Закупка бензина 2025
Планирование закупки бензина на каждый последующий год заказчик осуществляет самостоятельно исходя из опыта предыдущих лет. Заказчикам, расходы которых финансируются из бюджета, также следует учитывать расходы сметы на следующий год.
В условиях военного положения может возникать дополнительная непредсказуемая потребность в горючем.
Как закупать горючее в Prozorro Market
Как определить ожидаемую стоимость для закупки бензина
Важнейшим моментом при планировании закупки такого товара как бензин является определение ориентировочной ожидаемой стоимости при составлении годового плана закупок. Почему ориентировочной ожидаемой стоимости? Прежде всего, стоимость предмета закупки при планировании – залог определения правильного вида закупки. В то же время, предусмотреть рыночную стоимость бензина и его колебания в течение года без системного анализа рынка маловероятно.
Динамичность изменения цены на топливо, которую невозможно заранее предусмотреть и заложить в ожидаемую стоимость при планировании закупки на следующий период, является проблемой многих заказчиков, которую каждый из них решает самостоятельно, о чем и поговорим дальше.
Для формирования ожидаемой стоимости бензина рекомендуем использовать информацию из официальных открытых источников, а именно:
- Официальный веб-сайт Минэкономики;
- Официальный сайт Минфина.
Несмотря на наличие открытых источников, предоставляющих информацию о среднерыночных ценах, при планировании следует учитывать нестабильность рынка топлива и предусматривать возможность повышения рыночных цен на бензин до объявления закупки.
Следовательно, во избежание в дальнейшем проблем с определением вида закупки, заказчикам, годовая потребность которых с учетом текущей стоимости бензина балансирует на грани избрания между, например, заключением прямого договора о закупке (до 100 тыс. грн) или процедурой открытых торгов, рекомендуем сделать выбор в годовом плане в пользу вида закупки, ценовой порог которой выше.
Предмет закупки определяйте в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 15.04.2020 г. № 708, по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря (ДК 2015).
При закупке бензина используем код ДК 021:2015 - 09130000-9 «Нефть и дистилляты». При размещении информации на этапе объявления закупки, согласно пункту 14 Порядка размещения информации о публичных закупках, утвержденного приказом Минэкономики от 11.06.2020 № 1082, также указываем код товара, определенного в соответствии с Единым закупочным словарем, наиболее соответствующий названию номенклатурной позиции.
Что учесть для закупки дизельного топлива
Вниманию заказчиков – к указанному коду ДК 021:2015 – 09130000-9 «Нефть и дистилляты» принадлежит также дизельное топливо и сжиженный нефтяной газ. Таким образом, если заказчик имеет автотранспорт, для обеспечения работы которого необходимо приобретение разного топлива, при планировании это следует учесть, поскольку в соответствии с требованиями Закона Украины «О публичных закупках» бензин, дизельное топливо и нефтяной газ сжижен – один предмет закупки и избрание вид закупки будет зависеть от потребностей заказчика на все эти виды топлива.
Кроме того, в зависимости от потребностей и материальной базы заказчиков могут производить закупку бензина наливом (при наличии у заказчика лицензии на хранение горючего) или в талонах.
Заказчики, которые в соответствии с собственными потребностями планируют закупку как наливом, так и в талонах, также должны помнить, что это один предмет закупки. В то же время, учитывая, что технические требования к предмету закупки, квалификационные критерии для участников и условия договора в таком случае будут различаться, рекомендуем проводить несколько закупок по выбранному виду закупки или поделить закупки на лоты.
Какой КЭКР выбрать для закупки бензина
Определение КЭКР для заказчиков, расходы которых финансируются из бюджета, осуществляются в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333. Приобретение горюче-смазочных материалов, талонов, смарт-карт (в том числе для транспортных средств) специального назначения) осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Напомним, что информация о соответствующем коде экономической классификации расходов бюджета (для бюджетных средств) должна указываться в годовом плане закупок.
Какой вид закупки бензина выбрать
Выбор процедуры закупки зависит от общей стоимости предмета закупки. Как мы уже отмечали, если заказчик колеблется, лучше сделать выбор в годовом плане в пользу вида закупки, ценовой порог которой выше. Напомним, согласно пункту 6 Особенностей заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры закупки открытые торги/использование электронного каталога (в случае закупки товара), определенной этими Особенностями.
В то же время ключевым в этой норме является запрет на разделение предмета на части во избежание проведения процедуры открытых торгов/электронного каталога.
То есть если заказчик, с учетом общей потребности в закупке бензина, например на 3 миллиона гривен, должен провести процедуру открытых торгов, Закон не запрещает провести 6 процедур открытых торгов по 500 тысяч гривен каждая. Однако советуем не делать этого одновременно.
Заказчик может извлечь определенную выгоду от такого «разделения». Рынок топлива нестабильный. Следовательно, рыночная цена бензина, на основании которой заказчик рассчитал ожидаемую стоимость при внесении информации в план закупок, может измениться уже за период проведения процедуры закупки и заключения договора. Если же договор долгосрочный и на значительный объем, а заказчик не имеет возможности принять весь объем одновременно, до завершения такого договора цена может повышаться неоднократно, что приведет к необходимости увеличения цены за единицу товара или к расторжению договора о закупке вследствие невозможности выполнения поставщиком своих обязательств. язаний.
В этом случае для заказчиков, которые могут контролировать и планировать расход бензина, оптимальным решением может стать проведение «небольших» закупок. Это позволит осуществить поставки в полном объеме единовременно в соответствии с условиями договора сразу после его подписания и избежать необходимости повышения цены.
Единственное условие, что такое разделение общей потребности на несколько закупок возможно только в случае проведения нескольких открытых торгов или закупок путем применения электронного каталога.
Последний тоже очень уместен в случае, когда заказчику горючее нужно срочно.
Помните, что пункт 12 Особенностей предусматривает, что при закупке товара, стоимость которого составляет или превышает 100 тыс. гривен, с использованием электронного каталога, заказчик осуществляет отбор поставщика путем запроса цены предложений поставщиков в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением КМУ от 14.09.2020 №822.
В случае, когда закупка с применением электронного каталога не состоялась или профиль товара содержит только одно предложение поставщика, заказчик осуществляет закупку путем применения открытых торгов в порядке, определенном этими Особенностями, или путем запроса цены предложения поставщика в электронном каталоге в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога , утвержденного постановлением КМУ от 14.09.2020 № 822, с учетом этих особенностей.
Заказчик может в течение года разделить потребность в закупке горючего на несколько отрытых торгов и/или применения электронного каталога, то есть часть закупить через процедуру закупки, а часть через электронный каталог.
Если заказчик решит закупить бензин путем проведения процедуры закупки открытых торгов по всей годовой потребности, ему следует в проекте договора предусмотреть механизмы изменения цены с учетом требований пункта 19 Особенностей.
Кроме того, при проведении открытых торгов на закупку горючего заказчикам следует учитывать требования пункта 29 Особенностей. А именно положения пунктов 1 и 2 части 2 статьи 16 Закона заказчиком не применяются для закупки:
- твердого топлива;
- бензина;
- дизельного горючего;
- природного газа;
- газа сжиженного для автомобильного транспорта;
- газа сжиженного для коммунально-бытового потребления и промышленных целей;
- электрической энергии.
В случае осуществления таких закупок, заказчики не могут устанавливать требования к предмету закупки, не предусмотренные соответствующим национальным стандартом (при наличии национального стандарта для соответствующего предмета закупки).
Что учесть в проекте договора на закупку бензина
Для заказчиков, предпочитающих проводить закупку одной процедурой на большой объем товара, рекомендуем внимательно подойти к включению в проект договора о закупке условий внесения изменений по увеличению цены.
В соответствии с пунктом 19 Особенностей, существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания к выполнению обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, в частности, согласования изменения цены за единицу товара в договоре о закупке в случае колебания цены такого товара на рынке, что произошло с момента заключения договора о закупке или последнего внесения изменений в договор о закупке по части изменения цены за единицу товара. Изменение цены за единицу товара осуществляется пропорционально колебанию цены такого товара на рынке (процент увеличения цены за единицу товара не может превышать процент колебания (увеличения) цены такого товара на рынке при документальном подтверждении такого колебания и не должен привести к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке к моменту его заключения.
Таким образом, в проекте договора желательно сразу определить случаи, когда цена может изменяться, определить, каким документом это нужно подтвердить и в каком порядке это будет происходить.
Норма не ограничивает время, когда может изменяться цена договора о закупке, так что заказчики, по желанию, могут самостоятельно определить, в течение какого времени с даты заключения договора цена за единицу товара не может изменяться.
Еще одним условием этой нормы является то, что изменение цены обязательно должно быть документально подтверждено. В проекте договора заказчик может предположить, что такой документ предоставляет участник, а также определить, каким именно документом нужно подтвердить колебания цены на рынке и содержание этого документа.
Еще одним основанием для повышения цены является пункт 7 Особенностей, а именно изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменения курса иностранной валюты, изменения биржевых котировок или показателей Platts, ARGUS, регулируемых цен (тарифов), нормативов, средневзвешенных цен на электроэнергию на рынке «в сутки вперед», применяемые в договоре о закупке, в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены. С целью применения этого основания можем обратить внимание на письмо Минэкономики от 08.01.2020 № 3304-04/698-06 «Об расчете цены на нефтепродукты», в котором они рекомендуют применять формульное ценообразование при закупке топлива.
Кроме того, закупка горючего в период военного положения сопровождается соответствующими рисками. Поэтому в проекте договора следует тщательно подойти к формированию положений, определяющих порядок применения форс-мажорных обстоятельств.
Чтобы привлечь поставщиков к закупке заказчика, последнему следует проводить рыночные консультации и приглашать поставщиков к участию в закупке. Если в открытых торгах тендерное предложение представит хотя бы один участник, заказчик сможет определить его победителем и заключить с ним договор. Конечно, если тендерное предложение такого участника будет удовлетворять всем требованиям заказчика в тендерной документации. Так что не нагружайте тендерную документацию избыточными, ненужными требованиями. Вместо этого – предусмотрите в ней обеспечение выполнения договорных обязательств. Это снизит риск того, что участник откажется от выполнения договора о закупке в дальнейшем. Однако учтите, что такое требование одновременно уменьшит и заинтересованность многих участников участвовать в процедуре закупки.
В любых обстоятельствах заказчик должен помнить, что залогом эффективных закупок является соблюдение принципов публичных закупок с сохранением баланса государственных и частных интересов.