Что такое аномально низкая цена в закупках
Что такое аномально низкая цена
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о публичных закупках аномально низкая цена тендерного предложения — это цена/приведенная цена наиболее экономически выгодного тендерного предложения по результатам аукциона, которая:
- Меньше на 40 или более процентов от среднеарифметического значения цены/приведенной цены тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона, и/или
- Меньше на 30 или более процентов от следующей цены/приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.
Таким образом, исходя из самого определения аномальной цены тендерного предложения, можно прийти к выводу о возможности ее применения исключительно в конкурентных процедурах закупки. То есть при проведении упрощенной закупки данный критерий не используется.
Как установить требования к содержанию обоснования АНЦ в тендерной документации
Как рассчитать аномально низкую цену
Чтобы было понятнее, что такое АНЦ (аномально низкая цена) и как производится ее расчет, приведем пример.
Пример расчета аномально низкой цены
На открытые торги при ожидаемой стоимости закупки 1 200 000, 00 грн были поданы три тендерных предложения с ценой:
- участник 1 — 1 000 000, 00 грн;
- участник 2 — 1 100 000, 00 грн;
- участник 3 — 1 200 000, 00 грн.
В ходе электронного аукциона снижена цена тендерного предложения до:
- участником 1 — 700 000, 00 грн;
- участником 2 — 650 000, 00 грн;
- участником 3 — 600 000, 00 грн.
Именно цена участника 3 наиболее экономически выгодна. Однако она меньше от среднеарифметического значения цены других участников — 1 050 000, 00 грн более чем на 40%. То есть цена 600 000, 00 грн составляет 57 % от такого значения, поэтому в соответствии с законом считается аномально низкой ценой.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
При этом совсем не важно, снижали ли свои цены другие участники закупки, поскольку сравниваются «окончательное» предложение потенциального победителя и «первичные» ценовые предложения других участников.
В то же время, вышеуказанной нормой закона установлено, что аномально низкая цена определяется электронной системой закупок автоматически, при наличии не менее двух участников, подавших свои тендерные предложения по предмету закупки или его части (лоту). Таким образом, заказчик освобожден от обязанности проводить арифметические расчеты и решать вопрос «аномальности» цены того или иного тендерного предложения.
Но принятие всех дальнейших решений после установления наличия аномально низкой цены тендерного предложения участника возлагается на заказчика, которого в ближайшее время уже будет представлять единолично уполномоченное лицо, с возложением всего объема ответственности за принятые решения.
Аномально низкая цена: обоснование
Законодательством установлена обязательность обоснования со стороны участника предложенной им аномально низкой цены, как дополнительное средство отсечь на рынке публичных закупок недобросовестных игроков, которые, принимая участие в тендере, преследуют иные мотивы, нежели желание получить заказ на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ.
В то же время, аномально низкая цена (в понимании законодательства о публичных закупках) может свидетельствовать о вполне искреннем желании участника победить в тендере и получить соответствующий заказ, продвинуть на рынке собственный товар или услугу, без нанесения вреда качественным характеристикам предмета закупки, что, собственно, и является одной из главных целей системы публичных закупок.
Именно для разделения вышеуказанных категорий участников законодателем введено понятие аномально низкой цены, обязанность ее обоснования участниками, а также меры влияния в случае невыполнения возложенных обязанностей.
Отклонение тендерного предложения с аномально низкой ценой
В соответствии с абз. 2 ч. 14 ст. 29 Закона № 922 заказчик может отклонить аномально низкое тендерное предложение в случае, если участник не предоставил надлежащего обоснования указанной в ней цены или стоимости, и отклоняет аномально низкое тендерное предложение в случае непоступления такого обоснования в течение срока, определенного абзацем первым этой части.
Кроме того, в соответствии с абз. 7 п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 922 заказчик отклоняет тендерное предложение, если участник процедуры закупки не предоставил обоснования аномально низкой цены тендерного предложения в течение определенного срока.
Срок для предоставления обоснования аномальной цены установлен абз. 1 ч. 14 ст. 29 Закона № 922 и составляет один рабочий день со дня определения наиболее экономически выгодного предложения (электронного аукциона).
Исходя из изложенного, видим, что при непредоставлении участником обоснования аномально низкой цены или предоставлении ее с нарушением установленного срока заказчик обязан отклонить тендерное предложение такого участника. А при предоставлении обоснования, хотя и в установленный срок, но такого, которое будет признано заказчиком ненадлежащим, отклонение тендерного предложения такого участника является правом заказчика.
В случае отклонения тендерного предложения в связи с непредоставлением или несвоевременным предоставлением обоснования аномально низкой цены заказчик полностью защищен законодательством, ведь он только исполняет свою обязанность согласно законодательству, поэтому вопросов и претензий к нему быть не может.
Совершенно иную ситуацию имеем, если заказчику нужно определиться с возможностью реализации своего права на отклонение тендерного предложения участника, вовремя предоставившего обоснование, но надлежащий ли он — заказчик должен определиться. Ситуацию усложняет еще и то, что предложенная таким участником цена, прежде всего, является низкой (а потом уже — аномальной). То есть внешне такая цена соответствует одному из главных принципов закупок, а именно максимальной экономии и эффективности.
Поэтому в случае безосновательного отклонения такого тендерного предложения, определения победителем и заключения договора о закупке со следующим участником с высшей ценой, получаем четко исчисляемую разницу между двумя ценами (отклоненной и принятой), которую контролирующие и правоохранительные органы смогут трактовать как сумму материального ущерба, нанесенного заказчику (в виде несэкономленных средств), возложив ответственность за такое нанесение на должностных лиц заказчика — прежде всего, на уполномоченное лицо.
Имеющаяся на сегодняшний день практика рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины как органом обжалования жалоб, поданных по поводу отклонения/неотклонения тендерных предложений в связи с ненадлежащим обоснованием аномально низкой цены, свидетельствует о необходимости четко прописывать в тендерной документации требования к порядку обоснования такой аномально низкой цены.
Отклонение тендерного предложения в связи с ненадлежащим обоснованием АНЦ может быть признано незаконным из-за отсутствия в тендерной документации единого для всех порядка, формы и документального подтверждения такого обоснования.
Законодательство о публичных закупках, а именно ч. 14 ст. 29 Закона № 922, дает только приблизительный и далеко не исчерпывающий перечень информации, которую может содержать обоснование аномально низкой цены, а именно:
- Достижение экономии благодаря примененному технологическому процессу производства товаров, порядка предоставления услуг или технологии строительства.
- Благоприятные условия, при которых участник может поставить товары, оказать услуги или выполнить работы, в частности специальное ценовое предложение (скидка) участника.
- Получение участником государственной помощи согласно законодательству.
Итак, как видим из содержания изложенной нормы, обоснование аномально низкой цены не обязательно должно доказывать возможность получения прибыли участником по будущему договору с аномально низкой ценой, а установление в тендерной документации требования по обоснованию возможности получения такой прибыли может быть обжаловано как дискриминационное. Собственно, заказчика и не должен волновать вопрос прибыльности участника как будущего контрагента по договору. Однако обоснованием должна доказываться сама возможность участника выполнить или поставить весь предусмотренный договором объем работ, услуг или товаров, учитывая предложенную им низкую цену.
Кроме того, следует отдельно учесть, что законодательством установлена аномально низкая цена именно по результатам аукциона, то есть когда участник субъективно уже был ознакомлен с ценовыми предложениями других участников. Поэтому при определении своей окончательной цены он мог руководствоваться мотивами не только сугубо экономическими, но и желанием получить победу в аукционе или не допустить получения такой победы кем-то из других участников.
Так, на открытые торги, объявленные Управлением образования и инновационного развития Печерской районной в городе Киеве государственной администрации (№ UA - 2021-03-15-005628 - c) на закупку кейтеринговых услуг были поданы тендерные предложения (первичные и по результатам аукциона) со следующими ценами:
№ | Участник | Первичное предложение, грн | Окончательное предложение, грн |
1 | Общество с ограниченной ответственностью «Контракт Продрезерв 5» | 7 029 922, 50 | 2 000 000, 00 |
2 | Коммунальное предприятие «Школьное» | 5 971 387, 50 | 2 991 600, 00 |
3 | Коммунальное предприятие «Луч в Святошинском районе г. Киева» | 6 800 000, 00 | 6 800 000, 00 |
Как видим, участник ООО «Контракт Продрезерв 5», имея первичное предложение с наивысшей ценой, в ходе электронного аукциона снизил ее более чем в 3,5 раза, в результате чего его ценовое предложение было признано наиболее экономически выгодным, но автоматически было определено системой как аномально низкое с обязанностью участника предоставить обоснование.
Участник предоставил соответствующее обоснование с указанием о готовности осуществлять загодя убыточную деятельность по данному договору в целях утверждения на рынке данных услуг, при этом приложил к обоснованию отчет о финансовых результатах со сведениями о размере чистого дохода на уровне 119 900 000, 00 грн за І квартал 2021 года.
Вышеуказанное обоснование было признано заказчиком надлежащим, в результате чего принято решение о намерении заключить с победителем договор, что и было затем сделано.
Исходя из изложенного, советуем внимательно относиться к вопросу проверки аномально низкой цены тендерного предложения, для того чтобы, в зависимости от ситуации, как своевременно устранить недобросовестного участника, так и предотвратить риск отклонения действительно экономически выгодного и обоснованного предложения.