Изменениями, внесенными в Закон о публичных закупках, которые вступили в силу в апреле 2020 года, существенно расширен перечень и содержание возможных нарушений при проведении закупок, за которые предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Размеры «наказания» также существенно увеличены. Теперь штрафы измеряются десятками и даже сотнями тысяч гривен, достигая в отдельных случаях верхнего предела на уровне 170 000 грн. Напомним, что до вступления в силу изменений такой предел был 25 500 грн.
Проверки закупок Госаудитслужбой: что учесть
Проясним, кого штрафуют в публичных закупках, и покажем наглядно изменения в ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУобАП) в таблице:
Статья 16414 КУобАП | Вид нарушения | Субъект ответственности | Размер штрафа, грн |
Части 1–2 ст. 16414 КУобАП | Нарушение порядка определения предмета закупки; несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений по содержанию тендерной документации; тендерная документация составлена не в соответствии с требованиями закона; размер обеспечения тендерного предложения, установленный в тендерной документации, превышает пределы, определенные законом; необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках; необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, осуществляемых в соответствии с положениями Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)»; непредоставление информации, документов в случаях, предусмотренных законом; нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения | Служебные (должностные), уполномоченные лица заказчика | 1 700, 00 – 3 400, 00 |
Части 3–4 ст. 16414 КУобАП | Приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок / упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона; применение конкурентного диалога или торгов с ограниченным участием, или переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом; неотклонение тендерных предложений, которые подлежали отклонению в соответствии с законом; отклонение тендерных предложений на основаниях, не предусмотренных законом или не в соответствии с требованиями закона (безосновательное отклонение); заключение с участником, ставшим победителем процедуры закупки, договора о закупке, условия которого не отвечают требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя процедуры закупки; внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом; внесение недостоверных персональных данных в электронную систему закупок и необновление в случае их изменения; нарушение сроков обнародования тендерной документации | Служебные (должностные), уполномоченные лица заказчика | 25 500, 00 – 85 000, 00 |
Ч. 5 ст. 16414 КУобАП | Невыполнение решения Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования, подача которых предусмотрена законом | Руководитель заказчика | 34 000, 00 – 85 000, 00 |
Ч. 6 ст. 16414 КУобАП | Заключение договоров, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок, определенных законом | Руководитель заказчика | 34 000, 00 – 170 000, 00 |
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Как видим, первая группа нарушений, за которые предусмотрена ответственность, характеризуются неосторожностью или ненадлежащим отношением к своим обязанностям со стороны должностных (служебных) лиц. Они напрямую не задевают интересов конкретного участника и не устанавливают окончательных или промежуточных результатов закупки. Поэтому за совершение данных нарушений предусмотрен относительно небольшой размер штрафа, наложение которого за такие нарушения (части 1–2 ст. 16414 КУобАП) возложено на органы государственного финансового контроля (Государственная аудиторская служба Украины).
Натомість порушення другої групи в основному зачіпають інтереси конкретних учасників, а також можуть встановлювати остаточні або проміжні результати закупівлі (приміром, невідхилення тендерної пропозиції, яка підлягала відхилення або, навпаки, безпідставне відхилення тендерної пропозиції тощо). В даному випадку передбачено значно суворіше стягнення у вигляді штрафу аж до 85 000, 00 грн. Накладання такого штрафу (та всіх інших, описаних нижче) покладено на суд.
Нарушения второй группы в основном задевают интересы конкретных участников, а также могут устанавливать окончательные или промежуточные результаты закупки (например, неотклонение тендерного предложения, которое подлежало отклонению, или, наоборот, безосновательное отклонение тендерного предложения и т. п.). В данном случае предусмотрено значительно более суровое взыскание в виде штрафа до 85 000, 00 грн. Наложение такого штрафа (и всех остальных, описанных ниже) возложено на суд.
Отдельным нововведением в перечне возможных нарушений является невыполнение решения Антимонопольного комитета как органа обжалования. При этом субъектом ответственности является исключительно руководитель заказчика, а размер штрафа может достигать 85 000, 00 грн.
Наибольший размер штрафа — 170 000, 00 грн предусмотрен исключительно для руководителя заказчика за заключение договоров, предусматривающих оплату до/без проведения процедур закупок.
Кто и как налагает штрафы
В соответствии с ч. 1 ст. 255 КУобАП протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 16414 КУобАП, уполномочены составлять два органа: Счетная палата Украины и Государственная аудиторская служба Украины.
Счетная палата Украины, осуществляя государственный внешний финансовый контроль (аудит), может проверять также и публичные закупки в порядке, установленном законом, и в случае выявления нарушений, предусмотренных ст. 16414 КУобАП, составить соответствующий протокол с дальнейшим направлением его в суд для решения вопроса виновности и привлечения к ответственности виновных лиц.
Государственная аудиторская служба Украины может осуществлять контроль публичных закупок двумя путями:
- плановая/внеплановая ревизия деятельности заказчика, по результатам которой составляется акт и, в случае выявления нарушений, предусмотренных ст. 16414 КУобАП, оформляется протокол с дальнейшим направлением его в суд для решения вопроса виновности и привлечения к ответственности виновных лиц;
- мониторинг процедур публичных закупок в порядке, предусмотренном законодательством о публичных закупках, особенности которого будут рассмотрены отдельно ниже.
Внимание. В соответствии с частями 6, 7 ст. 8 Закона Украины «О публичных закупках» по результатам мониторинга процедуры закупки должностное лицо органа государственного финансового контроля составляет и подписывает заключение о результатах мониторинга процедуры закупки, которое утверждается руководителем органа государственного финансового контроля или его заместителем и в котором обязательно дается описание нарушений законодательства, выявленных по результатам мониторинга, и обязательства по устранению таких нарушений.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Закона Украины «О публичных закупках» в случае подтверждения органом государственного финансового контроля факта устранения заказчиком нарушения (нарушений) законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении, о чем этот орган указывает в ЭСЗ в течение пяти рабочих дней со дня обнародования заказчиком соответствующей информации в ЭСЗ, служебное (должностное) лицо заказчика и/или уполномоченное лицо заказчика не привлекается к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок за нарушения, которые были устранены заказчиком в соответствии с заключением.
Таким образом, законодательством предусмотрен способ избежать штрафа путем устранения нарушений, выявленных органом государственного финансового контроля. Например, внести соответствующие изменения в тендерную документацию, отменить собственное решение об отклонении тендерного предложения, расторгнуть заключенный договор и т. п. Но очень часты случаи, когда устранить установленные нарушения невозможно даже при большом желании. В частности, в связи с завершением процедуры закупки на момент обнародования заключения и/или выполнения сторонами заключенного договора о закупке, или в случае несогласия с заключением самого заказчика, который считает, что провел закупку правильно и, к тому же, имеет заключенный договор, по которому проведен расчет и получены частично или полностью товары, услуги или работы. Поэтому внимательно изучайте и соблюдайте требования закона, чтобы потом не тратить лишних нервов и средств.