Закупка электроэнергии: реалии 2020

Закон о рынке электроэнергии не так давно заложил правовые предпосылки для закупки заказчиками электрической энергии на конкурсной основе. Как влияет это на работу заказчика и как планировать закупку электроэнергии - расскажем подробно.

Вопросы о порядке, по которому проводится закупка электроэнергии в 2020 году начинаются с изменений в отношениях, связанных с производством, передачей, распределением, куплей-продажей, поставкой электрической энергии потребителям, регулирует на данный момент Закон «О рынке электрической энергии» от 13.04. 2017 № 2019 (далее - Закон № 2019).

Этот закон вступил в силу еще 11 июня 2017 (за исключением отдельных норм, вступление в силу которых произойдет 16 октября 2020 и 1 января 2021). Действовать новый порядок начал с 11 декабря 2018 года. С этого момента один и тот же субъект хозяйствования не имеет права одновременно вести деятельность по распределению и поставке электрической энергии.

Изменения в порядке функционирования рынка электрической энергии, введенное Законом № 2019, коснулись непосредственно и заказчиков, самостоятельно должны заботиться о закупке электроэнергии.

Закупка электроэнергии сегодня

Одной из важных признаков рынка электрической энергии теперь является то, что он функционирует на конкурентных началах, кроме деятельности субъектов естественных монополий, с ограничениями, установленными Законом № 2019 (ч. 1 ст. 3 Закона № 2019).

А поставки электрической энергии потребителям будет осуществляться по свободным ценам.

По закону № 2019 выделяются две группы потребителей:

  • малых бытовых потребителей - покупает электроэнергию для собственного потребления, электроустановки которого имеют договорную мощность до 50 кВт;
  • бытовой потребитель - это может быть, как физическое лицо, так и коллективный потребитель в виде юрлица, потребляющих электроэнергию на основе показателей общего расчетного средства учета. При этом потребности таких потребителей - собственные бытовые и не включают профессиональную и / или хозяйственной деятельности.

Отдельные учреждения можно отнести к малым бытовым потребителям или к бытовым потребителям. Поставка электроэнергии таким потребителям носит название универсальной услуги (п. 67 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019). Поставщики универсальных услуг на рынке электроэнергии не могут отказывать бытовым и малым бытовых потребителей, находящихся на территории осуществления его деятельности.

Внимание: Бюджетные учреждения имеют право закупать электроэнергию и как товар, и как универсальные услуги.

На период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 включительно универсальные услуги предоставляются также всем бюджетным учреждениям независимо от того, принадлежат ли они к малым не бытовым или бытовым потребителям и независимо от размера договорной мощности (п. 13 Заключительных и переходных положений Закона № 2019 , письмо ГКСУ от 16.10.2019 г. № 16-06-06 / 17717, письмо Минэкономразвития от 13.12.2018 г. № 3304-04/54502-07). Также это исключение распространяется на других потребителей, электроустановки, которые присоединены к электрическим сетям с договорной мощностью до 150 кВт.

Однако, обратите внимание, что получение универсальных услуг бюджетным учреждением является правом, а не обязанностью (см. Письмо ГКСУ от 16.10.2019 г. № 16-06-06 / 17717). Можно также изменить электропоставщика, если есть такая возможно, и соответственно — конкурент (ч. 1 ст. 59 Закона № 2019). Найти этих всех конкурентов-поставщиков электроэнергии можно на сайте НКРЭКУ в перечне электропоставщиков, осуществляющих деятельность.

Выбирать поставщика универсальной услуги без процедуры открытых торгов можно, если объем закупки не превышает 200 тыс. грн в год (подробнее - ниже об открытых торгах). Хотя это тоже при отсутствии конкуренции поставщиков в данном регионе тоже можно обойти (подробнее - ниже про переговорную процедуру).

После окончания переходного периода с 1 января 2021 право на получение универсальной услуги останется только у бюджетных учреждений, которые отвечают признакам малого не бытового потребителя.

Закупка электроэнергии после распределения видов деятельности на рынке

Закон № 2019 разделяет виды деятельности по распределению и поставке электрической энергии.

Поставка электрической энергии

Электропоставщиков считают субъектов хозяйствования, которые осуществляют продажу электрической энергии по договору поставки электрической энергии потребителю (далее - договор). Однако возможность поставлять электрическую энергию потребителям имеют лишь те электропоставщиков, которые получили соответствующую лицензию (ч. 1 ст. 56 Закона № 2019).

В договоре стороны определяют условия поставки электрической энергии, права и обязанности электропоставщика и потребителя.

Закон № 2019 предусматривает требования к общим положениям и условиям договора. Они должны быть:

  • справедливыми и прозрачными;
  • изложенными четко и ясно;
  • без процедурных препятствий, затрудняющих права потребителя.

К тому же условия договора не могут ограничивать права потребителя на изменение электропоставщика. А также - накладывать дополнительные финансовые обязательства на потребителя, который осуществляет такое право.

Распределение электрической энергии

Закупка электроэнергии на 2020 год невозможна без ее предварительного распределения. Распределение электрической энергии - это транспортировка электрической энергии от электроустановок производителей электрической энергии или электроустановок оператора системы передачи сетями оператора системы распределения, кроме поставок электрической энергии (п. 78 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019).

Распределение электрической энергии осуществляет оператор системы распределения. Деятельность по распределению также подлежит лицензированию в соответствии с законодательством.

Оператор системы распределения предоставляет услуги по распределению электрической энергии на недискриминационной основе. При этом он руководствуется:

• Законом № 2019;

кодексом систем распределения;

• другими нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование рынка электрической энергии.

Тарифы для оплаты услуг по распределению будет устанавливать НКРЭКУ по специальной методике (пока она не утверждена). В свою очередь, операторы систем распределения будут обнародовать тарифы на услуги по распределению электроэнергии в порядке и сроки, определенные нормативно-правовыми актами, регулирующими функционирование рынка электрической энергии.

Оператор системы распределения не имеет права вести деятельность по купле-продаже электрической энергии на рынке электрической энергии, производства и / или передачи и / или поставке электрической энергии. Запрет не распространяется на куплю-продажу для компенсации технологического расхода электрической энергии на ее распределение электрическими сетями и урегулирования небалансов электроэнергии, а также случаи, определенные ч. 11 ст. 47 Закона № 2019.

Закупка электроэнергии в 2020 году

Правовые и экономические основы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной общины устанавливает Закон «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922 (далее - Закон № 922). Он определяет, что закупку можно проводить по одной из процедур, предусмотренных ст. 13 Закона № 922, то есть следующим:

  • открытые торги;
  • торги с ограниченным участием;
  • конкурентный диалог;
  • переговорная процедура закупки - как исключение.

Закупка электроэнергии через "прозорро" в 2020 году

Процедура закупки должна проводиться, если заключаются договоры на закупку товаров, услуг, стоимость которых превышает 200 тыс. грн (ч. 1 ст. 3 Закона № 922). Товар для целей государственных закупок понимается широко и включает не предметы в твердом состоянии, но и услуги, связанные с поставкой таких товаров, если их стоимость не превышает стоимости самих товаров. Электроэнергия определена как товар, а предмет закупки согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 15.04.2020 № 708.

Закупка электроэнергии - товар или услуга?

Когда закупка электрической энергии - универсальная услуга? Если электроэнергию поставляет поставщик универсальной услуги, то электроэнергия определяется как товар, но сопроводительными услугами. Сопутствующие услуги должны быть меньше стоимости, чем сам товар-электроэнергии. При этом закупать электроэнергию как универсальную услугу нужно с применением переговорной процедуры закупки, так как в пределах территории осуществления деятельности одним поставщиком универсальных услуг запрещается деятельность других.

Не проведение открытых торгов - штраф от 25 500 до 51 000 грн в соответствии с ч. 1 ст. 164-14 КУоАП.

Обратите внимание, что частым нарушением является не обнародование объявления о проведении закупки электроэнергии на английском языке. Для товаров и услуг это следует делать, если стоимость закупки превышает 133 тыс. евро (ч. 3 ст. 10 Закона № 922). На сегодняшний день это более 4.3 млн грн.

Заключение договоров через переговорную процедуру

Переговорная процедура применяется в виде исключения, когда процедуру открытых торгов провести невозможно из-за отсутствия конкуренции, как это происходит на рынке электроэнергии с поставщиками универсальных услуг. Осуществляется данная процедура на основании п. "2" ч. 2 ст. 35 Закона № 922.

При этом такой способ закупки электроэнергии наиболее распространенный, так как открытые торги часто отменяли из-за невозможности набрать более одного конкурсного предложения.



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді