Продление срока действия договора на следующий год
Продление срока действия договора о закупке на следующий год
Срок действия договора — это одно из существенных условий договора, которое можно изменить после его подписания исключительно в порядке, определенном в:
- части 6 статьи 41 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (далее — Закон № 922);
- подпунктах 4, 8 пункта 19 Особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178 (далее — Особенности № 1178).
Продление срока действия договора после его окончания возможно:
- в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, повлекших такое продление, в том числе обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика, при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке;
- в начале следующего 2026 года в объеме, не превышающем 20% суммы, определенной в первоначальном договоре о закупке, заключенном в текущем 2025 году, если заказчику утверждены бюджетные ассигнования в 2026 году и есть необходимость в получении товаров, услуг, работ на период проведения новой процедуры закупки, то есть до новой поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ.
Объективные обстоятельства, из-за которых нарушается срок исполнения договора, должны быть документально подтверждены. При этом это такие обстоятельства, о которых стороны не могли знать на момент подписания договора. Это могут быть служебные записки, акты обследования, письма производителя и другие документы, которые составляют при отдельных обстоятельствах. Эти документы целесообразно прилагать к проекту дополнительного соглашения и письма о продлении срока действия тендерного договора. В противном случае, если объективные обстоятельства не будут документально подтверждены, дополнительное соглашение признают недействительным. Такая правовая позиция приведена в постановлениях Верховного Суда от 05.09.2018 по делу № 910/21806/17, от 06.06.2023 по делу № 910/21100/21.

В то же время нарушение исполнителем срока действия договора влечет за собой уплату штрафных санкций. Поэтому заказчик при подписании дополнительного соглашения о продлении срока действия договора о закупке за государственные средства должен учесть, действительно ли обстоятельства являются объективными и не последует ли прокурорское реагирование. В деле № 904/2722/24 судом первой инстанции дополнительные соглашения были признаны недействительными и исполнитель был обязан уплатить штрафные санкции, решением апелляционного суда решение суда первой инстанции было отменено, а решением Верховного Суда кассационное производство было прекращено. То есть дополнительные соглашения, которыми продлен срок действия договора о закупке, все же остались в силе. Но здесь нужно акцентировать внимание, что срок действия договора продлевали в пределах бюджетного года.
Вообще, продление срока действия договора о закупке по подпункту 4 пункта 19 Особенностей № 1178 должно происходить в пределах бюджетного периода — одного календарного года, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года. Поскольку в соответствии с частью 12 статьи 23 БК все бюджетные назначения теряют силу после окончания бюджетного периода. Исключением будут программы, имеющие средне- или долгосрочный характер, но такие программы должны быть определены в законе о госбюджете или решении о местном бюджете, соответственно и договор будет заключен на средне- или долгосрочный период.
Если, например, договор заключается в ноябре и срок его действия с 01.12.2025 по 31.12.2025, то исполнитель договора должен оценить риски возможного его неисполнения из-за сжатых сроков с учетом имеющихся у него ресурсов. Если он не может выполнить его вовремя, договор не подписывается. Если же исполнитель подписывает такой договор, он учел возможные последствия для себя от неисполнения договора в определенный срок, ведь истечение срока действия договора не освобождает стороны от выполнения условий договора.
Стороны, заключая договор, должны оценивать риски и возможность выполнения обязательств в течение определенного срока. Если такие риски существовали на момент заключения договора, они не могут быть основанием для продления срока без новых обстоятельств. На этом, в частности, акцентируют внимание судьи.
Особенности продления действия договора о закупке на следующий бюджетный период
Что же касается продления тендерного договора на следующий год, то такое продление должно происходить с учетом части 6 статьи 41 Закона № 922 и подпункта 8 пункта 19 Особенностей № 1178.
При этом обязательства по договору о закупке, который планируют продлить на этом основании, должны быть выполнены в полном объеме в бюджетном периоде, в котором заключен договор. Ведь продление действия договора о закупке на следующий бюджетный год происходит не с целью выполнить обязательства прошлого периода, в новом бюджетном периоде заказчик принимает новые бюджетные обязательства без проведения закупок — заключая дополнительное соглашение к договору в объеме, не превышающем 20% суммы первоначального договора (который уже завершен/закрыт/выполнен в прошлом году).
Такое дополнительное соглашение заказчик заключит, если:
- потребность в предмете закупки сохраняется и в новом бюджетном периоде, в том числе с начала года и до заключения нового договора;
- на эти цели заказчику утверждены бюджетные ассигнования;
- заказчик будет проводить новые закупки по этому предмету.
Инициатором заключения дополнительного соглашения к договору будет выступать заказчик. Ведь именно он будет определять потребность в предмете закупки, с учетом утвержденных бюджетных ассигнований, и срок действия дополнительного соглашения — с учетом необходимого периода на проведение новой закупки этого предмета.
Именно этот способ продления срока действия договора о закупке на следующий бюджетный период согласуется с бюджетным законодательством.
Письмо о продлении срока действия договора
Письмо о продлении срока действия договора может выступать в качестве официального документа, на основании которого начинается процесс изменений. Он должен содержать:
- ссылку на заключенный договор;
- причину (обстоятельства), которая сделала невозможным выполнение в срок, с документальным подтверждением или со ссылкой на такие доказательства;
- предлагаемый новый срок действия договора или выполнения обязательств;
- замечание о том, что другие существенные условия договора остаются без изменений;
- просьбу заключить дополнительное соглашение.
В судебной практике письма без надлежащего документального обоснования не признаются достаточным основанием для изменений. Например, в деле № 911/1654/25 письмо с объяснением «высокая загрузка завода, мобилизация персонала, обстрелы» не было признано достаточным доказательством объективных обстоятельств для продления срока — поскольку эти обстоятельства были известны уже на момент заключения договора.
Чтобы письмо было принято во внимание, к нему необходимо приложить документы, подтверждающие задержку в выполнении обязательств или изменение обстоятельств после заключения договора. Именно совокупность этих документов и будет основанием для заключения дополнительного соглашения о продлении срока действия договора о закупках. Кроме этого, в дополнительном соглашении целесообразно четко указать объективные обстоятельства, из-за которых изменяют срок действия договора.
Итак, продление срока действия договора о закупке возможно двумя способами, исключительно с соблюдением закупочного и бюджетного законодательства.
