Предоплата в договоре 2024

RU UA
Автор
експерт, адвокат зі спорів з контролюючими органами, консультант із закупівель
Объясним, что учесть, когда устанавливаете предварительную оплату в договоре. Приведем примеры условий договора о предварительной оплате. А также разъясним особенности предварительной оплаты за газ и электроэнергию

Условия о предварительной оплате в договоре о закупке

Закон №922 и Особенности №1178 не имеют отдельных положений по осуществлению предварительной оплаты заказчиками товаров, работ услуг поставщикам. Такие правила предварительной оплаты есть в Постановлении КМУ № 1070. Поэтому, устанавливая такие условия в договоре, следует руководствоваться именно им.

Закупки за бюджетные средства на 2024 год и казначейское обслуживание

Обратите внимание, что Постановление №1070 распространяется на всех распорядителей (получателей) бюджетных средств, кроме зарубежных дипломатических учреждений. Напомним, что согласно п.47 ст.1 БКУ, распорядитель бюджетных средств — бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису, долгосрочных обязательств в рамках государства -частного партнерства, среднесрочных обязательств в области здравоохранения и осуществления расходов бюджета. То есть предписания Постановления № 1070 распространяются не на всех заказчиков, а только тех, которые являются распорядителями (получателями) бюджетных средств. Проверить, есть ли конкретный заказчик можно на этом сайте.
❗КМУ расширил случаи предоплаты, а именно при использовании средств фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии российской федерации против Украины. Читать подробнее>>>
Устанавливая условия в договоре о предоплате, нужно помнить, что пeнкт 1 Постановления № 1070 устанавливает, что распорядители (получатели) бюджетных средств (кроме зарубежных дипломатических учреждений) в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предоплату в случае закупки:
  • товаров, работ и услуг по текущим расходам - сроком не более трех месяцев;
  • товаров, работ и услуг по капитальным расходам и государственным контрактам (договорам); периодических изданий – на срок не более 12 месяцев;
  • товаров, работ и услуг, закупаемых по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств; товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения национальной безопасности и обороны государства; товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях, сроком не более 24 месяцев.
Разделение между «текущими» и «капитальными» расходами следует использовать на основании предписаний Инструкции №333.
Мирослава Ясинська консультант з публічних закупівель
❓Чи обов’язково оприлюднювати в системі джерело фінансування ❓Чи перевіряє Казначейство джерело фінансування під час реєстрації договору про закупівлю ❓Як зареєструвати окрему суму договору за джерелами фінансування, коли замовник реєструє договір ❓Чи оприлюднювати додаткові угоди до договорів про закупівлю про джерела фінансування
Обратите внимание, что главным распорядителем бюджетных (далее — ГРБ) средств определяются исходя из обоснованной необходимости, в частности, реального состояния поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячного распределения бюджетных ассигнований, сезонности работ, цикла производства:
  •   размер и срок предоплаты в пределах указанных сроков;
  •   количество платежей по предоплате в пределах срока;
  •   положения по осуществлению в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты товаров, работ и услуг, что согласно договорам о закупке предполагается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода.
Поэтому заказчик должен исходить из указанных предписаний Постановления № 1070 и Распоряжения ГРБ. Например, для текущих расходов ГРБ может установить их размер на уровне 30% от их стоимости двумя платежами (например, два платежа по 15%).
Следовательно, если определенная закупка отвечает приведенным требованиям, в договоре можно указать следующую формулировку по предварительной оплате: «2.2. Предоплата за настоящим Договором может производиться Заказчиком при условии получения мотивированного обращения Поставщика о проведении предварительной оплаты. 2.3. Перед началом поставки Товара Покупатель оплачивает Поставщику предварительную оплату (аванс) на уровне 30% от согласованной в п.п.2.1. суммы, что составляет 20000,00 грн., согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 04.12.2019г. №1070 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства». Аванс предоставляется на 3 (три) месяца с момента выплаты.
Обратите внимание, что согласно п.2 Постановления № 1070, предоплата заказчиками, по капитальным расходам и государственным контрактам осуществляется путем направления бюджетных средств исполнителям работ, поставщикам товаров и поставщикам услуг (кроме нерезидентов) на небюджетные счета, открытые на их имя в органах Государственной казначейской службы в установленном законодательством порядке, с последующим использованием указанных средств исполнителями работ, поставщиками товаров и поставщиками услуг исключительно с таких счетов на цели, определенные договорами о закупке товаров, работ и услуг, с предоставлением подтверждающих документов органам Государственной казначейской службы для осуществления платежей
Поэтому, в договоре указывается следующее: «2.4.Расчет осуществляется в безналичной форме путем перечисления Заказчиком средств на расчетный банковский счет Поставщика, а в случае осуществления предоплаты Заказчиком - на небюджетный счет, открытый Поставщиком в органах Государственной казначейской службы Украины в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 04.12.2019 г. № 1070 с последующим использованием таких средств на цели, определенные условиями настоящего Договора. Датой оплаты за Товар (услуги/работы) является дата списания денежных средств со счета».
Поскольку ГРБ может установить требование о не 100% оплате предмета закупки, следует указать следующий пункт: «2.5. Окончательный расчет за партию поставленного Товара осуществляется в течение 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания соответствующей расходной накладной и/или Акта приемки Товара по месту поставки, при отсутствии каких-либо замечаний к Товару со стороны Заказчика. В случае несоблюдения Поставщиком требований относительно качества, предусмотренных (указать соответствующие пункты Договора) настоящего Договора, Поставщик обязуется вернуть предоплату по настоящему Договору в срок до 5 (пяти) банковских дней после получения от Заказчика соответствующей претензии».
Следует учесть бюджетное финансирование заказчика и вписать следующий подпункт: «2.6. Заказчик имеет право на отсрочку платежа без применения к нему каких-либо штрафных санкций в случае отсутствия и/или задержки бюджетного финансирования до получения такого финансирования».

Риски предоплаты и примеры условий договора, чтобы их избежать

Основной риск предоплаты состоит в том, что исполнитель может не выполнить свои обязательства вообще или полностью. Выше было рассмотрено, что нужно написать в договоре на случай поставки некачественного товара.
Следующий пример касается случая, когда подрядчик не выполнил работы/услуги: «По окончании соответствующего, согласованного сторонами. срока использования подрядчиком предварительной оплаты, неиспользованная (неподтвержденная) сумма денежных средств возвращается подрядчиком на текущий счет заказчика на следующий банковский день с даты истечения согласованного в Договоре срока для использования предоплаты. В случае просрочки возврата заказчику суммы неиспользованных денежных средств подрядчик обязан вернуть заказчику такую сумму с учетом установленного индекса инфляции и 20 (двадцать) процентов годовых за все время просрочки».
Северный апелляционный хозяйственный суд в Постановлении от 20.12.22г. по делу № 910/19300/21, обратил внимание на следующее. Условиями п.4.4 договора было предусмотрено, что использование суммы предоплаты подтверждается исключительно путем подписания обеими сторонами оформленных надлежащим образом актов КБ-2в и справок КБ-3. При этом подрядчик настаивал на том, что о том, что он выполнил свои обязательства, свидетельствуют: информационные письма о перечислении им средств своим контрагентам и субподрядчикам для приобретения необходимых материалов и выполнения субподрядных работ, информационные письма о форс-мажорных обстоятельствах у контрагентов. Суд пришел к выводу, что такие письма не свидетельствуют об использовании ответчиком суммы предоплаты в соответствии с условиями договора.
Следовательно, нужно прописать в договоре, что использование суммы предоплаты подтверждается исключительно:
  •     полученными заказчиком от поставщика расходными накладными (актами приема-передачи ТМЦ) – для товаров;
  •     подписанными обеими сторонами оформленными должным образом актами КБ-2в и справками КБ-3 – для монтажно-строительных работ;
  •     подписанными обеими сторонами оформленными должным образом актами приема-передачи предоставленных услуг – для услуг.
Тетяна Колісник консультант з публічних закупівель
Замовник у квітні за результатами закупівлі підписав договір на надання послуг з розроблення проєктної документації. Послугу оплатив. Проте тепер потрібно повернути кошти і замовити нову проєктну документацію з іншою назвою. Чи можна розірвати договір?
Еще один риск связан с неотложной потребностью в определенных ТМЦ. Так, заказчик может предварительно оплатить ТМЦ, в которых нуждается, так сказать еще «вчера», а недобросовестный поставщик может поставить менее качественный товар, или (например в больницу) продукты со истекающим сроком потребления. В таком случае, у заказчика уже не будет времени на претензионную или судебную волокиту. И такое недобросовестное поведение поставщика повлияет на качество ТМЦ.
На первый взгляд не очевиден риск, но иногда встречающийся на практике. Это случаи, когда руководитель заказчика «под честное слово» подписывает акт полученных услуг/работ или расходную накладную, а поставщик, получив желаемый документ, не спешит с поставкой или вообще от нее отграничивается.

Предоплата за электроэнергию и газ

Формально, Постановление № 1070 разрешает осуществлять, бюджетными учреждениями в т.ч. предварительную оплату за газ и электроэнергию. Впрочем, следует обратить внимание на следующее.
В постановлении №1070 указано, что заказчики могут предусматривать предоплату в случае закупки. То есть, предоплата не является обязанностью заказчика. Более того, формирование: «…могут предусматривать предоплату в случае закупки… – на срок не более», значит, возможность уплаты каждого нового аванса. Фактически, их можно осуществить хоть 4 раза в год, хотя больше, главное, чтобы поставщик поставил предварительно оплаченный товар/работы/услуги полностью и вовремя.
Следовательно, предоплата за распределение электрической энергии а также предоплата за газ возможна, но при условии если две стороны договора на нее согласны.
Обратите внимание, что согласно п.п.5.10 типового договора о поставке электрической энергии поставщиком универсальных услуг, оплата счета Поставщика по настоящему Договору должна быть произведена Потребителем в сроки, определенные в счете, но не менее 5 рабочих дней со дня получения Потребителем этого счета , или в течение 5 рабочих дней от срока оплаты, указанного в коммерческом предложении, принятом Потребителем.
Следовательно, нормативными документами не предусмотрены обязательные условия по установлению предварительной оплаты за распределение электрической энергии или предоплаты за газ. Поскольку проект договора формирует заказчик, ему не нужно обязательно устанавливать в договоре условие о предварительной оплате в указанных закупках.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді