О публичных закупках начинающему: как начать закупать в Prozorro

Теми:
Все заказчики для закупки товаров, работ и услуг работают в электронной системе публичных закупок — Prozorro. Закупать через Prozorro не сложно. Нужно только знать требования Закона о публичных закупках и четко их соблюдать. А предпринять первые шаги в системе публичных закупок заказчику-начинающему поможет данная публикация.

Законодательным регулятором в электронных публичных закупках является Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922–III (далее — Закон о публичных закупках). Его требования должен соблюдать каждый — как уже опытный заказчик, так и, безусловно, заказчик-начинающий.

Сразу самому трудно овладеть всеми требованиями Закона. Поэтому в данной статье мы расставим основные акценты в законодательных требованиях к проведению публичных закупок через Prozorro и расскажем, что нужно сделать в первую очередь, чтобы начать торговать в электронной системе закупок.

Но сначала ответим на самый главный вопрос: когда заказчик обязан проводить закупки только через электронную систему закупок?

Стоимостные пределы для публичных закупок в Prozorro

Закон о публичных закупках устанавливает стоимостные пределы для проведения публичных закупок — отдельно для общего круга заказчиков, и отдельно для тех юридических лиц, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования.

Все заказчики обязаны использовать электронную систему публичных закупок и соблюдать все требования Закона о публичных закупках для закупок за счет бюджетных средств, если ожидаемая стоимость предмета закупки составляет:

  • 200 тыс. грн и более — для товаров и услуг;
  • 1,5 млн грн и более — для работ.

Заказчики-монополисты должны применять Закон о публичных закупках к закупкам за счет собственных средств (средств от ведения хозяйственной деятельности), если ожидаемая стоимость предмета закупки составляет:

  • 1 млн грн и более — для товаров и услуг;
  • 5 млн грн и более — для работ.

Як визначити предмет закупівлі: 6 ключових акцентів

Предмет закупки — это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, по которым участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 № 454.

Итак, если заказчик собирается провести публичную закупку, стоимость которой равна или больше указанных стоимостных пределов, — у него есть только один вариант действий. А именно — строго соблюдать букву закона и проводить закупку исключительно через Prozorro.

Что делать, если ожидаемая стоимость закупки меньше указанных пределов?

Допороговые закупки в Prozorro

Если стоимость предмета закупки товаров, работ или услуг меньше указанных выше пределов, то есть если речь идет о допороговых закупках, заказчик имеет право выбора. Ведь Закон о публичных закупках гласит, что при таких закупках в целях отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора по допороговой закупке заказчик может использовать электронную систему закупок.

То есть закупать необходимые товары, работы, услуги через электронную систему публичных закупок или нет — решать заказчику. Если же он решит провести закупку вне системы, стоит помнить следующие важные правила:

  • обязательно во время закупки следует соблюдать принципы публичных закупок, предусмотренные Законом о публичных закупках;
  • если стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн, обязательно обнародовать отчет о заключенном договоре в системе электронных закупок в течение одного календарного дня со дня заключения договора.

Обнародование информации о публичных закупках

Поскольку одна из главных задач системы публичных закупок — сделать закупочный процесс прозрачным и публичным, информацию о закупке заказчик обязан обнародовать в ProZorro.

Особенности и сроки обнародования информации о проведении публичных закупок согласно Закону о публичных закупках рассмотрим для удобства в Таблице.

Обнародование информации (документов) о публичных закупках

Документ/информация

Срок обнародования

Объявление о проведении процедуры закупки; тендерная документация

Не позднее чем за 15 календарных дней (к. дн.) до дня раскрытия тендерных предложений, если стоимость закупки не превышает пределов, установленных в части 4 статьи 10 Закона о публичных закупках, и не позднее 30 к. дн. в случае превышения этих пределов

Изменения в тендерную документацию и разъяснения к ней (при наличии)

В течение 1 к. дн. со дня принятия решения об их внесении или предоставления разъяснений

Объявление со сведениями о заключенном рамочном соглашении (в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям)

Не позднее чем через 7 к. дн. со дня заключения рамочного соглашения

Протокол раскрытия тендерных предложений

В день раскрытия тендерных предложений

Протокол рассмотрения тендерных предложений

В течение 1 к. дн. со дня его утверждения

Информация об отклонении тендерного предложения участника

В течение 1 к. дн. со дня принятия решения об отклонении

Сообщение о намерении заключить договор о закупке

В течение 1 к. дн. со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Договор о закупке

В течение 2 к. дн. со дня заключения договора

Отчет о результатах проведения процедуры закупки

В течение 1 к. дн. после обнародования заказчиком договора о закупке на веб-портале Уполномоченного органа

Сообщение о внесении изменений в договор

В течение 3 к. дн. со дня внесения изменений

Отчет о выполнении договора

В течение 3 к. дн. со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения

Отчет о заключенных договорах

В течение 1 к. дн. со дня заключения договора

О публичных закупках начинающему: как начать закупать в ProzorroЗаметим, что формы документов по публичным закупкам утверждены приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 № 490. То есть заказчик составляет документы для публичных закупок не в произвольном порядке, а по формам, установленным Минэкономразвития как Уполномоченным органом по вопросам закупок.

В объявлении о проведении закупки заказчик обязательно указывает, в частности, информацию о:

  • предмете;
  • ожидаемой стоимости закупки;
  • порядке и условиях проведения закупки;
  • сроке подачи предложений.

Требования к предмету закупки, условия договора, а также технические, квалификационные требования, требования к финансовому обеспечению участников заказчик прописывает в тендерной документации.

Договор о закупке по результатам проведения электронной публичной закупки заключается между заказчиком и победителем вне электронной системы публичных закупок способом, предусмотренным законодательством.

Заказчик имеет право вносить изменения и уточнения в сообщение и документацию только до начала приема предложений. Все пользователи имеют право задавать вопросы заказчику по объявленной закупке в течение периода, определенного заказчиком в объявлении, но до начала подачи предложений. Такие вопросы являются анонимными.

Вся история изменений документов, а также вопросов и ответов на них хранится в центральной базе данных и доступна для просмотра.

Центральная база данных — это совокупность технических и программных средств в составе базы данных и модуля электронного реверсивного аукциона, которые обеспечивают возможность реализации закупщиками проведения закупок с использованием телекоммуникационных каналов связи с помощью электронной площадки.

Законодатели предусмотрели не только строгий порядок создания и обнародования документов в сфере публичных закупок. Они прописали также четкий порядок действий заказчика при проведении процедур публичных закупок.

Виды процедур публичных закупок

Закон о публичных закупках предусматривает три процедуры публичных закупок. А именно:

Первые две процедуры являются конкурентными, а третья — неконкурентная.

Расскажем о каждой из процедур подробнее.

Открытые торги

Открытые торги заказчик проводит с обязательным применением электронного аукциона с самой низкой ценой. Закон о публичных закупках предусматривает также учет неценовых критериев.

При этом заказчик в объявлении о проведении процедуры закупки обязательно должен указать:

  • сведения о размере минимального шага понижения цены во время электронного аукциона в процентах или денежных единицах;
  • математическую формулу, которую он будет применять при проведении электронного аукциона для определения показателей других критериев оценки.

То есть в процессе закупки условно можно выделить пять этапов:

  1. объявление закупки;
  2. период уточнений;
  3. период приема предложений;
  4. электронный аукцион;
  5. квалификация.

Алгоритм відкритих торгів: як дотримати вимог закону

Стоит заметить, что аукцион является основным этапом процесса электронных публичных торгов, во время которого участникам/кандидатам предоставляется возможность подавать свои ценовые/коммерческие предложения в соответствии с установленными правилами работы площадки. Электронный реверсивный аукцион начинается в день и время, указанное в центральной базе данных для закупки.

Аукцион состоит из подпроцессов: подача, редактирование, аннулирование предложений.

До даты окончания приема предложений участники имеют право внести изменения в предложение или снять его (удалить).

Оценку тендерных предложений электронная система закупок ProZorro проводит автоматически — как с помощью электронного аукциона, так и на основе критериев и методики оценки, которые заказчик должен предварительно определить в тендерной документации.

Механизм рассмотрения и оценки тендерных предложений условно можно разделить на два вида, в зависимости от ожидаемой стоимости предмета закупки:

  • ожидаемая стоимость для товаров и услуг меньше 133 тыс. евро, а для работ — меньше 5 150 тыс. евро;
  • ожидаемая стоимость для товаров и услуг больше или равна 133 тыс. евро, а для работ — больше или равна 5 150 тыс. евро (ч. 4 ст. 10 Закона о публичных закупках);

В частности, первый вид оценки тендерных предложений заключается в том, что заказчик рассматривает тендерные предложения участников на соответствие требованиям тендерной документации только после их оценки электронной системой публичных закупок. Причем на этапе оценки системой тендерных предложений информация об участниках не раскрывается. Рассмотрение тендерных предложений заказчик начинает с участника, предложение которого по результатам оценки в ProZorro определено наиболее экономически выгодным.

Заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника на основаниях, определенных статьей 17 Закона о публичных закупках.

Если же заказчик отклоняет тендерное предложение участника, признанное наиболее экономически выгодным по результатам оценки, он рассматривает следующее предложение по рейтингу в ProZorro.

Суть второго вида оценки тендерных предложений заключается в том, что заказчик еще до оценки тендерных предложений электронной системой публичных закупок рассматривает их на соответствие техническим требованиям, предусмотренным в тендерной документации, а также проверяет участников на соответствие квалификационным критериям, указанным в тендерной документации. То есть в этом случае и заказчик будет знать названия участников, и участники будут знать своих конкурентов. И только после рассмотрения заказчиком предложений участников система будет осуществлять их ранжировку. То есть будет проведена оценка только тех тендерных предложений, которые заказчик не отклонит и допустит к такой оценке.

Кстати, заказчик может отменить закупку в электронной системе на любом этапе. Не состояться закупка может и тогда, если на объявление о закупке не было подано ни одного предложения или же все поданные предложения были отклонены. После отмены закупка переходит в статус «отмененная закупка» с сохранением всей информации, введенной ранее пользователями системы. Такая информация доступна для просмотра. Если отменена закупка, где уже есть зарегистрированные предложения участников, то участникам возвращается внесенная за участие плата в размере 100% .

Процедура конкурентного диалога

Процедура конкурентного диалога применяется в следующих двух случаях:

  • заказчик не в состоянии определить необходимые технические, качественные характеристики товаров или работ или же определить вид услуг;
  • для принятия решения о закупке заказчик требует проведения переговоров с участниками.

Заметим, что второй случай связан с такими предметами закупок, как консультационные, юридические услуги, проведение научных исследований, разработка информационных систем, программных продуктов и т. п.

Указанная процедура — двухэтапная:

  • I этап: все участники подают тендерные предложения с информацией об их соответствии квалификационным критериям и требованиям тендерной документации. При этом в предложениях не указывают цену;
  • ІІ этап: участники подают окончательные тендерные предложения, указывая уже и цену предложения.

Переговорная процедура закупки

Заказчики могут закупать товары, работы, услуги по переговорной процедуре публичных закупок как исключение. В случае этой процедуры договор о закупке заключают после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Случаи, когда заказчик может проводить переговорную процедуру закупки, перечислены в статье 35 Закона о публичных закупках.

При переговорной процедуре закупки не нужно обнародовать информацию о проведении такой процедуры.

Заслуживает внимания применение переговорной процедуры закупки в случае, если заказчик дважды отменил открытые торги из-за отсутствия достаточного количества участников. Для того чтобы законно применить в этом случае переговорную процедуру, предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были ранее определены заказчиком в тендерной документации.

Несмотря на то что Закон о публичных закупках не устанавливает конца срока для подписания договора по результатам переговорной процедуры закупки, фактически последним днем для подписания будет 35-й или 20-й календарный день со дня обнародования сообщения о намерении заключить такой договор. Ведь в противном случае заказчик должен отменить переговорную процедуру закупки.

Ответственные за проведение публичных закупок

Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц). При этом следует руководствоваться Примерным положением о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденным приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 № 557.

10 підстав, коли замовник зобов'язаний відхилити учасника

Состав тендерного комитета и собственное положение о тендерном комитете утверждают решением заказчика.

Уполномоченное лицо (лица) осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика. Заказчик может ввести в штатное расписание должность «специалист по публичным закупкам» и определить лицо, которое будет занимать эту должность, ответственным за организацию и проведение процедур закупки. То есть — уполномоченным лицом по публичным закупкам.

Председатель, секретарь и другие члены тендерного комитета, уполномоченные лица могут пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок.

Публичные закупки — через авторизованные электронные площадки

Электронная система госзакупок ProZorro состоит из центральной базы данных и подключенных к ней торговых площадок. По сути, это сайты, на которых госзаказчики размещают объявление о том, что им нужно закупить.

Электронная площадка — это аппаратно-программный комплекс (программное обеспечение), который функционирует в сети Интернет, является частью системы электронных закупок и обеспечивает закупщикам бесплатную регистрацию и пользование сервисами системы электронных закупок с автоматическим обменом информацией о процессе закупки товаров на электронных площадках.

Поэтому начать работу в электронной системе публичных закупок заказчик может только через авторизованные электронные площадки системы, зарегистрировавшись на одной из них.

Заказчику следует понимать — какую бы площадку он не выбрал для проведения закупки, после объявления им процедуры информация попадает в центральную базу данных ProZorro и распространяется на все площадки. То есть созданное объявление о закупке на одной площадке сразу же публикуется на всех площадках, входящих в систему ProZorro.

Таким образом, информация об объявленных торгах идентична на всех площадках. Поэтому заказчик может выбирать для регистрации одну, а по желанию и несколько площадок, которые ему удобны в пользовании, сервисе, интерфейсе и т. п.

Единым является и модуль аукциона — торговаться в онлайн-режиме могут участники с любой электронной площадки.

Любой поставщик также может зарегистрироваться на электронной площадке, чтобы участвовать в объявленных торгах и предложить свою продукцию и свою цену. И не только предложить, но и уменьшить цену в ходе понижающего аукциона, чтобы обойти конкурентов и выиграть торги.

Каждая электронная площадка имеет свой регламент работы. Регламенты работы всех площадок ProZorro подобны. Кроме регламента, площадки имеют еще и Инструкцию для заказчика. Регламент и Инструкцию площадок заказчик может найти в разделе «Заказчикам» главного меню. Они помогут пользователю, который зарегистрировался впервые.

Чтобы воспользоваться функциями электронной площадки по созданию закупки, заказчику следует пройти бесплатную регистрацию. Доступ к закрытой части электронной площадки и личному кабинету пользователя имеют только лица, которые прошли процедуру регистрации, то есть данные которых были подтверждены оператором.

Кстати, любой желающий может наблюдать за статистикой торгов. Это возможно на сайте bi.prozorro.org. На нем, в частности, можно найти информацию о том:

  • какое количество тендеров в системе;
  • какая экономия средств;
  • кто из заказчиков есть в системе;
  • какие закупки проводят;
  • каков статус закупки (период уточнений, аукциона, ожидания предложений, предложения пересмотрены, отмененная закупка, завершенная, не состоялась, квалификация победителя);
  • кто из участников участвует в закупках и в каких именно;
  • сколько предложений подано;
  • кто из участников стал победителем в тендере;
  • с кем заказчик заключил договор по результатам такой закупки и т. п.

5 шагов до начала работы в системе ProZorro

  • Шаг 1. Выберите электронную площадку для регистрации в системе ProZorro
  • Шаг 2. Зарегистрируйтесь на одной из площадок
  • Шаг 3. Подайте объявление о закупке
  • Шаг 4. Дождитесь предложений, а затем результатов аукциона
  • Шаг 5. Проведите квалификацию победителя и заключите договор

Ответственность за нарушение в сфере публичных закупок

Привлечение к ответственности за нарушение законодательных требований к публичным закупкам регулирует статья 38 Закона о публичных закупках.

Так, часть первая статьи 38 Закона о публичных закупках предусматривает, что за нарушение требований, установленных данным Законом и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с ним, члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица), члены органа обжалования, служебные (должностные) лица Уполномоченного органа, служебные (должностные) лица органов, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка), несут ответственность согласно законам Украины.

Ответственность за нарушение законодательства о закупках предусматривает статья 16414Кодекса Украины об административных правонарушениях. Она содержит исчерпывающий перечень правонарушений, за совершение которых должностные лица контролирующих органов имеют право составлять админпротокол.

Такими нарушениями считаются:

  • проведение закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок;
  • оценка предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), тендерных предложений не по критериям и методике оценки для определения наилучшего предложения конкурсных торгов (квалификационного предложения), тендерного предложения, которое содержится в документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;
  • заключение с участником, ставшим победителем торгов, договора о закупке по ценам и объемам, не соответствующим требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;
  • необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства;
  • непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных законом. За такие нарушения предусмотрен штраф в размере от 11 900 грн до 17 000 грн. Если же нарушение допущено повторно в течение года после наложения административного взыскания, размер штрафа составит от 17 000 грн до 25 000 грн.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді