Ожидаемая стоимость работ: как рассчитать

RU UA
Автор
експерт, консультант з публічних закупівель, канд. екон. наук
Ожидаемая стоимость – одна из главных составляющих закупки, ведь она определяет цену предмета закупки. От правильного расчета ожидаемой стоимости закупки зависит, будет ли закупка конкурентной, ведь заниженная ожидаемая стоимость приведет к отсутствию участников и, соответственно, – конкурентной борьбе. Минэкономики приказом от 18.02.2020 № 275 утвердило Примерную методику расчета ожидаемой стоимости предмета закупки. Она предусматривает определение ожидаемой стоимости отдельно для товаров и услуг и отдельно для работ. Категория закупки работ — это сложный предмет закупки, который одновременно может предусматривать и закупку товаров, и закупку услуг. Поэтому рассмотрим, как рассчитывать ожидаемую стоимость работ?

 

 

Работы — это разработка проектной документации на объекты строительства, научно-проектной документации на реставрацию памяток архитектуры и градостроения, строительство новых, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и реставрацию существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по строительству объектов с разработкой проектной документации, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопроводительные работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и прочие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ (п. 27 ст. 1 Закона № 922);

Примерная методика определения ожидаемой стоимости предлагает определять ожидаемую стоимость проектных и проектно-поисковых работ с учетом видов и объемов работ, которые планируется закупить, в соответствии с ГСТУ Б Д.1.1-7: 2013 «Правила определения стоимости проектно-изыскательских работ и экспертизы проектной документации на строительство», принятого приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 08.08.2013 № 374.

Ожидаемая стоимость закупки работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции определяется с учетом ДСТУ Б Д.1.1-1: 2013 «Правила определения стоимости строительства», принятого приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 05.07.2013 № 293, а также Отраслевых производственных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 23.08.2011 № 301, в соответствии с разработанной и утвержденной проектно-сметной документацией.

Следует заметить, что ГСТУ Б Д.1.1-7: 2013 и ГСТУ Б Д.1.1-1: 2013 утратили силу и вместо них утверждены Сметные нормы Украины «Руководство по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство» и «Руководство по определению стоимости строительства» (приказ Минрегиона от 01.11.2021 № 281 «Об утверждении сметных норм Украины в строительстве»; далее — Руководство).

Руководство по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство определяет основные правила применения сметных норм и нормативов по ценообразованию в строительстве для определения стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ, а также экспертизы проектной документации на строительство (далее – проектирование и экспертиза).

Это Руководство применяется при определении стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство на этапах определения сметной стоимости указанных работ, цены предложения участника процедуры закупки, договорной цены и при проведении взаиморасчетов за объемы выполненных работ.

Руководство по определению стоимости строительства определяет основные правила применения сметных норм и нормативов по ценообразованию в строительстве для определения стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов и частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации памяток архитектуры и градостроения (далее – строительство).

Эти Руководства обязательны для определения стоимости строительства объектов, сооружаемых с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (далее – государственные средства).

Для того чтобы определить ожидаемую стоимость работ по строительству, заказчику следует заказать проектные работы.

Проектные работы – это работы, связанные с созданием проектной документации, состоящей из утвержденных текстовых и графических материалов, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, технологические решения, а также из смет объектов строительства.

Сметная стоимость проектных, научно-проектных, изыскательских работ определяется:

1) с применением процентных показателей стоимости проектных работ к стоимости строительных работ, а для объектов производственного назначения, отдельных объектов непроизводственного назначения и объектов телекоммуникаций – с учетом стоимости оборудования;
2) на основании сборников цен на проектные, научно-проектные, изыскательские работы;
3) калькуляционным методом.

Стоимость проектных работ для объектов строительства, которые имеют отраслевые особенности и к которым выдвигаются дополнительные требования, может определяться по соответствующим сметным нормам.

 

 

Строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, нормами и правилами в порядке, определенном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Поэтому создание проектной документации – обязательное условие для работ по строительству. Для капитального ремонта в отдельных случаях может быть достаточно дефектных актов.

В соответствии с приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 16.05.2011 № 45 «Об утверждении Порядка разработки проектной документации на строительство объектов» (далее — Приказ № 45) для обеспечения проектирования объекта строительства заказчик должен предоставить генпроектировщику (проектировщику) исходные данные на проектирование.

Основные составляющие исходных данных:

  • градостроительные условия и ограничения;
  • технические условия;
  • задание на проектирование.

Задание на проектирование объектов строительства составляется с учетом требований государственных строительных норм ДБН А.2.2-3: 2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство» и утверждается заказчиком по согласованию с генпроектировщиком (проектировщиком).

Для объектов нового строительства, реконструкции и технического переоснащения, финансирование которых будет осуществляться за счет государственных капитальных вложений и/или кредитов (займов), привлеченных государством или под государственные гарантии, задание на проектирование (корректировку проекта) составляется на основании одобренного или отобранного в установленном законодательством порядке инвестиционного проекта, которым обоснована целесообразность такого строительства.

Договоры на выполнение проектных работ регулируются порядком, установленным Общими условиями заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденными постановлением КМУ от 01.08.2005 № 668.

Выбор генпроектировщика (проектировщика) для разработки проектной документации объектов строительства, осуществляемого с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, кредитов, предоставленных под государственные гарантии, проводится в соответствии с Законом № 922.

После создания проектной документации нужно провести экспертизу проектной документации на строительство, которая окончательно подтвердит цену проекта.

Экспертиза проектной документации – это работа, связанная с определением соответствия проектных решений исходным данным на проектирование, нормативно-правовым актам, строительным нормам, стандартам и правилам. Экспертиза – завершающий этап разработки проектной документации.

Цель проведения экспертизы проектов строительства (далее – экспертиза) – определение и проверка качества проектных решений путем выявления отклонений от требований к прочности, надежности и долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в частности по соблюдению нормативов по вопросам создания условий для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения, допустимому проценту застройки земельного участка, предельно допустимой высоты строительства и плотности населения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, охраны труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережения, сметной части проекта строительства. Экспертиза – завершающий этап разработки проектов строительства.

В соответствии с пунктом 4.8 ГСТУ 8907: 2019 «Руководство по организации проведения экспертизы проектной документации на строительство» и постановлением КМУ от 11.05.2011 № 560 «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признания утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» обязательной экспертизе подлежит проектная документация на новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и техническое переоснащение объектов строительства, которую утверждают (одобряют) на следующих стадиях проектирования:

  • технико-экономическое обоснование (ТЭО)
  • технико-экономический расчет (ТЭР)
  • эскизный проект (ЭП)
  • проект (П)
  • рабочий проект (РП).

При этом важно, что обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые:

  • по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, – относительно соблюдения нормативов по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, в т.ч. соблюдения нормативов по вопросам создания условий для беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения;
  • сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, – относительно их прочности, надежности и долговечности;
  • сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, если их сметная стоимость превышает 300 тыс. грн, – относительно сметной части проекта строительства;
  • подлежат оценке влияния на окружающую среду согласно закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» в части учета результатов оценки влияния на окружающую среду.

 

По решению заказчика строительства может проводиться также экспертиза других проектов строительства или отдельных разделов проектной документации.

Если в состав строения (комплекса) входит хотя бы один объект, который по классу последствий (ответственности) относится к объектам со средними (СС2) или значительными (СС3) последствиями, проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям.

В случае если объектом строительства является комплекс (строение), в состав которого входят объекты, относящиеся по классу последствий (ответственности) к объектам с незначительными последствиями (СС1) и по совокупным показателям превышающие уровень, установленный для объектов с соответствующим классом последствий (ответственности), проект строительства подлежит обязательной экспертизе по всем направлениям.

Деление проекта строительства на стадии технико-экономического обоснования, технико-экономического расчета или эскизного проекта на очереди не освобождает от необходимости обязательного проведения экспертизы проектной документации на отдельную очередь, которая подлежит утверждению в установленном порядке.

По желанию заказчика или проектировщика для подтверждения правильности принятых проектных решений согласно пункту 4.9 ГСТУ 8907: 2019 может быть проведена экспертиза проектной документации на строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с:

    1. незначительными последствиями (СС1) в целом по отдельным направлениям и отдельным разделам проектной документации на строительство;
    2. средними последствиями (СС2) и значительными последствиями (СС3) по отдельным направлениям и отдельным разделам проектной документации на строительство.

 

Экспертиза проводится по договорам, заключенным между заказчиком экспертизы и экспертной организацией согласно законодательству. Минрегион осуществляет нормативно-методическое обеспечение проведения экспертизы и определяет нормативы исчисления ее стоимости.

После проведения экспертизы проектной документации должен быть утвержден проект строительства. Порядок его утверждения определен постановлением КМУ от 11.05.2011 № 560 «Об утверждении Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины».

Таким образом, для определения ожидаемой стоимости работ по строительству заказчику необходимо сначала осуществить закупку проектных работ, обеспечить проведение их экспертизы и утвердить проект строительства. Ожидаемая стоимость проектных работ определяется по формулам и показателям Руководства по определению стоимости проектных, научно-проектных, изыскательских работ и экспертизе проектной документации на строительство.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді