/3156/17 (производство № 12-304гс18) указала, что защиту права путем признания недействительной ничтожной сделки закон не предусматривает, поскольку ничтожная сделка является недействительной, в силу закона. Поэтому избранный способ защиты не приводит к фактическому восстановлению нарушенных прав истца.

Поэтому признать недействительной ничтожную сделку — не представляется возможным. А вот недействительный договор можно оспорить в суде.

Классическим примером ничтожной сделки является ситуация, когда от имени заказчика договор подписало лицо, которое на такого заказчика никогда не работало и не было уполномочено на заключение договоров от имени заказчика. Впрочем, Законом № 922 предусмотрены дополнительные основания для признания договора ничтожным.

Понятие «ничтожный договор» по Закону № 922

Обстоятельства, при которых договор о закупке становится ничтожным, описаны в ст. 43 Закона № 922:

    1. сли заказчиком заключен договор о закупке до или даже без проведения процедуры закупки, или упрощенной закупки, вопреки требованиям Закона № 922. Поэтому если исполнитель даже и выполнит свои обязательства, он не сможет получить от заказчика средства;
    2.  условия договора должны быть аналогичны содержанию тендерного предложения победителя или согласованной цене предложения участника, если применялась переговорная процедура. Впрочем, есть 2 исключения: когда денежное обязательство определено в иностранной валюте и в случае, когда цена, по результатам электронного аукциона, уменьшается, а объем закупок — не изменяется;
    3.  нельзя заключать договор, если проводится обжалование в АМКУ, что предусмотрено ст.18 Закона № 922. Поэтому даже при условии, что заказчик спешит, он должен дождаться результата обжалования;
    4.  не разрешается заключать договор с нарушением предельных сроков (как в сторону их уменьшения, так и увеличения). В частности, ничтожным является договор, который заключен ранее чем через 10 дней с даты опубликования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить такой договор. То же касается и договора, заключенного по результатам использования переговорной процедуры закупки (кроме отдельных случаев, в 5 дней, которые определены ч.7 ст.40 Закона № 922). Также ничтожным является договор, заключенный позднее, чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор (то есть пропуск предельного срока даже на 1 день приводит к ничтожности договора). Поэтому заказчику нужно внимательно учитывать такие сроки и избегать их нарушения. Ведь, кроме привлечения должностных лиц к ответственности, придется еще снова проводить процедуру закупок.

Последствия заключения ничтожного договора

Как уже было сказано выше, ничтожный договор является фактически не заключенным с самого начала. Поэтому у сторон (заказчика и исполнителя) не возникает обязанности

выполнять обязательства, которые предусмотрены заключенным, но ничтожным договором.

Вместе с тем, по делу № 911/162/19 заказчик обратился в хозяйственный суд с иском о признании недействительными с момента заключения договора и дополнительных требований. Фактически речь шла о признании этих сделок ничтожными. Истец ссылался на ст.228 ГК Украины и считал, что договор и дополнительные соглашения нарушают общественный порядок. ВС принял в этом деле Постановление от 01.09.2020 г., в котором указал, что надлежащим способом защиты прав истца является предъявление требования о применении последствий недействительности таких сделок.

Из этого можно сделать вывод, что, хотя ничтожную сделку нельзя признать недействительной в суде, но если она была выполнена, а у одной из сторон присутствовал умысел, то все полученное ею по такому договору подлежит возврату другой стороне, а полученное последней или надлежащее ей в возмещение исполненного взыскивается в доход государства по решению суда.

Еще одним следствием является то, что заказчику снова нужно будет проводить процедуру закупок. То есть, получение желаемых ТМЦ/работ будет растянуто во времени.

А для уполномоченных лиц (в т.ч. членов тендерного комитета) заказчика последствием может стать применение к ним штрафов.

Как вносить изменения в договор о закупке-разъяснение Минэкономики

Ответственность уполномоченных лиц

В случае заключения ничтожного договора (в т.ч. опоздание его заключения), к должностным лицам заказчика Госаудитслужба может применить штраф по ст.164-14 КоАП. 

Итак, заказчикам нужно внимательно относиться к требованиям Закона № 922, в частности уделять значительное внимание срокам, чтобы не потерять ценного исполнителя договора и не замедлить осуществление закупок.

 

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді