Финансовая состоятельность закупки

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Финансовая состоятельность - это квалификационный критерий, с помощью которого заказчик может оценить финансовое состояние компании как участника закупки. Для этого следует понимать, кто и как из участников подтверждает свою финансовую состоятельность. Правильно оценить возможности участника и свести к минимуму риски при заключении договора поможет разъяснения эксперта.

Что такое финансовая состоятельность

Финансовая способность – это один из квалификационных критериев, предусмотренных Законом о публичных закупках, а именно «наличие финансовой способности, подтверждаемой финансовой отчетностью». Этот критерий можно применять практически к любым закупкам, ведь он подразумевает подтверждение финансовых возможностей участника, что никогда не будет лишним.

Указанный критерий сам устанавливает способ его подтверждения, отмечая, что финансовая состоятельность подтверждается финансовой отчетностью.

Финансовая отчетность - это отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия, которую они обязаны составлять на основании данных бухгалтерского учета.

Заказчику в тендерной документации следует определить, какой именно финансовой отчетностью должно быть подтверждено, за какой период и какими участниками.

Закон № 922 предусматривает, что в случае установления квалификационного критерия финансовой состоятельности, заказчик не вправе требовать предоставления подтверждения объема годового дохода (выручки) в размере большем, чем ожидаемая стоимость предмета закупки (пропорционально ожидаемой стоимости части предмета закупки (лота) в случае раздела предмета закупок на части).

Таким образом, заказчик может установить в тендерной документации требование подтвердить участником его объем годового дохода (выручки) в размере ожидаемой стоимости или меньше ее или равный ей, но никак не больше. Соответствие объема годового дохода (выручки) ожидаемой стоимости закупки проверяется только через год. То есть заказчик не может установить, что ожидаемой стоимости должен соответствовать объем годового дохода участника за несколько лет.

Тетяна Колісник консультант із питань публічних закупівель
Заказчик установил требование в ТД: «Финансовая отчетность участника должна подтвердить объем годового дохода (выручки) (строка отчетности 200) участника в размере не менее 100% ожидаемой стоимости предмета закупки». Ожидаемая стоимость закупки – 20 млн грн. Участник предоставил в ТП форму финансовой отчетности, где числовой показатель в строке 200 – 19 млн грн. Устно участник объясняет, что этот показатель без НДС, и если прибавить 20%, то сумма будет соответствовать требованию. Как быть?

Например, в закупке UA-2024-02-14-007706-a участник обжаловал то, что заказчик никоим образом не обосновал, почему объем годового дохода (выручки) должен составлять не менее именно 95% ожидаемой стоимости закупки (а не 40, 80 или 100). %)

Скаржник аргументировал, что согласно Закону № 922 есть только два ограничения:

  1. доход должен быть определен через год;
  2. доход не может быть больше ожидаемой стоимости предмета закупки.

То есть Закон №922 определяет, что финансовая способность предприятия подтверждается лишь объемом годового дохода (выручки).

Но Закон №922 и Особенности №1178 не содержат требования о том, что стоимость внеоборотных активов финансовой отчетности Участника должна составлять не менее 95% от суммы ожидаемой стоимости закупки.

Установление такого условия существенно сужает круг потенциальных участников и дискриминационно относительно тех участников, которые не смогут подтвердить этот квалификационный критерий. Стоимость внеоборотных активов финансовой отчетности Участника на определенную дату, а именно за 2022 год никоим образом не характеризует его финансовую состоятельность.

Впрочем, АМКУ приняло решение, что согласно п. 3 ст. 16 Закона № 922 в случае установления квалификационного критерия финансовой способности заказчик не имеет права требовать предоставления подтверждения объема годового дохода (выручки) в размере большем, чем ожидаемая стоимость предмета закупки (пропорционально ожидаемой стоимости части предмета закупки (лота) в случае разделения предмета закупок на части) ).

При таких условиях заказчик установив требование тендерной документации по объему годового дохода (выручки) не менее 95% ожидаемой стоимости закупки не нарушил требование Закона в этой части.

Кроме того, тендерная документация предусматривает возможность предоставления копии финансовой отчетности за 2022 год или за последний отчетный период. Также она не содержит отдельных требований относительно наличия внеоборотных активов именно не менее 95% ожидаемой стоимости закупки.

Учитывая изложенное, жалобщик не доказал и документально не подтвердил необходимость внесения изменений в тендерную документацию в этой части, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы в этой части.

 

Финансовая состоятельность ФЛП

Финансовая отчетность предусмотрена исключительно для юридических лиц, поэтому к физическим лицам этот критерий не применяется. У физических лиц-предпринимателей также нет финансовой отчетности, ведь они составляют и представляют налоговые декларации, в которых указывают объем своего налогооблагаемого дохода.

При этом Закон предусматривает, что документы, не предусмотренные законодательством для участников - юридических, физических лиц, в том числе физических лиц-предпринимателей, не представляются ими в составе тендерного предложения.

Внимание! Отсутствие документов, не предусмотренных законодательством для участников — юридических, физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, в составе тендерного предложения, не может являться основанием для его отклонения заказчиком (ч. 11 ст. 26 Закона).

Впрочем, заказчики в тендерной документации могут устанавливать отдельные требования для подтверждения соответствующего квалификационного критерия ФЛП, например, предоставлять копию налоговой декларации по …. год или за последний отчетный период с отметкой органа статистики (или копия квитанции о подтверждении подачи декларации в электронном виде).

В этом случае требование придется выполнять.

Требования к формированию финансовой отчетности определяет Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее — Закон № 996), Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (далее – НПСБУ № 1) и Национальное положение ( стандарт) бухгалтерского учета 25 «Упрощенная финансовая отчетность» (далее – НПСБУ № 25), Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419.

Виды финансовой отчетности для подтверждения финансовой способности

Финансовая отчетность бывает полной и сокращенной, а также консолидированной.

Полная финансовая отчетность понятие условное, согласно которому участник составляет финансовую отчетность в соответствии с общими требованиями НПСБУ № 1, которыми для юридических лиц определено, что финансовая отчетность состоит из:

  • баланса (отчета о финансовом состоянии) (далее – баланс);
  • отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе) (далее – отчет о финансовых результатах);
  • отчета о движении денежных средств;
  • отчета о собственном капитале;
  • примечаний к финансовой отчетности.

Баланс – это отчет о финансовом состоянии предприятия, отражающий на определенную дату его активы, обязательства и собственный капитал.

Баланс предприятия составляется к концу последнего дня отчетного периода.

В балансе отражаются активы, обязательства и капитал предприятия. В вариантах, предусмотренных нормативно-правовыми актами, составляется отдельный баланс. С условиями составления отдельного баланса можно ознакомиться в НПСБУ №1. Особенности составления отдельного баланса совместной деятельности определяются НПСБУ или международными стандартами финансовой отчетности.

Отчет о финансовых результатах – это отчет о доходах, расходах, финансовых результатах и ​​совокупном доходе.

В отчете о финансовых результатах раскрывается информация о доходах, расходах, прибылях и убытках, другой совокупный доход и совокупный доход предприятия за отчетный период.

Отчет о движении денежных средств – это отчет, отражающий поступление и выбытие денежных средств (денег) в течение отчетного периода в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В отчете о движении денежных средств приводятся данные о движении денежных средств (денег) в течение отчетного периода в результате операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о собственном капитале – отчет, отражающий изменения в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода.

В отчете о собственном капитале раскрывается информация об изменениях в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода. Для обеспечения сравнительного анализа информации отчета о собственном капитале предприятия должны прилагать к годовому отчету отчет о собственном капитале за предыдущий год.

Примечания к финансовой отчетности — это совокупность показателей и объяснений, обеспечивающих детализацию и обоснованность статей финансовой отчетности, а также иную информацию, раскрытие которой предусмотрено соответствующими НПСБУ или международными стандартами финансовой отчетности.

В примечаниях к финансовой отчетности раскрываются причины и последствия, когда период, за который составлен финансовый отчет, отличается от отчетного периода.

Каждый финансовый отчет должен содержать дату, по состоянию на которую приведены его показатели, или охватываемый период.

Отчетным периодом для составления финансовой отчетности календарный год.

Промежуточная финансовая отчетность составляется по результатам первого квартала, первого полугодия девяти месяцев. Кроме того, в соответствии с учетной политикой предприятия финансовая отчетность может составляться за другие периоды.

Промежуточную финансовую отчетность составляют предприятия, составляющие финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по НПСБУ.

Такая отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Финансовая отчетность подписывается руководителем (собственником) предприятия или уполномоченным лицом в определенном законодательством порядке и бухгалтером или лицом, обеспечивающим ведение бухгалтерского учета предприятия.

В случае если бухгалтерский учет предприятия ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, финансовую отчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, или уполномоченное им лицо. При этом ответственность предприятия, осуществляющего деятельность в сфере бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.

Датой представления финансовой отчетности на предприятии считается день фактической ее передачи по принадлежности.

Плательщики налога на прибыль в определенных законом случаях представляют органам доходов и сборов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Украины для представления налоговой декларации, промежуточную (I квартал, первое полугодие, девять месяцев) и годовую финансовую отчетность.

Промежуточная финансовая отчетность представляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая - не позднее 28 февраля следующего за отчетным годом.

Упрощенной финансовой отчетностью называют составление сокращенной по показателям финансовой отчетности. Такая отчетность состоит из баланса и отчета о финансовых результатах.

Сокращенная отчетность предусмотрена для:

  • микропредприятий,
  • малых предприятий,
  • непредпринимательских обществ,
  • представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, что обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам.

Микропредприятиями являются предприятия, показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют по меньшей мере двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 350 тысяч евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 700 тысяч евро;
  • среднее количество работников – до 10 человек.

Малы предприятия, которые не отвечают критериям для микропредприятий и показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному, соответствуют по меньшей мере двум из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 4 миллионов евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 миллионов евро;
  • среднее количество работников – до 50 человек.

Образовавшиеся предприятия при определении соответствия вышеуказанным критериям применяют показатели на дату составления годовой финансовой отчетности.

Также сокращенную отчетность ведут субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов.

Форму сокращенной отчетности и порядок ее заполнения определяет НПСБУ №25.

Предприятия, которые в соответствии с Законом № 996 относятся к микропредприятиям и предприятиям, ведущим упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов, представляют только годовую финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Если предприятие по результатам деятельности за год утратило признаки соответствия малого и микропредпринимательства, то отчетность таким предприятием составляется за отчетный период, в котором это произошло. Следующие периоды текущего года предприятие составляет финансовую отчетность в соответствии с ПСБУ № 1.

Консолидированная финансовая отчетность — это финансовая отчетность предприятия, осуществляющего контроль, и контролируемых им предприятий как единой экономической единицы.

Предприятия, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.

Предприятия, контролирующие другие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не представлять консолидированную финансовую отчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

  • балансовая стоимость активов – до 4 млн евро;
  • чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 млн евро;
  • среднее количество работников – до 50 человек.

Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и представляют консолидированную финансовую отчетность в отношении предприятий, входящих в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

К консолидированной денежной отчетности юридических лиц используются нормы НПСБУ №1.

Объединения предприятий, образованные на добровольных началах, представляют консолидированную финансовую отчетность, если это предусмотрено учредительными документами, ежеквартально не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала и ежегодно не позднее 15 апреля следующего за отчетным годом.

 



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді