Топ-ошибок заказчика, которые приводят к обжалованию закупки

RU UA
Одна из неприятных ситуаций, с которыми может столкнуться заказчик при проведении закупки, — это ее обжалование. Для того чтобы провести честную и открытую закупку и не допустить ошибок, необходимо проанализировать наиболее распространенные ошибки заказчика и участника, которые приводят к обжалованию закупки.

На всех без исключения этапах часто возникают конфликтные ситуации участника и заказчика. Как следствие, участник не согласен с действиями или бездеятельностью заказчика и обжалует такие действия.

Законодательством предусмотрен порядок решения таких споров:

  • путем обращения участника с вопросами или требованиями;
  • путем обжалования решения, действий или бездеятельности заказчика в постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок;
  • путем обжалования решений, действий или бездеятельности заказчика и/или тендерной коллегии АМКУ в суде.

Если первые два пункта предусмотрены системой ПроЗорро и регламентированы Законом, то судебный механизм имеет разнообразную практику. Это может быть обжалование решения о признании одного из участников победителем, иски о признании торгов не состоявшимися, признании незаконными действий заказчика, иски, касающиеся внесения изменений в договоры о закупках.

Итак, перейдем к основным ошибкам заказчика, которые необходимо учесть при закупке:

  1. Установление слишком детализированных или необоснованных требований к участникам, установление требований, которые дискриминируют или делают невозможной конкурентоспособность участника.
  2. Нарушение порядка проведения закупки, отказ от устранения нарушений, определенных решением органа обжалования.
  3. Безосновательное отклонение заказчиком предложения, которое соответствовало условия.
  4. Требование дополнительных копий документов от участника является безосновательным и нерациональным, ведь все документы участники предоставляют с помощью ПроЗорро и в электронном виде.
  5. Требование о предоставлении конкретного документа, который дублирует уже предоставленную участником информацию;
  6. Требование о предоставлении документального подтверждения информации, которая является открытой и той, которую можно найти в открытых реестрах.
  7. Необоснованное требование об определении количества работников определенной специальности, запросы о предоставлении трудовых книжек или штатного расписания.
  8. Необоснованное требование о предоставлении сведений о количестве и материально-технической базе, предоставлении документов, подтверждающих право на такое имущество.

  9. Необоснованные требования о предоставлении договоров, которые не считаются аналогичными или тождественными. Требование о предоставлении информации о заказчике, объеме произведенных работ или поставки товаров, документов, подтверждающих выполнение такого договора.
  10. Требование о предоставлении участником отзывов об опыте сотрудничества с ними от заказчика и от лиц, связанных с закупкой.
  11. Объединение различной по характеристикам продукции в один лот, что лишает участника конкурентоспособности и нарушает принципы проведения закупки.
  12. Установление требования и характеристики товара, которые характеризуют только одну торговую марку или производителя, что лишает участников возможности поставить товар, тождественный по своим функциональным или качественным характеристикам.

    Що нового в оскарженні публічних закупівель: 8 прикладів

  13. Отсутствие детального описания заказчиком товара и его характеристик, что делает невозможным объективное определение предмета закупки для участника.
  14. Описание требований к товару с указанием равнозначности без предоставления соответствующих критериев, с помощью которых можно определить эту эквивалентность товаров;
  15. Неопределение использования субподрядчика в случаях, предусмотренных Законом, или неопределение информации, которую необходимо предоставить о субподрядчике в случае закупки работ или услуг.
  16. Определение и установление участником условий договора, не удовлетворяющих нормам Закона.
  17. Отсутствие в тендерной документации информации о формальных ошибках, не влияющих на содержание предложения, из-за которых заказчик отклоняет предложение.
  18. Определение формальных ошибок как нарушений или отклонение предложения при наличии формальной ошибки, предусмотренной Перечнем формальных ошибок, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.04.20 г. № 710.

Законодательством предусмотрены также случаи признания договора закупки ничтожным, а именно:

  • несоблюдение заказчиком предусмотренного требования о проведении процедуры закупки или упрощенной закупки;
  • заключение договора во время обжалования процедуры закупки;
  • если условия договора отличаются от предложения по результатам электронного аукциона (в т. ч. цены за единицу товара) победителя процедуры закупки / упрощенной закупки или согласованной цены предложения участника при применении переговорной процедуры, кроме случаев определения денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте и/или случаев перерасчета цены по результатам электронного аукциона в сторону уменьшения цены тендерного предложения / предложения участника без уменьшения объемов закупки.
  • нарушение сроков заключения договора, предусмотренных Законом.

Несоблюдение требований Закона приводит к обжалованию закупки в суде, что подтверждается выводами ВСУ от 18.02.19 г. по делу № 910/2197/18.

Заказчику необходимо ответственно изучить этапы проведения закупки (что нужно учесть на разных этапах упрощенной закупки, во избежание негативных последствий, просто и четко сформулировать требования к участникам с соблюдением норм Закона и правильно сформулировать необходимость в закупке. Следует избегать слишком детализированных и чрезмерных требований к участникам, ведь это часто приводит к противоречиям с Законом.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді