Готовимся к заключению договора закупок

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Как подготовиться к заключению договора о закупке? Что учесть на этапе предварительной работы перед заключением договора, чтобы документальное оформление было четким и корректным согласно законодательным нормам? Предлагаем тому, кто знает, — повторить, кто не в курсе — выяснить, как это происходит на практике.

Договор о закупке – это хозяйственный договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки/упрощенной закупки и предусматривающий платное оказание услуг, выполнение работ или приобретение товара (п.6 ч. 1 ст.1 Закона № 922).

Запрещается заключение договоров о закупке, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения открытых торгов/использования электронного каталога, кроме случаев, предусмотренных этими особенностями.

Согласно п. 17 Особенностей №1178 договор о закупке по результатам проведенной закупки согласно п.п. 10 и 13 этих особенностей заключается в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины с учетом положений ст. 41 Закона № 922, кроме частей второй – пятой, седьмой – девятой статьи 41 Закона, и этих особенностей.

Условия для заключения договора

Закон предусматривает, что тендерная документация должна содержать проект договора с порядком изменений его условий.

Согласно п. 18 Особенностей №1178 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения победителя процедуры закупки, в том числе по результатам электронного аукциона, кроме случаев:

  • определение денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте;
  • перерасчета цены в сторону уменьшения цены тендерного предложения победителя без уменьшения объемов закупки;
  • пересчете цены и объемов товаров в сторону уменьшения при необходимости приведения объемов товаров в кратность упаковки.

Таким образом, участник при изучении требований тендерной документации принимает для себя решение согласен ли он подписать соответствующий договор в случае победы и выполнять его согласно установленным условиям.

Если условия проекта договора участника не устраивают, он может обжаловать их в Орган обжалования. Однако, если проект договора, предоставленный в тендерной документации, устраивает участника, он готовит и подает тендерное предложение.

Кроме условий договора о закупке в тендерной документации заказчик определяет и порядок заключения договора с участником, избранным победителем процедуры закупки.

Такой порядок предусматривает требования к документам, которые в соответствии с законодательством установлены для представления участникам победителем, как обязательные.

Напомним, что победитель процедуры закупки в срок, не превышающий четыре дня с даты обнародования в электронной системе закупок уведомления о намерении заключить договор о закупке, должен предоставить заказчику путем обнародования в электронной системе закупок документы, подтверждающие отсутствие оснований, указанных в подпунктах 3, 5, 6 и 12 п. 47 Особенностей №1178.

Кроме того, победитель процедуры закупки при заключении договора о закупке должен предоставить соответствующую информацию о праве заключения договора о закупке.

Вместе с тем заказчик может установить и дополнительные требования к заключению договора, например предоставить перерасчет цены участника по результатам аукциона.

Кроме того, важным условием для заключения договора с победителем процедуры закупки является предоставление им обеспечения выполнения договора о закупке, если заказчик предусматривал такое требование в тендерной документации.

Такое обеспечение должно быть предоставлено не позднее даты заключения договора о закупке, если заказчик не устанавливал других сроков.

В случае невыполнения вышеуказанных требований, заказчик может отклонить предложение участника победителя.

Ведь заказчик отклоняет тендерное предложение с указанием аргументации в электронной системе закупок в случае, когда победитель процедуры закупки:

  • отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке;
  • не предоставил способом, указанным в тендерной документации, документы, подтверждающие отсутствие оснований, определенных в подпунктах 3, 5, 6 и 12 пункта 47 этих особенностей;
  • не предоставил обеспечения исполнения договора о закупке, если такое обеспечение требовалось заказчиком;
  • предоставил недостоверную информацию, существенную для определения результатов процедуры закупки, которая заказчиком обнаружена в соответствии с абзацем первым пункта 42 этих особенностей.

В случае отклонения тендерного предложения по основанию, определенному подпунктом 3 пункта 44 этих особенностей, заказчик определяет победителя процедуры закупки среди участников процедуры закупки, тендерное предложение (срок действия которого еще не истек) которого соответствует критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и может быть признана наиболее экономически выгодной в соответствии с требованиями Закона и этих особенностей и принимает решение о намерении заключить договор о закупке в порядке и на условиях, определенных статьей 33 Закона и настоящим пунктом.

В случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение в списке тендерных предложений, расположенных по результатам их оценки, начиная с лучшего, которое считается в таком случае наиболее экономически выгодным, в порядке и сроки, определенные этими особенностями.

Решение о намерении заключить договор о закупке принимается заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона № 922 и п. 49 Особенностей №1178.

Когда договор о закупке считается заключенным

Уведомление о намерении заключить договор о закупке автоматически формируется электронной системой закупок в течение одного дня с даты обнародования заказчиком решения об определении победителя процедуры закупки в электронной системе закупок.

Договор заключен, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора. Существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, определенные законом как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, по которым по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.638 ГКУ).

Заключение сторонами договора по государственному заказу (государственного контракта) производится в порядке, предусмотренном ст.181 ХКУ, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Государственный договор заключается методом подписания сторонами одного документа. Частью первой ст.629 ГКУ установлено, что договор обязателен для выполнения сторонами.

При заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.

Условия предмета в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству. Требования по качеству предмета договора определяются в соответствии с обязательными для сторон нормативными документами, указанными в ст.15 ХКУ, а в случае их отсутствия - в договорном порядке, с соблюдением условий, обеспечивающих защиту интересов конечных потребителей товаров и услуг (ст.180 ХКУ).

Требования к форме заключения договора о закупке установлены в ст.181 ХКУ, где указано, что хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами.

При этом если договор о закупке заключается по результатам процедуры закупки, которая осуществлялась по отдельным частям предмета закупки (лотами), то договор о закупке может быть заключен с победителем по каждому лоту отдельно. В случае если участник становится победителем нескольких или всех лотов, заказчик может заключить один договор о закупке с победителем, объединив лоты (часть пятнадцатая ст.29 Закона № 922).

Важно понимать, что когда избран победитель процедуры закупки и он выполнил все требования тендерной документации как победитель процедуры закупки, то заказчик не может отказаться от подписания договора.

В деле № 910/817/202 суд установил, что в Законе № 922 конструкция «заказчик заключает», а не «заказчик имеет право заключить» свидетельствует, что данная норма возлагает именно обязанность и именно на заказчика заключить договор с победителем торгов, проект и существенные условия которого уже согласованы сторонами.

То есть, единственными основаниями не заключения договора являются действия или бездействие именно участника торгов, а не заказчика.

Когда договор о закупке подписано обязательство должно выполняться должным образом в частности в соответствии с условиями договора (ст.526 ГКУ) При этом в соответствии с частью первой ст.651 ГКУ изменение или расторжение договора допускается только с согласия сторон, если иное не установлено договором или законом.

Требовать ли у победителя информационную справку из Реестра НАПК

Срок заключения договора о закупке

В целях обеспечения права на обжалование решений заказчика в орган обжалования договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через пять дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.

В случае подачи жалобы в орган обжалования после обнародования в электронной системе закупок уведомление о намерении заключить договор о закупке в течение срока для заключения договора о закупке останавливается.

Заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения победителя процедуры закупки.

При этом заказчикам необходимо учитывать, что течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ст.253 ГКУ).

В случае обоснованной необходимости срок заключения договора может быть продлен до 60 дней.

Законодательство не определяет кто именно должен обосновывать необходимость продления срока заключения договора, но поскольку технически в электронной системе закупок производить какие-либо действия на этом этапе может только заказчик, то решение по нему.

В целях обеспечения права на обжалование решений заказчика в орган обжалования договор о закупке не может быть заключен раньше, чем через пять дней с даты обнародования в электронной системе закупок сообщения о намерении заключить договор о закупке.
В случае подачи жалобы в орган обжалования после обнародования в электронной системе закупок уведомление о намерении заключить договор о закупке в течение срока для заключения договора о закупке останавливается.
Заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем процедуры закупки, в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 15 дней с даты принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложения победителя процедуры закупки.
При этом заказчикам необходимо учитывать, что течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ст.253 ГКУ).
В случае обоснованной необходимости срок заключения договора может быть продлен до 60 дней.
Законодательство не определяет кто именно должен обосновывать необходимость продления срока заключения договора, но поскольку технически в электронной системе закупок производить какие-либо действия на этом этапе может только заказчик, то решение по нему.


зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді