Когда возможно разделение предмета закупки

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов. Рассмотрим, когда возможно разделение предмета закупки в условиях закупок во время военного положения

Законодатель предусматривает, что на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг для заказчиков определяет КМУ (п. 3–7 разд. X «Заключительные и переходные положения») Закона №922).

Чтобы выполнить это требование, КМУ утвердил особенности осуществления общественных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «Об общественных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены — постановлением от 12.10.2022 № 1178 (далее – Особенности).

В период действия военного положения в соответствии с пунктом 14 Особенностей заказчик определяет предмет закупки в соответствии с требованиями Закона № 922 и Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15.04.2020 г. № 708, с применением Единого закупочного словаря. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части для того, чтобы избежать процедуры закупки открытых торгов/использования электронного каталога (в случае закупки товара), определенной Особенностями. Рассмотрим, в пределах каких категорий предмета закупки его разделение возможно.

При этом если у заказчика возникла дополнительная потребность (которую заказчик не мог предусмотреть на момент совершения закупки по тождественному предмету закупки) в осуществлении закупки по предмету закупки, закупка по которому им уже была осуществлена в текущем году, ожидаемая стоимость такого предмета закупки не добавляется к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки (тождественных предметов закупок), закупка которых была осуществлена, а заказчик выбирает вид закупки такого предмета закупки с учетом стоимостных границ, определенных этими особенностями.

Одно из основных условий Особенностей является запрет делить предмет закупки на части во избежание процедуры закупки открытых торгов/использования электронного каталога (при закупке товара), определенной этими особенностями (п. 6 Особенностей).

Разделение предмета закупки в открытых торгах

Подходящее разделение рассмотрим в пределах данных категорий в Таблице.

Отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок до 100 тыс. грн

Открытые торги от 100 тыс. грн. для товаров и услуг (кроме текущего ремонта), от 200 тыс. грн. для текущего ремонта и 1,5 млн. грн. для работ

В течение года годовой план закупок может изменяться. Следовательно, после формирования годового плана закупок на год все последующие изменения в годовой план нужно вносить с учетом соответствующей потребности, которую заказчик не мог предусмотреть при первоначальном планировании.

Планирование закупок осуществляется на основании имеющейся потребности или в случае плановой необходимости в следующем году (плановых потребностей последующих периодов). Однако у заказчика может возникнуть дополнительная потребность, которую он не мог предусмотреть в момент, когда осуществлял закупку по аналогичному предмету закупки. В этом случае, при осуществлении закупки по предмету, который заказчик уже закупал в текущем году, ожидаемая стоимость такого предмета закупки не прилагается к ожидаемой стоимости аналогичного предмета закупки (предметов закупок), который уже был приобретен. Заказчик должен выбрать вид закупки такого предмета закупки с учетом стоимостных границ, определенных особенностями.

Минэкономики в информационном письме от 03.09.2020 № 3304-04/54160-06 перечисляет основания, которые могут повлечь за собой возникновение такой ситуации.

Предмет закупки можно считать новым предметом договора в следующих случаях:

  • возникновение новой или дополнительной потребности в товарах, работах или услугах, которую заказчик не мог предусмотреть;
  • выделение дополнительных средств;
  • перераспределения средств, сэкономленных в результате проведения процедур закупок;
  • перераспределения средств, сэкономленных при изменении цены договора о закупке в сторону уменьшения;
  • перераспределения средств, которые были запланированы на закупку другого предмета закупки или финансирования других расходов;
  • отмены закупки или признания ее несостоявшейся/незаключение договора о закупке по результатам проведения закупки и необходимости осуществления новой закупки;
  • расторжение договора о закупке и необходимости осуществления новой закупки;
  • в других подобных ситуациях.

Отдельный вид раздела предмета закупки может быть принят ввиду утвержденного финансирования. К примеру, когда заказчик осуществляет закупку согласно временной смете, а затем требует повторно дозакупить тот же предмет согласно постоянной смете.

При внесении изменений в годовой план закупок, таких как указание вида закупки для дополнительной закупки уже закупаемого предмета, не учитываются объемы уже проведенных закупок по аналогичному предмету закупки. В этой ситуации заказчик может в зависимости от ожидаемой стоимости в течение года провести разные виды закупок для одного и того же предмета закупки.

Рассмотрим пример. Заказчик заключает прямой договор о закупке товаров за средства, выделенные во временной смете (до 100 тыс. грн), открытые торги в соответствии с постоянной сметой (свыше 100 тыс. грн) и прямой договор в случае возникновения непредвиденной дополнительной потребности в конце года (до 100 тыс. грн). Вид закупки, как видим, определен ввиду ожидаемой стоимости предмета закупки в каждом частном случае.

При этом рекомендуем заказчикам все же рассматривать ожидаемую стоимость предмета закупки с учетом годовой потребности в закупке.

Разделение предмета закупки во время закупки в электронном каталоге

Отдельно следует обратить внимание на раздел предмета закупки путем использования электронного каталога.

Заказчики, в том числе централизованные закупочные организации, осуществляют закупки товаров, стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен путем применения открытых торгов и/или путем использования электронного каталога для закупки товара в соответствии с Порядком № 822 (п. 10 Особенностей).

Таким образом, закупка через электронный каталог альтернатива применению процедуры закупки открытых торгов.

Заказчик может делить предмет закупки на части, не избегая требований Закона № 922 и Особенностей. Поэтому не запрещена часть предмета закупки закупить через электронный каталог, а часть из-за процедуры закупки открытых торгов, кроме частных случаев.

К таким случаям относится требование Особенностей обязательно применять электронный каталог в случае:

  • когда заказчики, являющиеся учреждениями здравоохранения или структурными подразделениями по вопросам здравоохранения областных и Киевской городских государственных (военных) администраций, осуществляют закупки лекарственных средств и медицинских изделий по перечню согласно приложению 1 Особенностей, стоимость которых составляет или превышает 50 тыс. гривен;
  • когда заказчики осуществляют закупки продуктов питания по перечню согласно приложению 2 Особенностей, стоимость предмета закупки которых составляет или превышает 100 тыс. гривен.

И только в том случае, если закупка с использованием электронного каталога путем запроса предложений поставщиков не состоялась, заказчик может объявить закупку путем применения открытых торгов. При этом важно ожидаемую стоимость закупки увеличивать нельзя.

Понятно, что кроме того, ничто не запрещает заказчику повторно воспользоваться электронным каталогом.

Ответственность за разделение предмета закупки

Когда заказчик делит предмет закупки, избегая требований Закона № 922 и Особенностей, как правило он это делает с целью избежать проведения открытых торгов. Именно поэтому чаще всего разделение предмета закупки приводит к нарушению, трактуемому как приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок в соответствии с требованиями закона.

Такое нарушение влечет наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика от 25 500 грн до 51 000 грн.

Если руководитель заказчика подписал договор, предусматривающий оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок, определенных законом, он может получить штраф от 34 000 до 170 000 грн.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді