Как заказчику правильно рассматривать тендерные предложения

RU UA
Автор
експерт, адвокат Адвокатської фірми «Єфімов та партнери»
Рассмотрение тендерных предложений: порядок, сроки, предостережения

 

В то время как оценка тендерных предложений/предложений — работа электронной системы, заказчик отвечает за их рассмотрение. Как это происходит — описывает ст. 29 Закона Украины «О публичных закупках» (далее — Закон).

Хорошо известно, что после оценки тендерных предложений/предложений заказчик рассматривает на соответствие требованиям тендерной документации/объявления о проведении упрощенной закупки тендерное предложение / предложение, определенное наиболее экономически выгодным.

Заказчик имеет право делать это в течение 5 рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения.

Однако иногда непросто успеть в этот срок рассмотреть предложение и окончательно определить, соответствует ли оно тендерной документации. В таком случае заказчик может продлить этот срок до 20 рабочих дней (максимум: 5 + 20). При этом следует не забыть в течение одного дня (не рабочего, а календарного) обнародовать в электронной системе соответствующее сообщение.

Если есть основания для отклонения наиболее экономически выгодного предложения, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение / предложение в списке предложений, расположенных по результатам их оценки, начиная с наилучшей. Сроки рассмотрения следующего предложения — те же (5 + 20 рабочих дней).

 

Если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров и услуг — 133 тысячам евро; для работ — 5 150 тысячам евро, то заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации до проведения оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней.

После того как заказчик рассмотрел тендерные предложения (предложение) / предложения наступает этап составления и обнародования протокола рассмотрения всех тендерных предложений. В нем, среди прочего, будут результаты рассмотрения каждого тендерного предложения (отклонение тендерного предложения / допущение к аукциону) и основания отклонения тендерного предложения (в случае отклонения).

Как только заказчик обнародует этот протокол, электронная система не ранее чем через 5 дней определит дату и время проведения аукциона.

 

Система определяет также аномально низкую цену. В таком случае участник должен предоставить в течение одного рабочего дня со дня определения наиболее экономически выгодного тендерного предложения обоснование (в произвольной форме) цен или стоимости соответствующих товаров, работ или услуг тендерного предложения. А заказчик, в свою очередь, имеет право отклонить аномально низкое тендерное предложение, если не получит надлежащего обоснования или не получит его в течение рабочего дня.

Затем по результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения / предложения заказчик определяет победителя процедуры закупки / упрощенной закупки и принимает решение о намерении заключить договор о закупке согласно Закону.

Помните о праве, а не обязанности, заказчика обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организаций в соответствии с их компетенцией.

В случае получения достоверной информации о несоответствии победителя процедуры закупки требованиям квалификационных критериев, основаниям, установленным частью первой статьи 17 Закона № 922, или факта указания в тендерном предложении какой-либо недостоверной информации, которая считается существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника.

Если заказчик при рассмотрении тендерного предложения участника выявил несоответствия в информации и/или документах, представленных участником в тендерном предложении и/или представление которых требовалось тендерной документацией, он размещает не меньше чем за два рабочих дня до окончания срока рассмотрения тендерных предложений сообщение с требованием об устранении таких несоответствий в электронной системе закупок.

Однако не всех несоответствий это касается. А только определенных тендерной документацией квалификационных критериев (наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий; наличие соответствующей квалификации, необходимых знаний и опыта; наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров); наличие финансовой возможности, что подтверждается финансовой отчетностью), а также подтверждения права подписи тендерного предложения и/или договора о закупке.

При этом невнимательному участнику нельзя «повторять» дважды.

Это все общие черты. На практике может возникать огромное количество нюансов, связанных с рассмотрением предложений. Что можно практически посоветовать заказчикам?

Во-первых, при рассмотрении тендерных предложений четко анализировать их на соответствие тендерной документации.

Вот пример. Северо-восточный офис Государственной аудиторской службы Украины сформировал заключение от 28.07.2020 о результатах мониторинга закупки услуг текущего ремонта дороги. В соответствии с ним для документального подтверждения наличия собственных/арендованных машин, механизмов и техники участники должны были предоставить подтверждающие договоры (их копии). Но участник, признанный победителем, предоставил эти договоры без приложений, которые были их неотъемлемыми частями. Сельский совет вынужден теперь прекратить обязательство по заключенному договору. Больше — в постановлении Второго апелляционного административного суда от 30.06.2021 по делу №520/11403/2020.

Однако избегайте чрезмерного формализма. Например, если уставом участника предусматривается должность «директор», а копии удостоверяло то же лицо, но как исполнительный директор, не спешите делать выводы о несоответствии предложения тендерной документации.

Во-вторых, проверяем написанное. Например, по делу №910/2265/21 участник, признанный победителем, представил справку об отсутствии задолженности. Однако в Прозорро через несколько дней в качестве ответа на запрос заказчика сформирована информация «Информация (Квитанция №2) из ГФС об отсутствии задолженности», доступная в электронной системе закупок, в соответствии с которой у победителя по состоянию на 30.11.2020 есть задолженность по налогам, сборам, платежам. Предложение правомерно было отклонено заказчиком.

В-третьих, скрупулезно проверяем, абсолютно все ли представлено, что требовалось. Вот по делу № 913/481/20 история закончилась признанием недействительным заключенного договора. А все из-за того, что справка о наличии оборудования и материально-технической базы, необходимых для выполнения работ, представленная в составе тендерного предложения, не содержала согласно техническому заданию тендерной документации всего перечня строительных машин и механизмов, определенных заказчиком как необходимые. То есть тендерное предложение не соответствовало квалификационному критерию наличия оборудования и материально-технической базы. Следствием такого несоответствия стало то, что соответствующее тендерное предложение подлежало отклонению.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді