Планирование закупки бензина по тендеру
Планирование закупки бензина на каждый следующий год осуществляется заказчиком самостоятельно, исходя из опыта предыдущих лет. Заказчикам, расходы которых финансируются из бюджета, также следует учитывать расходы сметы на следующий год. При этом будет полезна статья «Годовой план закупок бюджетного учреждения».
Расчет ожидаемой стоимости бензина
Наиболее важный момент при планировании закупки такого товара, как бензин, —определение ориентировочной ожидаемой стоимости при составлении годового плана закупок. Почему именно ориентировочной ожидаемой стоимости? Прежде всего, стоимость предмета закупки при планировании — залог определения правильного вида закупки. В то же время, трудно предусмотреть рыночную стоимость бензина и ее колебания в течение года без системного анализа рынка.
Динамическое изменение цены на топливо, которую невозможно заранее предусмотреть и заложить в ожидаемую стоимость при планировании закупки на следующий период, — проблема многих заказчиков, которую каждый из них решает самостоятельно. О ней и поговорим далее.
При формировании ожидаемой стоимости бензина рекомендуем использовать информацию из официальных открытых источников, а именно:
Несмотря на наличие открытых источников, которые предоставляют информацию о среднерыночных ценах, при планировании следует учитывать нестабильность рынка топлива и предусматривать возможность повышения рыночных цен на бензин до момента объявления закупки.
Таким образом, в целях избежания в дальнейшем проблем с определением вида закупки, заказчикам, годовая потребность которых с учетом текущей стоимости бензина балансирует на грани выбора между, например, упрощенной закупкой и процедурой закупки, рекомендуем сделать выбор в годовом плане в пользу вида закупки, ценовой порог которой выше.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Предмет закупки для закупки бензина за государственные средства
Предмет закупки определяйте в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708, по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.
При закупке бензина используем код ДК 021:2015 — 09130000-9 «Нефть и дистилляты». Во время размещения информации на этапе объявления закупки в соответствии с п. 14 Порядка размещения информации о публичных закупках, утвержденного приказом Минэкономики от 11.06.2020 № 1082, также указываем код товара, определенного согласно Единому закупочному словарю, который больше всего соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки.
К сведению заказчиков: к указанному коду ДК 021: 2015 — 09130000-9 «Нефть и дистилляты» относится также дизельное топливо и нефтяной газ сжиженный. Таким образом, если заказчик имеет автотранспорт, для обеспечения работы которого необходимо приобретение различного горючего, при планировании это следует учесть, поскольку в соответствии с требованиями Закона Украины «О публичных закупках» бензин, дизельное топливо и нефтяной газ сжиженный — один предмет закупки, и выбор вида закупки будет зависеть от потребностей заказчика на все эти виды топлива.
Кроме того, в зависимости от потребностей и материальной базы заказчики могут осуществлять закупку бензина наливом (при наличии у заказчика лицензии на хранение горючего) или в талонах.
Заказчики, которые в соответствии с собственными потребностями планируют закупку как наливом, так и по талонам, также должны помнить, что это один предмет закупки. В то же время, учитывая что технические требования к предмету закупки, квалификационные критерии для участников и условия договора в таком случае будут различаться, рекомендуем проводить несколько закупок по выбранному виду закупки или разделить закупку на лоты.
Закупка бензина: КЭКР
Определение КЭКР для заказчиков, расходы которых финансируются из бюджета, осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 № 333. Приобретение горюче-смазочных материалов, талонов, смарт-карт (в т. ч. для транспортных средств специального назначения) осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Напомним, что информация о соответствующем коде экономической классификации расходов бюджета (для бюджетных средств) должна указываться в годовом плане закупок.
Какие КЭКР применять для закупки
Какую процедуру выбрать
Выбор процедуры закупки зависит от общей ожидаемой стоимости предмета закупки. Как мы уже отмечали, если заказчик колеблется, лучше сделать выбор в годовом плане в пользу вида закупки, ценовой порог которой выше. Напомним, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона заказчик не имеет права делить предмет закупки на части в целях избежания проведения процедуры открытых торгов / упрощенных закупок или применения данного Закона.
В то же время, ключевым в этой норме является запрет на деление предмета на части в целях избежания проведения процедуры открытых торгов / упрощенных закупок.
То есть, если заказчик, исходя из общей потребности в закупке бензина, например на 3 миллиона гривен, должен провести процедуру открытых торгов, Закон не запрещает провести 6 процедур открытых торгов по 500 тысяч гривен каждая. Конечно, советуем не делать этого одновременно.
Более того, заказчик может извлечь определенную выгоду из такого «разделения». Как уже отмечалось выше, рынок топлива нестабилен. Поэтому рыночная цена бензина, на основании которой заказчиком рассчитана ожидаемая стоимость при внесении информации в план закупок, может измениться уже за период проведения процедуры закупки и заключения договора. Если же договор долгосрочный и на значительный объем, а заказчик не имеет возможности принять весь объем одновременно, до завершения такого договора цена может повышаться неоднократно, что приведет к необходимости увеличения цены за единицу товара или к расторжению договора о закупке вследствие невозможности выполнения поставщиком своих обязательств.
Увеличение цены за единицу товара не только уменьшит объем товара по договору, но и привлечет внимание органов государственного финансового контроля. Отказ в повышении цены за единицу товара может привести к невозможности выполнения поставщиком обязательств. При этом взыскать штрафные санкции с поставщика в таком случае не всегда возможно. Таким образом, для заказчиков, которые могут контролировать и планировать расходы бензина, оптимальным решением может стать проведение «небольших» процедур закупок. Это позволит осуществить поставку в полном объеме единовременно в соответствии с условиями договора сразу после его подписания и избежать необходимости повышения цены.
Наставления для заказчиков
Заказчикам, предпочитающим проведение закупки одной процедурой на большой объем товара, рекомендуем внимательно подойти к включению в проект договора о закупке условий внесения изменений по увеличению цены за единицу товара. В частности, для внесения изменений согласно п. 2. ч. 5 ст. 41 Закона целесообразно предусмотреть в договоре четкий порядок внесения таких изменений, а именно:
- определить, в течение какого времени с даты заключения договора цена за единицу товара не может изменяться;
- каким именно документом должно быть подтверждено колебание цены на рынке и содержание этого документа.
При этом обращаем внимание, что, учитывая новую практику ВС (постановление ВС от 18.06.2021 по делу 927/491/19), возможность повышения цены за весь период действия договора более чем на 10 % от цены договора на сегодняшний день является дискуссионной. Хотя упомянутое Постановление ВС касается норм старой редакции Закона, его мотивация является предостережением для заказчиков для избежания злоупотреблений.
Еще одним основанием для повышения цены является п. 7 ч. 5 ст. 41 Закона, а именно: изменение установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменение курса иностранной валюты, изменение биржевых котировок или показателей Platts, ARGUS регулируемых цен (тарифов) и нормативов, которые применяются в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены. В целях применения данного основания Минэкономики рекомендует применение формульного ценообразования при закупке топлива, о чем указывает в своем письме от 08.01.2020 № 3304-04/698-06 «Относительно расчета цены на нефтепродукты».
В любом случае заказчик должен помнить, что залогом эффективных закупок является соблюдение принципов публичных закупок с сохранением баланса государственных и частных интересов.