За что уполномоченное лицо может заплатить штраф

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
То, что проведение закупок дело ответственное, понятно из требований Закона № 922. А что ждет уполномоченное лицо, которое допустит ошибку при закупке? За какие огрехи придется заплатить деньгами? Основания, размеры штрафов и собственно процедуру применения штрафа к уполномоченному лицу заказчика разъясняем в статье

Организацией и проведением процедур закупок от имени заказчиков занимаются специальные лица, которые Закон № 922 определяет как уполномоченные лица (далее – УЛ). Поэтому каждому заказчику, особенно его УЛ, нужно знать и помнить о нарушениях законодательства, за которые УО могут оштрафовать.

Изменения в требованиях к мониторингу закупок

За что штрафуют уполномоченное лицо

Обратите внимание, что речь идет именно о штрафах, применяемых к УЛ, то есть к физическому лицу (человеку), и это административный штраф, предусмотренный в статье 164-14 КоАП.
Статья 164-14 КоАП определяет два блока правонарушений. В первом блоке штрафы меньше, поскольку противоправные действия УЛ, которые он описывает, нанесут меньше ущерба бюджету.
Первый блок изложен в частях 1-2 статьи 164-14 КоАП. В первой – состав нарушения и вид административной ответственности – штраф. Во второй – размер штрафа за повторность нарушения, описанного в части 1 статьи 164-14 КоАП. Рассмотрим подробнее.
Следовательно, по нормам первого блока УЛ штрафуют за:
  • нарушение порядка определения предмета закупки;
  • несвоевременное предоставление или непредоставление заказчиком разъяснений по содержанию тендерной документации;
  • тендерная документация составлена не в соответствии с требованиями закона;
  • размер обеспечения тендерного предложения, установленный в тендерной документации, превышает пределы, определенные законом;
  • необнародование или нарушение сроков обнародования информации о закупках;
  • bsp; необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках, осуществляемых в соответствии с положениями Закона от 17.03.2020 № 530-IX. Хотя карантин официально закончился, этот Закон до сих пор действует;
  • непредоставление информации, документов в случаях, предусмотренных законом;
  • нарушение сроков рассмотрения тендерного предложения.
Оксана Соколова шеф-редактор Экспертус Госзакупки
Статья сориентирует в законодательных нововведениях, предусматривающих уголовную ответственность за препятствование органу госфинконтроля. За какие действия привлекут к ответственности и кого дальше
Второй блок изложен в частях 3-4 статьи 164-14 КоАП. Третья часть описывает состав нарушения и вид административной ответственности – штраф, четвертая – размер штрафа за повторность нарушения, что описано в части 3 статьи 164-14 КоАП.
 Следовательно, по предписаниям второго блока УЛ штрафуют за:
  • приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок в соответствии с требованиями закона;
  • применение конкурентного диалога или торгов с ограниченным участием или переговорной процедуры закупки на условиях, не предусмотренных законом;
  • неотклонение тендерных предложений, подлежащих отклонению в соответствии с законом;
  • отклонение тендерных предложений по основаниям, не предусмотренным законом или не в соответствии с требованиями закона (безосновательное отклонение);
  • заключение с участником, ставшим победителем процедуры закупки, договора о закупке, условия которого не отвечают требованиям тендерной документации и/или тендерного предложения победителя процедуры закупки;
  • внесение изменений в существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных законом;
  • внесение недостоверных персональных данных в электронную систему закупок и необновления в случае их изменения; нарушение сроков обнародования тендерной документации.

Размер штрафов на уполномоченное лицо

Величина штрафов зависит от того, совершило ли новое нарушение лицо, которое в течение года уже подвергалось административному взысканию за такое же нарушение. То есть если к УЛ в течение года был применен штраф по части 1 статьи 164-14 КоАП за то, что оно нарушило порядок определения предмета закупки, то «повторным» будет нарушение именно порядка определения предмета закупки. Если же будет выявлено, что УЛ установило в тендерной документации размер обеспечения тендерного предложения больше, чем определяет Закон № 922, то это также нарушение части 1 статьи 164-14 КоАП, но иное. Поэтому к УЛ применяется меньший размер штрафа, хотя формально это его второе нарушение, но с другим составом.
В КоАП размер штрафов привязан к не облагаемым налогом минимумам доходов граждан, что составляет 17 грн, для целей применения штрафов.

Уголовная ответственность в закупках

Кто налагает штраф

Следует различать понятия «применение штрафа» и «составление протокола». Так, протоколы, свидетельствующие о выявленных нарушениях УО составляют преимущественно органы Госаудитслужбы. Государственный внешний финансовый контроль (аудит) по осуществлению закупок за счет средств государственного бюджета проводит Счетная палата на всех стадиях закупок (ст. 13 Закона «О Счетной палате»)
Но само по себе составление протокола об административном правонарушении не свидетельствует о том, что штраф будет применен или что нарушение действительно было. Ведь каждая УЛ имеет право опровергнуть факт того, что она не сдержала требования Закона № 922. То есть предоставить доказательства того, что состава нарушения, которое предусматривает статья 164-14 КоАП в действиях (или бездействия) УО, – нет.
Впрочем, учтите, какой государственный орган имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях. То есть кто именно может применить (наложить) штраф.
Важно! Чтобы, в частности, защитить свои права, УЛ должно помнить о сроках привлечения к административной ответственности в закупках.
По статье 221 КоАП, дела об административных правонарушениях, предусмотренные в частях 3-6 статьи 164-14 КоАП, рассматривают местные общие суды. На практике это означает, что орган Госаудитслужбы составляет протокол о правонарушениях и передает его на рассмотрение местному общему суду. Какому именно УЛ может проверить на сайте «Судебная власть Украины» после того, как укажет свой населенный пункт или район. Далее суд рассматривает дело и решает, есть ли в действиях УЛ состав правонарушения (тогда применяется штраф) или нарушения не было (тогда никаких последствий, в т.ч. взыскания штрафа не наступает).
Обратите внимание! В таких случаях обжаловать решение суда можно только до апелляции по правилам (форме судопроизводства) рассмотрения дел об административных правонарушениях.
А вот правонарушения, предусматривающие части 1-2 статьи 164-14 КоАП, рассматривают органы финансового контроля. Это означает, что протоколом о правонарушениях УЛ приглашают на рассмотрение дела в отношении него и, если государственный орган приходит к выводу, что правонарушение было, к УЛ применят штраф путем составления постановления.
В этом случае, если УЛ не согласна с применением штрафа, она может подать в местный суд исковое заявление по правилам административного судопроизводства.

Schkola1.png

Станьте слухачем Вищої школи Закупівельника,

щоб швидко опановувати всі закупівельні зміни в умовах воєнного стану

Выводы

УЛ следует помнить о том, что нарушение предписаний Закона № 922 может привести к достаточно значительным штрафам, которые будут взысканы именно с нее.
Поэтому необходимо постоянно проверять свои действия по проведению закупок с требованиями Закона № 922, постоянно следить за изменениями законодательства и постоянно учиться.
В то же время, если в УЛ будет принято постановление о привлечении его к штрафу, нужно проверять, компетентный ли орган принял такое постановление, было ли правонарушение и учитывать сроки. Если постановление было принято с нарушениями, оно может быть обжаловано в суд или в суд высшей инстанции.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді