Канцтовары: выбираем код ДК для закупки
Каждый заказчик проводит закупку канцтоваров. Каждой организации нужны, по меньшей мере, ручки, карандаши и бумага. При таких условиях почти все заказчики должны осуществлять закупку канцтоваров, поэтому рассмотрим, на что обратить внимание при обнародовании такой закупки.
Код ДК: канцелярские товары
В понимании Закона № 922 канцтовары — это товар. И этот товар является достаточно конкурентным.
Предмет закупки товаров заказчик определяет согласно пункту 34 части 1 статьи 1 Закона № 922 и по показателю четвертой цифры Единого закупочного словаря.
Наиболее распространенный знак Единого закупочного словаря, который применяют для определения предмета закупки канцтоваров — это код ДК 30190000-7 «Офисное оборудование и принадлежности разные». Именно по этому знаку можно найти и бумагу для печати, и скобы, и кнопки.
В указанном разделе Единого закупочного словаря достаточно широкий перечень канцтоваров. В то же время помните, что в соответствии с пунктом 14 Порядка № 1082, при внесении информации о предмете закупки товаров и услуг в объявления, обнародование которых предусматривает Закон, и уведомления о намерении заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки в отдельных электронных полях дополнительно следует указывать информацию относительно:
- названия товара или услуги каждой номенклатурной позиции предмета закупки;
- кода товара или услуги, определенного в соответствии с Единым закупочным словарем, который наиболее соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки.
Таким образом, заказчик должен четко установить, какую именно канцелярию он покупает в соответствии со знаком Единого закупочного словаря, который наиболее соответствует названию номенклатурной позиции предмета закупки.

Номенклатура по коду ДК для канцтоваров
Например, ДК 021:2015 код 30190000-7 — Офисное оборудование и принадлежности разные (Канцтовары, бумага А4), а в середине закупки указать:
- код ДК 30197110-0 Скобы (Скобы для степлера № 10);
- код ДК 30199230-1 Конверты (Конверты почтовые А4);
- код ДК 30192800-9 Самоклеящиеся этикетки (самоклеящиеся этикетки мелкие);
- код ДК 30192125-3 Маркеры (маркеры для досок);
- код ДК 30192125-3 Маркеры (маркеры для бумаги);
- код ДК 30197630-1 Бумага для печати (бумага А).
Следует быть внимательными при определении номенклатурных позиций и кода Единого закупочного словаря, ведь при наличии конкретного названия номенклатурной позиции будет нарушением, если указать общее название.
Например, в закупке UA-2023-03-31-002485-a аудиторы отметили, что согласно информации о предмете исследуемой закупки, обнародованной в электронной системе закупок (объявление о проведении открытых торгов), заказчик указал вид предмета закупки товар, а также код классификатора ДК 021:2015 30190000-7 — Офисное оборудование и принадлежности разные.
Учтите, что Единый закупочный словарь содержит следующие коды: 30199230-1 — Конверты, 30197630-1 — Бумага для печати.
Однако заказчик, когда указывал в объявлении о проведении открытых торгов описание каждой номенклатурной позиции предмета закупки, определил код 021:2015 30190000-7 — Офисное оборудование и принадлежности разные. Это является нарушением требований пункта 14 Порядка № 1082.
Не все знакомые нам канцтовары имеют соответствующее название в Едином закупочном словаре. Например, код 30190000-7 не содержит такого предмета как линейка (то есть линейка для измерения).
В то же время в Едином закупочном словаре есть знак 39292500-0 «Линейки», который находится в классе 39290000-1 «Фурнитура разная» раздела 39000000-2 «Мебель (в том числе офисная мебель), мебельно-декоративные изделия, бытовая техника (кроме осветительного оборудования) и средства для чистки».
Таким образом, слово вроде бы знакомое, но учитывая раздел, в котором оно содержится, его нельзя применить к закупке канцтоваров.
В этом случае для закупки линейки будет уместнее применить приближенное определение, например 30194000-5 «Чертежные принадлежности».
Код ДК: интерактивная доска
Также, не все, что мы привыкли рассматривать как канцелярские товары для школьного использования, таковыми являются. Например, интерактивная доска хоть и используется для обучения, но является сложным инструментом, который скорее стоит закупать по коду 32320000-2: Телевизионное и аудиовизуальное оборудование.
Важно! При любых условиях заказчику не стоит пытаться разделить предмет закупки канцтоваров, ведь это может привести к нарушению и штрафу.
Код ДК: канцелярские принадлежности
В код ДК по четвертому знаку также входит категория «30192000-1 Офисные принадлежности» и «30197000-6 Мелкие канцелярские принадлежности». В целом в этом коде часто встречается термин «принадлежности».
«Принадлежности» в украинском языке означает совокупность предметов, необходимых для определенной деятельности, работы или использования с определенным оборудованием. Это могут быть инструменты, оборудование, материалы или другие вещи, которые используются вместе для достижения определенной цели. Учитывая это определение, следует принимать во внимание, с чем связаны соответствующие принадлежности в категории.
Например, код ДК «30237300-2 Компьютерные принадлежности» касается принадлежностей, связанных с компьютерами, код ДК «30195911-1 Принадлежности к доскам для маркеров» соответственно досок для маркеров.
К мелким канцелярским принадлежностям можно отнести много разных вещей, например автоматическую точилку для карандашей, антистеплер, степлер и т.д. Но следует учитывать, что для этих товаров в ДК существуют отдельные подкатегории. Например, код ДК «30197321-2 Антистеплеры», код ДК «30197320-5 Степлеры».
Следовательно, к мелким канцелярским принадлежностям можно отнести только те принадлежности, которые не встречаются в других категориях, например, линейки.
В ДК есть код «39292500-0 Линейки», но он находится в разделе «Мебель (в том числе офисная мебель), мебельно-декоративные изделия, бытовая техника (кроме осветительного оборудования) и средства для чистки». Поэтому, когда речь идет о канцелярской линейке, ее можно отнести к коду «30197000-6 Мелкие канцелярские принадлежности».
Такой же подход к офисным принадлежностям.
Закупка канцтоваров в Prozorro Market
Канцелярские товары наиболее удобно закупать через Prozorro Market. В нем следует найти раздел «Офисное оборудование и принадлежности разные» и в нем заказчик может выбрать нужный товар.
Выбрав нужную заказчику спецификацию товара, он сможет добавить товары в корзину и объявить запрос предложений поставщиков.
Обычно такая закупка успешно проводится через Prozorro Market, ведь в нем много разных поставщиков канцелярских товаров.
Закупка канцтоваров по прямому договору
Канцтовары по прямому договору можно закупать исключительно в случае, когда их стоимость по одному коду ДК не превышает 100 тыс. грн. В других случаях лучше воспользоваться Prozorro Market, применение которого для закупки товаров не ограничивается стоимостью.
Пункт 13 Особенности № 1178 не содержит оснований для заключения прямого договора для закупки канцтоваров. Следовательно, заказчик руководствуется стоимостными пределами для определения вида закупки.