На всех без исключения этапах часто возникают конфликтные ситуации участника и заказчика. Как следствие, участник не согласен с действиями или бездеятельностью заказчика и обжалует такие действия.
Законодательством предусмотрен порядок решения таких споров:
- путем обращения участника с вопросами или требованиями;
- путем обжалования решения, действий или бездеятельности заказчика в постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок;
- путем обжалования решений, действий или бездеятельности заказчика и/или тендерной коллегии АМКУ в суде.
Если первые два пункта предусмотрены системой ПроЗорро и регламентированы Законом, то судебный механизм имеет разнообразную практику. Это может быть обжалование решения о признании одного из участников победителем, иски о признании торгов не состоявшимися, признании незаконными действий заказчика, иски, касающиеся внесения изменений в договоры о закупках.
Итак, перейдем к основным ошибкам заказчика, которые необходимо учесть при закупке:
- Установление слишком детализированных или необоснованных требований к участникам, установление требований, которые дискриминируют или делают невозможной конкурентоспособность участника.
- Нарушение порядка проведения закупки, отказ от устранения нарушений, определенных решением органа обжалования.
- Безосновательное отклонение заказчиком предложения, которое соответствовало условия.
- Требование дополнительных копий документов от участника является безосновательным и нерациональным, ведь все документы участники предоставляют с помощью ПроЗорро и в электронном виде.
- Требование о предоставлении конкретного документа, который дублирует уже предоставленную участником информацию;
- Требование о предоставлении документального подтверждения информации, которая является открытой и той, которую можно найти в открытых реестрах.
- Необоснованное требование об определении количества работников определенной специальности, запросы о предоставлении трудовых книжек или штатного расписания.
- Необоснованное требование о предоставлении сведений о количестве и материально-технической базе, предоставлении документов, подтверждающих право на такое имущество.
- Необоснованные требования о предоставлении договоров, которые не считаются аналогичными или тождественными. Требование о предоставлении информации о заказчике, объеме произведенных работ или поставки товаров, документов, подтверждающих выполнение такого договора.
- Требование о предоставлении участником отзывов об опыте сотрудничества с ними от заказчика и от лиц, связанных с закупкой.
- Объединение различной по характеристикам продукции в один лот, что лишает участника конкурентоспособности и нарушает принципы проведения закупки.
- Установление требования и характеристики товара, которые характеризуют только одну торговую марку или производителя, что лишает участников возможности поставить товар, тождественный по своим функциональным или качественным характеристикам.
Що нового в оскарженні публічних закупівель: 8 прикладів - Отсутствие детального описания заказчиком товара и его характеристик, что делает невозможным объективное определение предмета закупки для участника.
- Описание требований к товару с указанием равнозначности без предоставления соответствующих критериев, с помощью которых можно определить эту эквивалентность товаров;
- Неопределение использования субподрядчика в случаях, предусмотренных Законом, или неопределение информации, которую необходимо предоставить о субподрядчике в случае закупки работ или услуг.
- Определение и установление участником условий договора, не удовлетворяющих нормам Закона.
- Отсутствие в тендерной документации информации о формальных ошибках, не влияющих на содержание предложения, из-за которых заказчик отклоняет предложение.
- Определение формальных ошибок как нарушений или отклонение предложения при наличии формальной ошибки, предусмотренной Перечнем формальных ошибок, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.04.20 г. № 710.
Законодательством предусмотрены также случаи признания договора закупки ничтожным, а именно:
- несоблюдение заказчиком предусмотренного требования о проведении процедуры закупки или упрощенной закупки;
- заключение договора во время обжалования процедуры закупки;
- если условия договора отличаются от предложения по результатам электронного аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки / упрощенной закупки или согласованной цены предложения участника при применении переговорной процедуры, кроме случаев определения денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте и/или случаев перерасчета цены по результатам электронного аукциона в сторону уменьшения цены тендерного предложения / предложения участника без уменьшения объемов закупки.
- нарушение сроков заключения договора, предусмотренных Законом.
✅ Для вас целые сутки будут открыты статьи, видеоразъяснения, образцы документов
Несоблюдение требований Закона приводит к обжалованию закупки в суде, что подтверждается выводами ВСУ от 18.02.19 г. по делу № 910/2197/18.
Заказчику необходимо ответственно изучить этапы проведения закупки (что нужно учесть на разных этапах упрощенной закупки, во избежание негативных последствий, просто и четко сформулировать требования к участникам с соблюдением норм Закона и правильно сформулировать необходимость в закупке. Следует избегать слишком детализированных и чрезмерных требований к участникам, ведь это часто приводит к противоречиям с Законом.